Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

среда, 12 марта 2014 г.

Свт. Геннадий, искоренитель ереси жидовствующих

4.12.1505 (17.12). – Свт. Геннадия Новгородского, искоренителя ереси жидовствующих
Свт. Геннадий, искоренитель ереси жидовствующих
Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (†1505), происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, "муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании". Первоначальное послушание проходил в Валаамской обители, под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого. С 1472 г. – архимандрит Чудова монастыря в Москве.
В 1479–1481 гг. архимандрит Геннадий вместе с Вассианом, архиепископом Ростовским, а затем с его преемником Иоасафом безстрашно вставал на защиту древнего устава в возникшем споре о хождении "посолонь" при освящении нового храма. (Спор возник в связи с чином освящения Успенского собора в Москве.)

12 декабря 1484 г. архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Это было опаснейшее время в истории Русской Церкви. Тайные иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев, врачей и т.п. в Новгород, еще с 1470 г. начали тайно сеять в православном духовенстве плевелы антихристианской ереси жидовствующих. Они, под руководством медика-иудея Схарии, отрицали Святую Троицу, хуля Сына Божия и Святаго Духа. Они отвергали Божество Спасителя и Его воплощение, отрицали Второе пришествие Христово и Его Страшный суд. Еретики отвергали апостольские и святоотеческие писания и все христианские догматы, отрицали церковные установления: таинства, иерархию, посты, праздники, храмы, иконопочитание, совершали кощунственные "обряды" поругания икон. Распространение этой ереси иудеи начали с выискивания в Церкви нравственно нездоровых клириков: содомитов, пьяниц, сребролюбцев, блудников, которых вовлекали в свой круг.
Борьба с такими жидовствующими клириками стала главным предметом архипастырской деятельности свт. Геннадия.

О ереси "жидовствующих" святитель писал извещательные грамоты к Великому Князю Иоанну III, московскому митрополиту Зосиме (тайному еретику), и ко многим епископам, убеждая их требовать безотлагательного созыва Собора и самого строгого суда над еретиками: 

«Наказание им не должно быть равным с явными еретиками: явного еретика люди опасаются, а от этих как убережешься? Ведь они называют себя христианами и не обличают себя пред разумными, а вот глупого – съедят. За это им подобает двойная казнь и проклятие. О вере же нам заповедано ни прибавлять, ни убавлять, по апостолу: "Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, чтó мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8)... Собор же надо учинить лишь для того, чтобы казнить еретиков... Ведь еретики мне приносили полное покаяние, брали епитимью – и, оставя все то, сбежали... Да не плошайте, станьте крепко, чтоб не обратился на нас Божий гнев как на человекоугодников, предающих Христа вместе с Иудой! Ведь они иконы колют, режут, ругаются над Христом – а мы им угождаем да действуем по их воле. Однозначно требуется наказать и проклясть».

Проведя розыск, святитель с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия – Москве, куда еще в 1480 г. переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года свт. Геннадий направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Свт. Геннадий добился созыва собора в 1490 г. для соборного отлучения жидовствующих. 

Однако тайным еретиком в то время был уже и только что возведенный (с 1490 г.) в сан первоиерарха митрополит Зосима, содомит и пьяница, защитивший еретиков от строго наказания – они были лишь сосланы. По словам историка Н.И. Костомарова, «Зосима недолго мог скрываться. Ревнители благочестия скоро разгадали его, соблазнились его поведением, его двусмысленными выходками, о которых слух расходился в народе, и стали обличать его. Митрополит, прежде проповедовавший милость ко всем, теперь сам стал жаловаться Великому князю на своих врагов, и Великий князь подверг некоторых заточению». Но после того как прп. Иосиф Волоцкий обратился к епископату со смелым призывом прогнать еретика и с запрещением испрашивать у лжемитрополита благословения («учите все православное христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением»), против Зосимы поднялась вся Церковь. Решением Собора 1494 г. бывший митрополит сослан был сначала в Симонов, а потом в Троицкий монастырь "на исправление". В этом сказалось личное доброе отношение к нему Иоанна III, основанное на лести, потому и низложен был Зосима не за ересь, в которой его обвиняли, а за пьянство и нерадение о Церкви. Такая мягкость объяснялась тем, что у жидовствующих нашлись влиятельные заступники, ибо ересь проникла и в окружение Великого князя: в жидовствование были совращены невестка Великого Князя Елена и дьяк Федор Курицын.

Наконец, в декабре 1504 г. состоялся в Москве новый Собор на жидовствующих, на котором присутствовал сам Государь. Прп. Иосиф Волоцкий был главным обличителем еретиков. Они были не только преданы церковному проклятию, но и осуждены на основании Градского закона. Одни из них, виновнейшие, – Иван Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены в клетке 27 декабря в Москве; другие сожжены потом в Новгороде: Некрас Рукавов, которому предварительно урезали язык, архимандрит Кассиан с братом и еще многие; а через двадцать дней после первой казни скончалась в темнице и жидовствующая княгиня Елена. Столь решительные меры побудили к устрашению и покаянию и прочих еретиков, которых отправили в заточение, а искренне раскаявшихся разослали по монастырям.

Девятнадцать лет продолжалась борьба свт. Геннадия и прп. Иосифа с опаснейшей попыткой противников Православия изменить весь ход истории Русской Церкви и Русского государства. По словам прп. Иосифа Волоцкого, «сей архиепископ, быв пущен на злодейственные еретики, устремился на них, яко лев, из чащи Божественных Писании и красных гор пророческих и апостольских учений». Трудами святых исповедников борьба увенчалась победой Православия. Этому способствовали меры святителя Геннадия по изучению и уточнению переводов Библии. Поскольку еретики прибегали к намеренно искаженным текстам ветхозаветных книг, отличным от принятых Православной Церковью, архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд – привести в единый свод исправные списки Священного Писания.

До того времени библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями – Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола. При этом переписчиками и ранее допускались случайные погрешности, а жидовствующие начали подвергать священные книги и намеренной порче. Об этом со скорбью писал святитель Геннадий в послании архиепископу Иоасафу: «Жидове еретическое предание держат – псалмы Давидова или пророчества испревращали».

Доходило и до прямых подлогов. Один из них описывает А. Нечволодов: «Во время управления русской митрополией Филиппом I с 1464 по 1474 года, какой-то иудей Феодор, прибыв в Московское государство, по всем вероятиям, из Литвы, крестился и так повел свои дела, что митрополит поручил ему, как знающему иудейский язык, перевести на славянский Псалтырь, что тот и сделал. Псалтырь эта сохранилась в собрании рукописей Кирилло-Бело-зерского монастыря [на 1913 г. – Ред.] и по новейшим исследованиям наших ученых оказывается Иудейской молитвенной книгою "Махазор", причем, по словам одного из исследователей, М.Н. Сперанского, "ни в одном из псалмов нет пророчеств о Христе", которых так много в истинной псалтыри, так как Феодор жид, "фанатически преданный иудейству" перевел вовсе не псалтырь Давида, а молитвы иудейские, употребляемые при богослужении, в которых ярко просвечивает иудейская оппозиция (неприязнь) учению о троичности лиц Божества». (Из книги А. Нечволодова "Сказания о Русской земле")

И вот, собрав вокруг себя ученых, тружеников-библеистов, святитель Геннадий объединил все книги Священного Писания в едином своде, благословил вновь перевести с латинского языка те из книг, которые не были им обретены в рукописном предании славянской Библии. Так в 1499 г. на Руси вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке "Геннадиевская Библия", как ее почтительно называют по имени составителя, которая стала неотъемлемым звеном в преемственности славянского перевода Слова Божия. От Боговдохновенного перевода Священного Писания святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (863–885), чрез Библию свт. Геннадия (1499) и воспроизводящую ее первопечатную Острожскую Библию (1581), Церковь сохранила неизменным славянское библейское предание вплоть до так называемой "Елизаветинской Библии" (1751) и всех последующих печатных изданий.

Наряду с подготовкой Библии, круг церковных книжников при архиепископе Геннадии вел большую литературную работу: была составлена "Четвертая Новгородская летопись", доведенная до 1496 г., переведены, исправлены и переписаны многочисленные рукописные книги.

Память о святителе Геннадии сохраняется и в другом его труде на благо Православной Церкви. В конце XV в. века над русскими умами тяготела грозная мысль о скорой кончине міра, которой ждали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения міра в 1492 г. Потому на Руси не осмеливались продолжить составление пасхалии далее 1491 г. В сентябре 1491 г. архиерейский Собор Русской Церкви в Москве, при участии свт. Геннадия, определил: "Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет". 27 ноября 1492 г. митрополит Зосима "на Москве изложил соборне пасхалию на 20 лет", а свт. Геннадий окончил составление своей пасхалии, которая, в отличие от митрополичьей, была продолжена на 70 лет, и, рассылая по епархиям одобренную Собором принятую пасхалию на 20 лет, присоединил к ней и свою. В Богословском толковании пасхалии, основанном на Слове Божием и свидетельстве святых отцов, святитель писал: «Не скончания міра страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять міру, столько продлится и обхождение времен». Времена устроены Творцом не для Себя, но для человека: «Да разумеет человек времен премену, чтет своея жизни конец». О сроках же свершения творения Божия «никто же весть, ни Ангелы, ни паки Сын, но токмо Отец». Потому святые отцы, наитием Духа Святого, изложили міротворный круг именно как "круг": «Сие учиниша коловратно, не имуще конца». Так нетрезвым прельщениям о исчислении сроков святитель противопоставил освященный Церковью путь постоянного духовного трезвения. По правилам работы с пасхалией, утвержденным святым Геннадием, позже, в 1539 г., при архиепископе Новгородском Макарии, была составлена пасхалия и на всю восьмую тысячу лет.

Кроме известных посланий митрополитам Зосиме и Симону, архиепископу Иоасафу, епископам Нифонту и Прохору, послания к Собору 1490 г., архиепископ Геннадий написал церковный "Уставец" и "Предание инокам", живущим по уставу скитского жития. Оставив архипастырское служение, с 1504 г. святитель жил на покое в Чудовом монастыре, где мирно отошел ко Господу 4 декабря 1505 г. Святые мощи архиепископа Геннадия были положены в храме Чуда святого Архангела Михаила в Хонех, в том месте, где покоились до того мощи особо чтимого им святителя Алексия, митрополита Московского. Память святителя Геннадия творится также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице, в день, когда Святая Церковь вспоминает всех святых, в Новгороде просиявших.

Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=25121703