Краткая характеристика антропологических типов эпохи первобытности на территории Ивановской области
Все известные к настоящему времени краниологические материалы, на основании которых мы можем объективно судить об антропологических типах древних охотников и пастухов, живших на территории современной Ивановской области в эпоху первобытности, получены в результате многолетних археологических раскопок Верхневолжской экспедиции ИА РАН под руководством Д.А.Крайнова. Объединенная коллекция черепов, сохранившихся в удовлетворительном состоянии и пригодных для изучения, насчитывает 40 единиц. Они происходят из захоронений, обнаруженных на четырех стоянках (Сахтыш I,II,IIA,VIII) и в двух грунтовых могильниках (Милославском и Тимофеевском). Г.В.Лебединской была проведена их тщательная реставрация. Ею же создана целая галерея графических и скульптурных портретов-реконструкций. Метрические измерения и детальное изучение черепов выполнены Р.Я. Денисовой и Т.И.Алексеевой .
Хронологически эти материалы распадаются на три серии: неолитическую, энеолитическую и эпохи бронзы, а по культурной принадлежности - соответственно на льяловскую, волосовскую и фатьяновскую.
Льяловская серия представлена семью черепами взрослых субъектов. По морфологии они не однородны и относятся к трем антропологическим типам. В первый выделяются черепа пяти погребений (Сахтыш II: 19, 20 и Сахтыш IIA: 11, 22, 61а) , обладающих самобытным комплексом признаков. По указателю они брахикранны. Мозговые коробки имеют умеренную длину, очень большую ширину, узкий лоб и малую высоту свода. Лицевой отдел достаточно широкий, плоский со слабо или средне выступающим носом. По мнению Р.Я. Денисовой, весь комплекс перечисленных признаков однозначно указывает на принадлежность этих черепов к монголоидной расе. Несколько иной взгляд у Т.И.Алексеевой. Она относит их к “лапоноидному” антропологическому пласту, в основе которого лежит европеоидное строение черепа, “смягченное” в разной степени монголоидными чертами.
Краниологические серии лесной зоны Европейской части России: I - неолитическая, II - энеолитическая, III - эпохи бронзы. Могильники: 1 - Ладога, 2 - Караваиха, 3 - Олочино, 4 - Болшнево, 5 - Языково I, 6 - Волосово Даниловское, 7 - Фа-тьяново, 8 - Наумово, 9 - Никульцино, 10 - Воронково, 11 - Великое Село, 12 - Голузиново, 13 - Халдеево, 14 - Милославка, 15 - Тимофеевка, 16 - Сахтыш I, 17 - Сахтыш II, 18 - Сахтыш IIA, 19 - Сахтыш VIII, 20 - Кузьминка, 21 - Ловцы I, 22 - Ивановское VII, 23 - Берендеево I, 24 - Ханево, 25 - Иванова Гора, 26 - Володары, 27 - Панфилово, 28 - Шагара I, 29 - Черная Гора, 30 - Баланово. (Памятники, указанные курсивом, исследовались в 1960-1990-х гг. Верхневолжской экспедицией под руководством Д.А.Крайнова).
Второй тип представлен мужским черепом (Сахтыш IIA: 42). Он имеет ярко выраженный европеоидный облик, долихокранный, с достаточно развитым надбровьем. Поперечный диаметр коробки умеренный, продольный - большой. Лицо среднеширокое с сильно выступающими носовыми косточками, в средней части резко профилированное, в верхнем же отделе, наоборот, слегка уплощенное.
В третий тип выделен также только один череп, из мужского захоронения (Сахтыш IIА: 40). В его строении доминируют европеоидные черты, однако мезобрахикрания, относительно большая ширина мозгового отдела и лицевого скелета при узости лба и уплощенности в назомолярной части лица дают основание считать его метисным.
Столь резкие различия в льяловской краниологической серии обусловлены не ошибкой в археологической фиксации палеоантропологических ос-танков, а историческими реалиями. Льяловское кладбище на стоянке Сахтыш IIА, имевшее четкую линейно-рядовую систему расположения могил, датировано по С14 в интервале 6130±120 - 5820±200 л.н. Примерно к этому же времени, судя по стратиграфическим наблюдениям и погребальному обряду, относятся льяловские покойники Сахтыша II. Другими словами, оба эти могильника функционировали на начальном этапе развития льяловской культуры и отразили расовую дифференциацию сахтышской общины, состоявшей из пришлого с севера населения монголоидного облика, европеоидов аборигенов - представителей ранненеолитической верхневолжской культуры и (как следствие их совместного проживания) метисов.
Волосовская серия наиболее многочисленна, состоит из 20-ти черепов - одиннадцати мужских и девяти женских. Серия разновременна, хронологический разброс составляет около тысячи лет (по радиоуглероду: 4800±200 - 3820±40 л.н.), поэтому рассматривать ее следует раздельно, разбив на группы, в соответствии с периодизацией волосовской культуры.
Из семи черепов раннего периода четыре (Сахтыш IIA: 4, 9, 15, 39 и Сахтыш VIII: 25) диагностируются как мезокранные европеоиды со специфическими особенностями горизонтального профиля - при незначительной уплощенности в верхней части лица средняя профилирована очень резко. Эти же признаки повторяются на мужском черепе из захоронения 15 (Сахтыш IIA), но есть у него и отличие: он брахикранен. Последние два черепа в этой группе - женские (Сахтыш IIA: 10, 46), характеризуются как короткоголовые с сильно уплощенным лицевым скелетом и средневыступающим носом. Т.е., в их облике явственно фиксируются черты большой монголоидной расы, по которым они сближаются с льяловской брахикранной серией.
В поздне- и финальноволосовских погребениях черепа продолжали иметь европеоидный облик с незначительной примесью монголоидности, распадаясь по указателю на мезокранные (Сахтыш I: 8; Сахтыш IIA:13Б, 33, 66) и брахикранные, причем брахикранность за исключением одного случая выражена слабо (Сахтыш II: 12а,1 5/VII; Сахтыш IIA: 32Б, 54).
Новым в этот период является четко вычленяемая краниологическая группа еропеоидных, умеренно долихокранных черепов (Сахтыш IIA: 13А, 35, 36А, 47, 58). Однако это не появившийся из вне антропологический тип, а, по мнению большинства специалистов, результат “грациализации европеоидов во времени”, на что как будто указывает ослабленная уплощенность верхнелицевого отдела и относительно большой размер скулового диаметра. Хотя нельзя исключить и того, что некоторые из этих индивидуумов влились в состав поздневолосовской общины со стороны. Таковым вполне мог быть, в частности, верхний покойник из ярусного двухактного погребения 36А на Сахтыше IIA, измерения на черепе которого близки краниологическому бланку фатьяновцев.
Таким образом, основу волосовской краниологической серии составлял метисный мезокранный тип с доминантой европеоидных черт в строении черепа. Он для средней полосы Европейской России был инородным и появился в первой четверти III тыс. до н.э., скорее всего, с территории Северо-Запада, из Восточной Прибалтики. Проживавшее здесь к тому времени позднельяловское брахикранное население за прошедшие почти тысячу лет утратило “чистоту” своего исходного антропологического типа и к моменту прихода волосовцев имело также метисный облик, но с большой долей монголоидных (лапоноидных) признаков. В результате последовавшей затем очень длительной их метисации и эпохальной грациализации в поздневолосовское время сложился умеренно долихокранный европеоидный тип, примесь “монголоидности” в котором практически отсутствовала или встречалась спорадически и в очень ослабленном виде.
Фатьяновская серия из 15 черепов (шесть мужских, три женских, два юношеских и столько же детских) в целом однородна и характеризуется резко выраженной долихокранией, хорошо профилированным лицом и сильно выступающим носом, что свидетельствует об их несомненной европеоидности. Исключение составляет лишь один мужской череп (Тимофеевка: 1), который по строению также европеоидный, но отличается мезокранией, меньшим продольным диаметром мозговой коробки и более низким лицом, слегка уплощенным в надглазничной области. По этим признакам он сходен с черепами позднего волосова и, возможно, свидетельствует о включении фатьяновцами в свою общину инородцев. Хотя вообще для всех погребенных на фатьяновских могильниках присуще исключительное однообразие антропологического типа. И поэтому складывается впечатление, что это какие-то специфические клановые кладбища, где покойников хоронили, исходя из принципа нечто вроде “расовой чистоты”.
Заключение. Как видим, на территории Ивановской области в эпоху первобытности выделяется несколько антропологических типов, последовательно сменявших друг друга на протяжении примерно трех тысяч лет. Древнейшим из них следует признать долихокранный массивный европеоидный тип, морфологически сходный и хронологически синхронный ранненеолитическим днепро-донецким сериям Украины. В самом начале V тыс. до н.э. его меняет следующий тип - брахикранный широколицый монголоидный (лапоноидный), который спустя чуть более 1.000 лет уступает место метисному мезо-кранному европеоидному. Последний, трансформируясь, к рубежу III-II тыс. до н.э. приобретает черты умеренной долихокрании. В это же время здесь из Средней Европы появляются фатьяновцы - узколицие долихоцефалы. Между ними и поздними волосовцами, по-видимому, начинается процесс взаимоассимиляции, но итог ее остается пока неизвестным - краниологические серии последующих эпох (поздней бронзы, раннего железа) вплодь до древнерусского времени в Волго-Клязьминском междуречье отсутствуют.
http://amu.ivanovo.ac.ru/pubs.php?do=11&id=37
Другие статьи на схожу тему:
Фатьяновская культура
https://vk.com/wall-47041459_1342
Расселение нордической расы и первых индоевропейцев.
Культура Шнуровой Керамики на территории России.
Часть 1. Фатьяновская культура.
https://vk.com/wall-47041459_7593
Культура Шнуровой Керамики на территории России.
Часть 2.
https://vk.com/wall-47041459_7597
Ивановская область на административной карте России
Карта восточных путей передвижения культуры боевых топоров.
На этой фотографии: балтийская группа, ильменская группа, верхневолжская группа, московско-клязминская группа, средневолжская группа, протофатьяновская территория, культура шнуровой керамики
Все известные к настоящему времени краниологические материалы, на основании которых мы можем объективно судить об антропологических типах древних охотников и пастухов, живших на территории современной Ивановской области в эпоху первобытности, получены в результате многолетних археологических раскопок Верхневолжской экспедиции ИА РАН под руководством Д.А.Крайнова. Объединенная коллекция черепов, сохранившихся в удовлетворительном состоянии и пригодных для изучения, насчитывает 40 единиц. Они происходят из захоронений, обнаруженных на четырех стоянках (Сахтыш I,II,IIA,VIII) и в двух грунтовых могильниках (Милославском и Тимофеевском). Г.В.Лебединской была проведена их тщательная реставрация. Ею же создана целая галерея графических и скульптурных портретов-реконструкций. Метрические измерения и детальное изучение черепов выполнены Р.Я. Денисовой и Т.И.Алексеевой .
Хронологически эти материалы распадаются на три серии: неолитическую, энеолитическую и эпохи бронзы, а по культурной принадлежности - соответственно на льяловскую, волосовскую и фатьяновскую.
Льяловская серия представлена семью черепами взрослых субъектов. По морфологии они не однородны и относятся к трем антропологическим типам. В первый выделяются черепа пяти погребений (Сахтыш II: 19, 20 и Сахтыш IIA: 11, 22, 61а) , обладающих самобытным комплексом признаков. По указателю они брахикранны. Мозговые коробки имеют умеренную длину, очень большую ширину, узкий лоб и малую высоту свода. Лицевой отдел достаточно широкий, плоский со слабо или средне выступающим носом. По мнению Р.Я. Денисовой, весь комплекс перечисленных признаков однозначно указывает на принадлежность этих черепов к монголоидной расе. Несколько иной взгляд у Т.И.Алексеевой. Она относит их к “лапоноидному” антропологическому пласту, в основе которого лежит европеоидное строение черепа, “смягченное” в разной степени монголоидными чертами.
Краниологические серии лесной зоны Европейской части России: I - неолитическая, II - энеолитическая, III - эпохи бронзы. Могильники: 1 - Ладога, 2 - Караваиха, 3 - Олочино, 4 - Болшнево, 5 - Языково I, 6 - Волосово Даниловское, 7 - Фа-тьяново, 8 - Наумово, 9 - Никульцино, 10 - Воронково, 11 - Великое Село, 12 - Голузиново, 13 - Халдеево, 14 - Милославка, 15 - Тимофеевка, 16 - Сахтыш I, 17 - Сахтыш II, 18 - Сахтыш IIA, 19 - Сахтыш VIII, 20 - Кузьминка, 21 - Ловцы I, 22 - Ивановское VII, 23 - Берендеево I, 24 - Ханево, 25 - Иванова Гора, 26 - Володары, 27 - Панфилово, 28 - Шагара I, 29 - Черная Гора, 30 - Баланово. (Памятники, указанные курсивом, исследовались в 1960-1990-х гг. Верхневолжской экспедицией под руководством Д.А.Крайнова).
Второй тип представлен мужским черепом (Сахтыш IIA: 42). Он имеет ярко выраженный европеоидный облик, долихокранный, с достаточно развитым надбровьем. Поперечный диаметр коробки умеренный, продольный - большой. Лицо среднеширокое с сильно выступающими носовыми косточками, в средней части резко профилированное, в верхнем же отделе, наоборот, слегка уплощенное.
В третий тип выделен также только один череп, из мужского захоронения (Сахтыш IIА: 40). В его строении доминируют европеоидные черты, однако мезобрахикрания, относительно большая ширина мозгового отдела и лицевого скелета при узости лба и уплощенности в назомолярной части лица дают основание считать его метисным.
Столь резкие различия в льяловской краниологической серии обусловлены не ошибкой в археологической фиксации палеоантропологических ос-танков, а историческими реалиями. Льяловское кладбище на стоянке Сахтыш IIА, имевшее четкую линейно-рядовую систему расположения могил, датировано по С14 в интервале 6130±120 - 5820±200 л.н. Примерно к этому же времени, судя по стратиграфическим наблюдениям и погребальному обряду, относятся льяловские покойники Сахтыша II. Другими словами, оба эти могильника функционировали на начальном этапе развития льяловской культуры и отразили расовую дифференциацию сахтышской общины, состоявшей из пришлого с севера населения монголоидного облика, европеоидов аборигенов - представителей ранненеолитической верхневолжской культуры и (как следствие их совместного проживания) метисов.
Волосовская серия наиболее многочисленна, состоит из 20-ти черепов - одиннадцати мужских и девяти женских. Серия разновременна, хронологический разброс составляет около тысячи лет (по радиоуглероду: 4800±200 - 3820±40 л.н.), поэтому рассматривать ее следует раздельно, разбив на группы, в соответствии с периодизацией волосовской культуры.
Из семи черепов раннего периода четыре (Сахтыш IIA: 4, 9, 15, 39 и Сахтыш VIII: 25) диагностируются как мезокранные европеоиды со специфическими особенностями горизонтального профиля - при незначительной уплощенности в верхней части лица средняя профилирована очень резко. Эти же признаки повторяются на мужском черепе из захоронения 15 (Сахтыш IIA), но есть у него и отличие: он брахикранен. Последние два черепа в этой группе - женские (Сахтыш IIA: 10, 46), характеризуются как короткоголовые с сильно уплощенным лицевым скелетом и средневыступающим носом. Т.е., в их облике явственно фиксируются черты большой монголоидной расы, по которым они сближаются с льяловской брахикранной серией.
В поздне- и финальноволосовских погребениях черепа продолжали иметь европеоидный облик с незначительной примесью монголоидности, распадаясь по указателю на мезокранные (Сахтыш I: 8; Сахтыш IIA:13Б, 33, 66) и брахикранные, причем брахикранность за исключением одного случая выражена слабо (Сахтыш II: 12а,1 5/VII; Сахтыш IIA: 32Б, 54).
Новым в этот период является четко вычленяемая краниологическая группа еропеоидных, умеренно долихокранных черепов (Сахтыш IIA: 13А, 35, 36А, 47, 58). Однако это не появившийся из вне антропологический тип, а, по мнению большинства специалистов, результат “грациализации европеоидов во времени”, на что как будто указывает ослабленная уплощенность верхнелицевого отдела и относительно большой размер скулового диаметра. Хотя нельзя исключить и того, что некоторые из этих индивидуумов влились в состав поздневолосовской общины со стороны. Таковым вполне мог быть, в частности, верхний покойник из ярусного двухактного погребения 36А на Сахтыше IIA, измерения на черепе которого близки краниологическому бланку фатьяновцев.
Таким образом, основу волосовской краниологической серии составлял метисный мезокранный тип с доминантой европеоидных черт в строении черепа. Он для средней полосы Европейской России был инородным и появился в первой четверти III тыс. до н.э., скорее всего, с территории Северо-Запада, из Восточной Прибалтики. Проживавшее здесь к тому времени позднельяловское брахикранное население за прошедшие почти тысячу лет утратило “чистоту” своего исходного антропологического типа и к моменту прихода волосовцев имело также метисный облик, но с большой долей монголоидных (лапоноидных) признаков. В результате последовавшей затем очень длительной их метисации и эпохальной грациализации в поздневолосовское время сложился умеренно долихокранный европеоидный тип, примесь “монголоидности” в котором практически отсутствовала или встречалась спорадически и в очень ослабленном виде.
Фатьяновская серия из 15 черепов (шесть мужских, три женских, два юношеских и столько же детских) в целом однородна и характеризуется резко выраженной долихокранией, хорошо профилированным лицом и сильно выступающим носом, что свидетельствует об их несомненной европеоидности. Исключение составляет лишь один мужской череп (Тимофеевка: 1), который по строению также европеоидный, но отличается мезокранией, меньшим продольным диаметром мозговой коробки и более низким лицом, слегка уплощенным в надглазничной области. По этим признакам он сходен с черепами позднего волосова и, возможно, свидетельствует о включении фатьяновцами в свою общину инородцев. Хотя вообще для всех погребенных на фатьяновских могильниках присуще исключительное однообразие антропологического типа. И поэтому складывается впечатление, что это какие-то специфические клановые кладбища, где покойников хоронили, исходя из принципа нечто вроде “расовой чистоты”.
Заключение. Как видим, на территории Ивановской области в эпоху первобытности выделяется несколько антропологических типов, последовательно сменявших друг друга на протяжении примерно трех тысяч лет. Древнейшим из них следует признать долихокранный массивный европеоидный тип, морфологически сходный и хронологически синхронный ранненеолитическим днепро-донецким сериям Украины. В самом начале V тыс. до н.э. его меняет следующий тип - брахикранный широколицый монголоидный (лапоноидный), который спустя чуть более 1.000 лет уступает место метисному мезо-кранному европеоидному. Последний, трансформируясь, к рубежу III-II тыс. до н.э. приобретает черты умеренной долихокрании. В это же время здесь из Средней Европы появляются фатьяновцы - узколицие долихоцефалы. Между ними и поздними волосовцами, по-видимому, начинается процесс взаимоассимиляции, но итог ее остается пока неизвестным - краниологические серии последующих эпох (поздней бронзы, раннего железа) вплодь до древнерусского времени в Волго-Клязьминском междуречье отсутствуют.
http://amu.ivanovo.ac.ru/pubs.php?do=11&id=37
Другие статьи на схожу тему:
Фатьяновская культура
https://vk.com/wall-47041459_1342
Расселение нордической расы и первых индоевропейцев.
Культура Шнуровой Керамики на территории России.
Часть 1. Фатьяновская культура.
https://vk.com/wall-47041459_7593
Культура Шнуровой Керамики на территории России.
Часть 2.
https://vk.com/wall-47041459_7597
Карта восточных путей передвижения культуры боевых топоров.
На этой фотографии: балтийская группа, ильменская группа, верхневолжская группа, московско-клязминская группа, средневолжская группа, протофатьяновская территория, культура шнуровой керамики