Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 11 марта 2014 г.

Русские немцы на службе Дому Романовых

«Немецкая сущность» империи Романовых, этнокультурная чуждость ее русскому народу – одна из постоянных тем эмигрантской публицистики Александра Герцена. Он посвятил ей несколько страниц книги «О развитии революционных идей в России», в которой уверял, что «народ, поднимавшийся за самозваного сына Ивана IV, не ведал даже имен всех этих Романовых – Брауншвейг-Вольфенбюттельских или Гольштейн-Готторпских».


 
Здесь же дается резкая характеристика «русских немцев»: «Немцы <…> далеко не олицетворяли прогресса; ничем не связанные со страной, которую не давали себе труда изучить и которую презирали, считая варварской, высокомерные до наглости, они были раболепнейшим орудием императорской власти. Не имея иной цели, как сохранить монаршее к себе расположение, они служили особе государя, а не нации. Сверх того, они вносили в дела неприятные для русских повадки, педантизм бюрократии, этикета и дисциплины, совершенно противоположный нашим нравам. <…> Русское правительство до сих пор не имеет более преданных слуг, чем лифляндские, эстляндские и курляндские дворяне. «Мы не любим русских, – сказал мне как-то в Риге один известный в Прибалтийском крае человек, – но во всей империи нет более верных императорской фамилии подданных, чем мы».


Правительству известно об этой преданности, и оно наводняет немцами министерства и центральные управления. Это и не благоволение и не несправедливость. В немецких офицерах и чиновниках русское правительство находит именно то, что ему надобно: точность и бесстрастие машины, молчаливость глухонемых, стоицизм послушания при любых обстоятельствах, усидчивость в работе, не знающую усталости. Добавьте к этому известную честность (очень редкую среди русских) и как раз столько образования, сколько требует их должность, но совсем не достаточного для понимания того, что вовсе нет заслуги быть безукоризненными и неподкупными орудиями деспотизма; добавьте к этому полнейшее равнодушие к участи тех, которыми они управляют, глубочайшее презрение к народу, совершенное незнание национального характера, и вам станет понятно, почему народ ненавидит немцев и почему правительство так любит их».

В этом Герцен абсолютно прав: немецкая диаспора стала как бы резервной и, как правило, самой лояльной престолу частью государственной элиты империи. И когда Герцен приводит цитату одного из представителей остзейского дворянства о том, что оно как никто в России преданно престолу, как показали события 1905-1917 годов – это была чистая правда! Именно представители старомосковского (старообрядческого) купечества, различные малоросы вроде Родзянко и Терещенко, и примкнувшие к ним Коноваловы и Гучковы объединили усилия, чтобы захватить власть и упразднить монархию в России.

Именно события февраля-марта 1917 года как ничто иное подтверждают, насколько были правы императоры Николай I и Александр I, когда окружали престол представителями немецких дворянских фамилий. И если Александр I в этом следовал, скорее, заветам своего отца Павла Петровича и собственной интуиции, то Николай Павлович совершенно осознанно не питал доверия к русской аристократии, ибо уж он-то видел, какие фамилии участвовали в заговоре против династии в 1825 году: Рюриковичи и Гедеминовичи, а также прочие Орловы и Рылеевы с Муравьёвыми-Апостолами.

Как могли императоры России доверять русскому дворянству, которое постоянно либо устраивало заговоры и перевороты, либо писало памфлеты и эпиграммы на своих правителей? Мало того – то, что Герцен ставит в укор немцам, можно как раз поставить в укор русским: что это за столь нелюбимые повадки, о которых он писал? Они предельно просты: каждая вещь должна лежать на своём месте, необходимо быть аккуратно одетым, надо чётко и вовремя приходить на службу и т.д.

Все историки отмечают прогрессивное начало в правилах этикета, разработанных Петром Великим: «Юности честное зерцало», но разве мало было русских дворян и мещан, кто пренебрегал этими правилами хорошего тона и откровенно саботировал их?

Иначе говоря – что плохого в педантизме? Уж для хаотично-разхристанной русской натуры это просто необходимое каждодневное лекарство. А то, как часто в России получается, живёт «святой жизни человек» – в голове туман, в доме бардак, под кроватью груда выпитых бутылок, но рассуждает это «чудо природы», «богоносец хренов» исключительно о «космосах, Бермудском треугольнике, или есть ли жизнь на Марсе»! Не бред разве? Полнейший! Какой вам космос, когда на земле порядка навести не способны!

Далее Александр Герцен пишет: «Они (немцы) вносили в дела… этикет и дисциплину, совершенно противоположный нашим нравам», – ну здесь, как говориться, не в бровь, а в глаз! Что такое этикет, у нас часто не знают, да и знать не желают. Это всё «условности». Постоянно приходиться слышать от наших современников: «Надо быть проще!» И так мы уже опростились, что даже если в пределах 50 метров имеется туалет, то наши «простые русские люди» непременно будут справлять «надобности» возле ближайшего забора.

Как здесь не вспомнить классика русской литературы Фёдора Достоевского: «Широк русский человек, слишком широк, я бы сузил». Но как только заходит речь о рамках, русский человек начинает бунтовать и орать на всю Ивановскую: «Я не немец какой, чтобы по регламентам жить», что означает: «Не хочу жить по закону, желаю жить по своему хотению и воле». Недаром основоположниками анархизма были именно русские – князь Кропоткин (Рюрикович) и Михаил Бакунин.

Или на работе происходит конфликт, когда подчинённые апеллируют к разумным законам и требованиям, а начальство по старой русской привычке пытается руководить не по законам и регламентам, а по собственной воле. Спрашивается, зачем? Ответ очень прост: иначе «кайфа» от господства не будет. Ну, зачем человек годами гнул спину и лебезил перед начальством, чтобы выхлопотать себе заветное кресло, если потом нельзя на подчинённых испытать свой начальственный «зубодробительный кулак»? Это в глазах наших начальников как-то неправильно, ведь непонятно ради чего все их предыдущие «лишения».

Про дисциплину и говорить не приходится – бардак происходит во всех отраслях политической и экономической деятельности. Исключения есть, но, как правило, они касаются иностранных представительств компаний и банков. В остальном процветает и никого не удивляет «коррупция» и кумовство, не говоря уж о сонме фавориток местного разлива.

«Русское правительство до сих пор не имеет более преданных слуг, чем лифляндские, эстляндские и курляндские дворяне» – данный тезис Герцена также не вызывает никакого удивления и возражения. Именно в свете этого можно с уверенностью констатировать, что Первая Мировая война стала начальным этапом социальной и политической революции в России, когда под воздействием либеральных, антимонархических кругов, в первую очередь сконцентрированных вокруг военно-промышленных комитетов и «прославянской группировки» в лице Великого Князя Николая Николаевича и его брата (оба были женаты на дочерях черногорского князя Петра Негоша – Мелице и Стане) началась атака на Императорскую четы и, в первую очередь, царствующую Императрицу.

Нельзя не согласиться с мнением современного историка о том, что «немецкий вопрос» стал «одной из причин Февральской революции, в ходе которой большое значение имела антинемецкая риторика». Последнюю активно использовали оппозиционные самодержавию и союзные между собой группировки: придворная во главе с Великим Князем Николаем Николаевичем (начальник его штаба генерал Николай Янушкевич, Главноуправляющий землеустройства и земледелия Александр Кривошеин и др.) и политически-промышленная во главе с Александром Гучковым, который контролировал значительную часть «немцеедской» прессы («Голос Москвы», отчасти «Новое время» и «Вечернее время»).

Похоже, что эти круги сознательно разжигали и провоцировали массовую антинемецкую истерию и шпиономанию с целью дестабилизировать ситуацию в стране и на волне хаоса прийти к власти. Во всяком случае, новейшее исследование Олега Айрапетова о причинах немецкого погрома в Москве в мае 1915 года дает серьезные основания для того, чтобы считать его «репетицией февральского переворота 1917 года». Сам же этот погром, видимо, нужно признать самым «горячим» эпизодом в истории внутрироссийского русско-немецкого этноконфликта: погибло пять лиц «австро-немецкой национальности» (четверо из них – женщины) и 12 погромщиков (в результате стрельбы, открытой войсками).

В апреле 1915 года донесения агентов московской полиции свидетельствовали: «В народе складывалось убеждение, что победы достигнет не правительство, а народ своими собственными усилиями и после войны посчитается с правительством за ту кровь, которая напрасно пролилась, благодаря его потворству немцам». После майского погрома в рабочей среде говорили, что в нем виновата полиция и администрация, но обе они были лишь «слепым орудием так называемой «партии мира», членами которой состоят особо высокопоставленные лица, преимущественно немецкого происхождения, из придворных и весьма влиятельных кругов». Многие вообще считали, «что немцев следует бить и что разгромы фабрик и заводов – дело хорошее <…> надо было фирмы отобрать в казну, а немцев из Москвы выгнать». В некоторых группах чернорабочих велись речи о необходимости сменить правительство как «онемечившееся».

Одним из лозунгов Февраля 1917-го был призыв «Долой правительство! Долой немку (то есть Императрицу)!». В первые дни февральской революции происходили массовые расправы солдат с офицерами, носившими немецкие фамилии, особенно это было характерно для Балтийского флота, где представительство остзейского дворянство всегда было очень высоко. В письмах того времени февральские события нередко объяснялись как свержение «немецкого засилья»: один солдат поздравлял своего адресата с «новым Русским, а не с немецким правительством Штюрмеров, Фредериксов, Шнейдеров» и пояснял, что «никто за старое правительство не стоял из солдат, все перешли на сторону нового». Типичным для революционных акций была фраза: «Везде правили нами немцы, но теперь не то».

Можно сказать, что русский дворянский «антинемецкий» дискурс наконец-то «овладел массами». Давняя мечта дворян-националистов, подхваченная националистами из промышленного класса и интеллигенции, сбылась: «немецкая партия» была отстранена от участия во власти. Но это стало возможным только после падения монархии в России. Что совершенно естественно: немецкие дворяне, «императорские янычары», служили Дому Романовых, а не российскому дворянству. Остзейские немцы были «нервом политической системы Российской империи», «несущей опорой империи», вот почему, несмотря на все «русификации», их положение оставалось, по сути, неизменным и при Александре II, и при самом русском царе Александре III, и при последнем императоре. Во многом это было оправдано.

Власть, пришедшая на смену «немецкой партии», вместо «педантизма бюрократии, этикета и дисциплины» начала «красный террор», создала политические концлагеря и расправилась с семьёй последнего императора Николая II.

В целом, при взгляде на германо-российские отношения внутри элиты Российской империи стоит удивляться тому, что в ХХ веке эти, в общем-то, дополняющие друг друга народы провели две кровопролитные войны, направленные на взаимное уничтожение. Можно сколько угодно говорить об «исконной ненависти русского народа к тевтонам», но это не соответствует действительности. Русская знать всегда была недовольна «засильем немцев при дворе» – это правда, но могла ли власть доверять такой знати, на руках которой кровь трёх императоров и неоднократные попытки заговоров и открытых мятежей!?

Результат теперь известен. В ХХ веке геополитическое и цивилизационное господство получила Британия, США и англосаксонский мир в целом, а заодно стоящие за ним банкирские и биржевые семьи: Ротшильдов, Варбургов, Вандербильдов, Оппенгеймеров, Рокфеллеров, Лейбов, Шифов, Лазаров и т.д. Именно они пришли на смену старым монархическим семьям Европы и России (Габсбургам, Гогенцоллернам, Ольденбургам). Но за тот же ХХ век мир сделал такой большой шаг к катастрофе, что непонятно какой силы должна стать цивилизационная контрреволюция, чтобы оттащить российскую «птицу-тройку» от края бездны…

Евгений Алексеев, публицист