Спартанцы обращали внимание на наследование человеческих задатков и на сохранение состава ее господствующего слоя. В произведении Плутарха о Ликурге можно увидеть, что Спарта обладала настоящим законодательством, охраняющим здоровую наследственность. (...) Действительно эта приписываемая Ликургу конституция сохраняет также в законах о поддержании наследственности индогерманские традиции, которые получили дальнейшее развитие в спартанских условиях и получили в течение столетий законную силу. Конституция Ликурга хотела внушить спартанцам то, что согласно Плутарху (О злонамеренности Геродота, 32) царь Леонид высказал по отношению к спартанским женщинам как завещание, когда он отправлялся на верную смерть на битву при Фермопилах: «Выходите замуж за лучших и рожайте лучших!»
Такое понимание наследственного улучшения было свойственно в Спарте мужчинам и женщинам. Для всех свободных мужчин со здоровыми качествами, по словам Поллукса (III, 48; VII, 40), был долг бракосочетания. Плутарх (Lysandros 30) сообщал, что в Спарте наказывали тех, кто не вступал в брак или вступал в брак слишком поздно или с бесплодной женщиной. Также по сведениям Афенея (XIII, 555 c/d) было наказание за безбрачие, холостяков презирали; они не могли быть зрителями на соревнованиях, и юноши не поднимались при их прохождении, как они делали это по отношению к мужчинам, состоящим в браке. Государственная сила Спарты приписывалась эллинскими летописцами отсеиванию, отбору и выбраковке племени и его родов. Ксенофонт в своем труде о конституции лакедемонян (1,10; V, 9) сначала подчеркивает как очевидный факт, что законы Ликурга дали Спарте мужчин, отличающихся высоким ростом и силой, и тогда делает общий вывод: «Легко можно понять, что эти мероприятия [просеивание, отбор и выбраковка] произведут племя, превосходящее других в росте и силе; нелегко найти более здоровый и более пригодный народ, чем спартанцы». Геродот (Х, 72) называет спартанцев самыми прекрасными мужчинами среди греков. Расовая особенность спартанок характеризуется творившим примерно в 650 году до н.э. в Спарте поэтом Алкманом (фрагменты 54), который хвалит свою двоюродную сестру Агесихору: ее волосы цветут как несмешанное золото над серебристым лицом. Сравнение светлой кожи с серебром можно найти уже у Гомера. В пятом веке до н.э. поэт Вакхулид (XIX, 2) хвалил «белокурых девушек из Лаконии». Еще архиепископ Фесалоник Евстафий, который жил в двенадцатом веке нашей эры, писавший комментарии к Гомеру, заметил при упоминании одного места в «Илиаде» (IV, 141), что у спартанцев знаками мужской сущности были светлая кожа и белокурые волосы.
Понимающие мужчины других эллинских племен всегда признали благородный вид спартанцев, даже тогда, когда их отечество воевало со Спартой. Дальновидный Фукидид (III, 83) жалеет об исчезновении великодушия и откровенности у дорийцев во время Пелопоннесской войны, которую его родной город Афины вел против Спарты. Во всей Элладе люди с благородными задатками видели в Спарте лучший идеал для эллинства. Так думал также Платон, предложения которого для государственного поддержания наследства следовали дорическому образцу. Мужественность и государственный образ мыслей доричества в Спарте, сохранение умеренности и чести, эти аполлонские черты владеющего собой и созданного для выполнения приказов сословия благородных мужей: всеми этими основными чертами восхищались наилучшие люди в Элладе. Но укрепленное единство спартанской сущности в течение столетий было наверняка результатом определенно направленного отбора в спартанском племени, сознательного соблюдения предусмотренных законами Ликурга направлений отбора.
Ганс Ф.К. Гюнтер.
https://vk.com/wall-28951273_7306
Такое понимание наследственного улучшения было свойственно в Спарте мужчинам и женщинам. Для всех свободных мужчин со здоровыми качествами, по словам Поллукса (III, 48; VII, 40), был долг бракосочетания. Плутарх (Lysandros 30) сообщал, что в Спарте наказывали тех, кто не вступал в брак или вступал в брак слишком поздно или с бесплодной женщиной. Также по сведениям Афенея (XIII, 555 c/d) было наказание за безбрачие, холостяков презирали; они не могли быть зрителями на соревнованиях, и юноши не поднимались при их прохождении, как они делали это по отношению к мужчинам, состоящим в браке. Государственная сила Спарты приписывалась эллинскими летописцами отсеиванию, отбору и выбраковке племени и его родов. Ксенофонт в своем труде о конституции лакедемонян (1,10; V, 9) сначала подчеркивает как очевидный факт, что законы Ликурга дали Спарте мужчин, отличающихся высоким ростом и силой, и тогда делает общий вывод: «Легко можно понять, что эти мероприятия [просеивание, отбор и выбраковка] произведут племя, превосходящее других в росте и силе; нелегко найти более здоровый и более пригодный народ, чем спартанцы». Геродот (Х, 72) называет спартанцев самыми прекрасными мужчинами среди греков. Расовая особенность спартанок характеризуется творившим примерно в 650 году до н.э. в Спарте поэтом Алкманом (фрагменты 54), который хвалит свою двоюродную сестру Агесихору: ее волосы цветут как несмешанное золото над серебристым лицом. Сравнение светлой кожи с серебром можно найти уже у Гомера. В пятом веке до н.э. поэт Вакхулид (XIX, 2) хвалил «белокурых девушек из Лаконии». Еще архиепископ Фесалоник Евстафий, который жил в двенадцатом веке нашей эры, писавший комментарии к Гомеру, заметил при упоминании одного места в «Илиаде» (IV, 141), что у спартанцев знаками мужской сущности были светлая кожа и белокурые волосы.
Понимающие мужчины других эллинских племен всегда признали благородный вид спартанцев, даже тогда, когда их отечество воевало со Спартой. Дальновидный Фукидид (III, 83) жалеет об исчезновении великодушия и откровенности у дорийцев во время Пелопоннесской войны, которую его родной город Афины вел против Спарты. Во всей Элладе люди с благородными задатками видели в Спарте лучший идеал для эллинства. Так думал также Платон, предложения которого для государственного поддержания наследства следовали дорическому образцу. Мужественность и государственный образ мыслей доричества в Спарте, сохранение умеренности и чести, эти аполлонские черты владеющего собой и созданного для выполнения приказов сословия благородных мужей: всеми этими основными чертами восхищались наилучшие люди в Элладе. Но укрепленное единство спартанской сущности в течение столетий было наверняка результатом определенно направленного отбора в спартанском племени, сознательного соблюдения предусмотренных законами Ликурга направлений отбора.
Ганс Ф.К. Гюнтер.
https://vk.com/wall-28951273_7306