Оригинал взят у tradtextil в Мои путешествия - Ярославль-Кострома и Великий Новгород-Вяжищи-Псков
Всю жизнь мы с мужем просидели в Москве. По сравнению с людьми, которые нас окружали, мы совсем мало где бывали. Начиная с 1991года, вследствие общегосударственной катастрофы, дикого стресса, ненормальной очень напряжённой работы и несчастий в семье и желания отшибло. Когда к работе и переменам слегка привыкли, я как-то мужу сказала, что уж и не юнцы мы, а не видели ничего. А кто нам мешает? Ресурсы и время были ограничены, но мы начали понемножку передвигаться.
1999г - Ярославль и Кострома(4дня).
Тогда я интересовалась в поездке архитектурой, иконописью, фресками, народным искусством, вообще декоративно-прикладным искусством ( больше керамикой, деревом), орнаментами. Вышивку имела ввиду, но не более, чем остальные прикладные искусства. А в музеи входила только по билету. У меня и мысли не возникало, что можно прийти и попроситься в фонды, чтобы что-то показали. Как это я приду (кто я такая) и людей(!) буду отрывать от государственной важности дел? Никакие фонды изучать у меня тогда и мысли не было.
Ездили диким образом вместе с мужем, шли куда хотели, сама разрабатывала маршруты в Москве по книжкам. Понятие "народный костюм" было мне даже мало знакомо, значения его я вообще себе не представляла. А огромная планета "народная вышивка" была знакома только по убогим книгам, которые мне доводилось до той поры держать в руках, то есть практически незнакома.
Впечатления от Ярославля были очень воодушевляющие. Воспоминания остались тоже прекрасные. Тогда я начала фотографировать. Мужа только что купил современный фотоаппарат "Олимпус"( после советского "Зенита"). Он мне очень нравился. До сих пор с огромным удовольствием листаю свои фотоальбомы. Даже как-то жалко, что теперь цифра - теперь у меня не альбомы, а диски, а я человек страшно консервативный - я люблю книги и фотографии в руках держать. Распечатывать же то количество фотографий, которые я теперь снимаю в поездках, - никаких денег не хватит. До Ярославля я опробовала фотоаппарат в поездке в Абрамцево - подмосковную усадьбу (около 60 км от Москвы), принадлежавшую сначала Аксаковым, а потом Мамонтовым.
Это чудесное любимое мной особое место, и музей там сверхинтересный. Мне очень понравилось качество фотографий (и особенно та лёгкость, с которой их можно делать!). Поэтому я уже с некоторой уверенностью надеялась на то, что мой фотоаппарат поможет многократно расширить слабые возможности человеческой памяти и оставить материальные следы многочисленных впечатлений, дабы по желанию потом пережить их вновь.
Конечно по путеводителям, которые я пролистала до поездки, легко себе представить, что можно, а чего нельзя увидеть в Ярославле. Кажется, а зачем, собственно, ехать? Вот скажем хорошо известный храм Ильи-Пророка. Внешний вид на фотографиях представлен неплохо, есть и книжки неплохие ( правда всё относительно) – довольно-таки полные публикации фресок . Что я там ещё непосредственно стоя на том месте увижу такого, ради чего стоит терпеть неудобства путешествий и тратить чувствительные для семейного бюджета деньги? В тот момент, отправляясь в первое «дикое» «культурное» путешествие и движимая наполовину любознательностью, а наполовину авантюрным любопытством, я не могла бы ответить себе на этот вопрос. Теперь же, по прошествии некоторых лет, я чувствую, что кроме непосредственно той информации, за которой я еду в разные тьму-таракани ( в силу неправильной и неестественной информационной ситуации, а точнее информационного голода), в результате путешествия кроме плёнок, отпечатков фотографий, а теперь - кучки компакт-дисков, на которые я записываю отснятое в поездке, остаётся ещё один результат (возможно не менее ценный) – это некое суммарное ощущение от поездки, некое «послевкусие», в котором однако ж можно различить и отдельные впечатления . «Смешались в кучу кони, люди…». В этой «шкатулочке» упакованы действительно весьма разнородные впечатления, но, будучи сплавлены воедино временем, местом и действующими лицами они составляют завершённый и незабываемый акт в пьесе вашей жизни. Но и не только это ценно. В таких местах вы немного отвлекаетесь от собственной персоны и участвуете в куда более грандиозном спектакле – история отечества дышит перед вашими глазами. Вы можете каждый день ходить на работу или в магазин по местам, вошедшим в историю (для огромного числа москвичей это норма), но каждодневность стирает способность к восприятию. А в путешествии, будучи освобождены от сиюминутных хлопот, забот и мыслей, вы способны воспринять и оценить намного больше.
Если попытаться выделить главное впечатление даже не от поездки как таковой, а от города Ярославля, то я могла бы сказать, что была просто изумлена одним фактом. В Ярославле несмотря на почти непрерывную национальную катастрофу двадцатого века, продолжающуюся по сей день, сохранилось большое количество первокласснейших в художественном отношении храмов, построенных и великолепнейшим образом расписанных в довольно узкий промежуток времени – в основном во второй половине 17 века. Не знаю другого такого примера. Я не историк, и не знаю, сколько и каких храмов было построено в разных русских городах в разные исторические периоды, но такая внушительная концентрация строительных и иконописных работ в одном месте и на очень коротком по историческим меркам отрезке времени просто озадачивает. Она очень велика даже и для нашего времени, обезумевшего от хлещущих из нефтяной трубы непонятных денег, которые однако ж не материализуются ни в какие долгие, красивые и благородные дела. Что же это за время такое было, откуда, как будто сами собой, взялись огромные средства, откуда взялась эта потрясающая ваше воображение творческая энергия мастеров? Как всё это вдруг соединилось? Почему именно там, почему именно тогда такой мощный всплеск, а потом почти полная творческая тишина на века (тишина конечно по сравнению с этим сгустком энергии)? Для меня это осталось загадкой Ярославля. Прекраснейший город.
Фотографии:
1- это первый снимок сделанный в Ярославле. Мы шли пешком от ж-д-вокзала в центр . Чудный декор провинциального деревянного модерна. Кстати в 2006 году я опять проезжала мимо этого места. Внимательно смотрела в окошко - не хотела его пропустить. Двухэтажный домик был цел и на месте.
2-это деталь изразцового убранства ансамбля в Коровниках
3-а эти чудные окошки с трёх разных домов я сфотографровала на Мельничной улице, по которой мы шли от шоссе к Коровникам.
Поскольку Кострома город существенно более бедный в бюджетном отношении, и как печальное следствие совершенно разорённо-неухоженный по сравнению с хорошеющим Ярославлем, то и впечатления о дне, проведённом в Костроме были омрачены подавленностью, которую всегда вызывает во мне неудовлетворительное состояние культурного наследия вкупе с повышенной концентрацией на улицах граждан, похожих на бомжей. К оскорбительному для глаза разбито-обшарпанному состоянию комплекса торговых рядов рифмовалось бы только классическое сочетание полосатого столба, свиньи в грязной луже и необъятного объёма городового. Одним словом, беда. Надеюсь, что времени с тех времён прошло не так уж и мало, возможно и произошли изменения к лучшему. Дай бог, Кострома того достойна. Может быть пора ещё раз навестить её, тем более, что полностью выполнить всю культурную программу помешала краткость поездки и немножко – неустойчивая погода.
А это фрагмент костромского вударха:
2000год -Великий Новгород-Вяжищи и Псков.
Чудеснейшие воспоминания. Планировали по 2 дня на каждый, но в Новгороде абсолютно всё было так прекрасно, что мы добавили ещё 1 день, и на Псков остался только 1 день. В Новгороде больше всего запомнилось, как мы гуляли по городу от одной церковки до другой. Прекрасная погода, прекрасная архитектура на каждом шагу, чудесный ухоженный спокойный город, живописная река. Ездили и в этнографический музей под открытым небом в Витославлицы ( Новгород), но никакого народного костюма и народной вышивки я "не видела". Сейчас я не уверена, что их там вовсе не было(скорее всего что-то было, должно было быть), но я "не видела". Ездили в Вяжищский монастырь под Новгородом - великолепные воспоминания и впечатления от архитектуры, изразцового великолепия и духа, который там царит. Духа вечности и красоты. Русского духа.
А это всё они - ВЯЖИЩИ!
Никольский собор - Вяжищи
Церковь Иоанна Богослова с солнечной и теневой стороны - Вяжищи
Декор церкви Иоанна Богослова- Вяжищи
Колокольня - Вяжиши
Всюду - изразцы (Вяжищи)
Рай на земле.
1999г - Ярославль и Кострома(4дня).
Тогда я интересовалась в поездке архитектурой, иконописью, фресками, народным искусством, вообще декоративно-прикладным искусством ( больше керамикой, деревом), орнаментами. Вышивку имела ввиду, но не более, чем остальные прикладные искусства. А в музеи входила только по билету. У меня и мысли не возникало, что можно прийти и попроситься в фонды, чтобы что-то показали. Как это я приду (кто я такая) и людей(!) буду отрывать от государственной важности дел? Никакие фонды изучать у меня тогда и мысли не было.
Ездили диким образом вместе с мужем, шли куда хотели, сама разрабатывала маршруты в Москве по книжкам. Понятие "народный костюм" было мне даже мало знакомо, значения его я вообще себе не представляла. А огромная планета "народная вышивка" была знакома только по убогим книгам, которые мне доводилось до той поры держать в руках, то есть практически незнакома.
Впечатления от Ярославля были очень воодушевляющие. Воспоминания остались тоже прекрасные. Тогда я начала фотографировать. Мужа только что купил современный фотоаппарат "Олимпус"( после советского "Зенита"). Он мне очень нравился. До сих пор с огромным удовольствием листаю свои фотоальбомы. Даже как-то жалко, что теперь цифра - теперь у меня не альбомы, а диски, а я человек страшно консервативный - я люблю книги и фотографии в руках держать. Распечатывать же то количество фотографий, которые я теперь снимаю в поездках, - никаких денег не хватит. До Ярославля я опробовала фотоаппарат в поездке в Абрамцево - подмосковную усадьбу (около 60 км от Москвы), принадлежавшую сначала Аксаковым, а потом Мамонтовым.
Это чудесное любимое мной особое место, и музей там сверхинтересный. Мне очень понравилось качество фотографий (и особенно та лёгкость, с которой их можно делать!). Поэтому я уже с некоторой уверенностью надеялась на то, что мой фотоаппарат поможет многократно расширить слабые возможности человеческой памяти и оставить материальные следы многочисленных впечатлений, дабы по желанию потом пережить их вновь.
Конечно по путеводителям, которые я пролистала до поездки, легко себе представить, что можно, а чего нельзя увидеть в Ярославле. Кажется, а зачем, собственно, ехать? Вот скажем хорошо известный храм Ильи-Пророка. Внешний вид на фотографиях представлен неплохо, есть и книжки неплохие ( правда всё относительно) – довольно-таки полные публикации фресок . Что я там ещё непосредственно стоя на том месте увижу такого, ради чего стоит терпеть неудобства путешествий и тратить чувствительные для семейного бюджета деньги? В тот момент, отправляясь в первое «дикое» «культурное» путешествие и движимая наполовину любознательностью, а наполовину авантюрным любопытством, я не могла бы ответить себе на этот вопрос. Теперь же, по прошествии некоторых лет, я чувствую, что кроме непосредственно той информации, за которой я еду в разные тьму-таракани ( в силу неправильной и неестественной информационной ситуации, а точнее информационного голода), в результате путешествия кроме плёнок, отпечатков фотографий, а теперь - кучки компакт-дисков, на которые я записываю отснятое в поездке, остаётся ещё один результат (возможно не менее ценный) – это некое суммарное ощущение от поездки, некое «послевкусие», в котором однако ж можно различить и отдельные впечатления . «Смешались в кучу кони, люди…». В этой «шкатулочке» упакованы действительно весьма разнородные впечатления, но, будучи сплавлены воедино временем, местом и действующими лицами они составляют завершённый и незабываемый акт в пьесе вашей жизни. Но и не только это ценно. В таких местах вы немного отвлекаетесь от собственной персоны и участвуете в куда более грандиозном спектакле – история отечества дышит перед вашими глазами. Вы можете каждый день ходить на работу или в магазин по местам, вошедшим в историю (для огромного числа москвичей это норма), но каждодневность стирает способность к восприятию. А в путешествии, будучи освобождены от сиюминутных хлопот, забот и мыслей, вы способны воспринять и оценить намного больше.
Если попытаться выделить главное впечатление даже не от поездки как таковой, а от города Ярославля, то я могла бы сказать, что была просто изумлена одним фактом. В Ярославле несмотря на почти непрерывную национальную катастрофу двадцатого века, продолжающуюся по сей день, сохранилось большое количество первокласснейших в художественном отношении храмов, построенных и великолепнейшим образом расписанных в довольно узкий промежуток времени – в основном во второй половине 17 века. Не знаю другого такого примера. Я не историк, и не знаю, сколько и каких храмов было построено в разных русских городах в разные исторические периоды, но такая внушительная концентрация строительных и иконописных работ в одном месте и на очень коротком по историческим меркам отрезке времени просто озадачивает. Она очень велика даже и для нашего времени, обезумевшего от хлещущих из нефтяной трубы непонятных денег, которые однако ж не материализуются ни в какие долгие, красивые и благородные дела. Что же это за время такое было, откуда, как будто сами собой, взялись огромные средства, откуда взялась эта потрясающая ваше воображение творческая энергия мастеров? Как всё это вдруг соединилось? Почему именно там, почему именно тогда такой мощный всплеск, а потом почти полная творческая тишина на века (тишина конечно по сравнению с этим сгустком энергии)? Для меня это осталось загадкой Ярославля. Прекраснейший город.
Фотографии:
1- это первый снимок сделанный в Ярославле. Мы шли пешком от ж-д-вокзала в центр . Чудный декор провинциального деревянного модерна. Кстати в 2006 году я опять проезжала мимо этого места. Внимательно смотрела в окошко - не хотела его пропустить. Двухэтажный домик был цел и на месте.
2-это деталь изразцового убранства ансамбля в Коровниках
3-а эти чудные окошки с трёх разных домов я сфотографровала на Мельничной улице, по которой мы шли от шоссе к Коровникам.
Поскольку Кострома город существенно более бедный в бюджетном отношении, и как печальное следствие совершенно разорённо-неухоженный по сравнению с хорошеющим Ярославлем, то и впечатления о дне, проведённом в Костроме были омрачены подавленностью, которую всегда вызывает во мне неудовлетворительное состояние культурного наследия вкупе с повышенной концентрацией на улицах граждан, похожих на бомжей. К оскорбительному для глаза разбито-обшарпанному состоянию комплекса торговых рядов рифмовалось бы только классическое сочетание полосатого столба, свиньи в грязной луже и необъятного объёма городового. Одним словом, беда. Надеюсь, что времени с тех времён прошло не так уж и мало, возможно и произошли изменения к лучшему. Дай бог, Кострома того достойна. Может быть пора ещё раз навестить её, тем более, что полностью выполнить всю культурную программу помешала краткость поездки и немножко – неустойчивая погода.
А это фрагмент костромского вударха:
2000год -Великий Новгород-Вяжищи и Псков.
Чудеснейшие воспоминания. Планировали по 2 дня на каждый, но в Новгороде абсолютно всё было так прекрасно, что мы добавили ещё 1 день, и на Псков остался только 1 день. В Новгороде больше всего запомнилось, как мы гуляли по городу от одной церковки до другой. Прекрасная погода, прекрасная архитектура на каждом шагу, чудесный ухоженный спокойный город, живописная река. Ездили и в этнографический музей под открытым небом в Витославлицы ( Новгород), но никакого народного костюма и народной вышивки я "не видела". Сейчас я не уверена, что их там вовсе не было(скорее всего что-то было, должно было быть), но я "не видела". Ездили в Вяжищский монастырь под Новгородом - великолепные воспоминания и впечатления от архитектуры, изразцового великолепия и духа, который там царит. Духа вечности и красоты. Русского духа.
А это всё они - ВЯЖИЩИ!
Никольский собор - Вяжищи
Церковь Иоанна Богослова с солнечной и теневой стороны - Вяжищи
Декор церкви Иоанна Богослова- Вяжищи
Колокольня - Вяжиши
Всюду - изразцы (Вяжищи)
Рай на земле.