Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

суббота, 26 июля 2014 г.

О происхождении кочевой примеси центральной Украины.

Часть1

Значение каждой новой антропологической серии как послемонгольского, так и казацкой эпохи не переоценить. Анализ краниологических материалов позволяет проследить генетические связи между популяциями территории Украины позднего средневековья и группами славянства времен Киевськои Руси и их соседей, а также зафиксировать отдельные миграции. Однако если антропологический состав древнерусского населения был предметом научных исследований, то до более позднего материала ученые обращались эпизодически. Это связано прежде всего с отсутствием в коллекциях выборок скелетов второй половины XIII в. - XVIII века, что существенно усложняет решения ряда вопросов, прежде всего по формированию физического типа украинцев.

В 1990-1996 гг во время археологических исследований в г. Вышгород, которые проводила Правобережная древнерусская экспедиция Института археологии НАН Украины (руководитель Г. Орлов), был получен антропологический материал из захоронений вокруг церкви Бориса и Глеба на месте воскресной школы , датированных первой половиной ХVII в. (Дегтяр, Орлов 2005, с. 92). Автор статьи изучила скелетные остатки с 67 захоронений. Реставрацию, описания и измерения материалов осуществлено по методикам, принятым отечественной антропологической школой. Пригодными для измерений с краниологическая программе оказались 14 мужских и 12 женских черепов . Мужская серия в целом характеризуется брахикраниею, средними продольным и высотным диаметрами. Лобная кость широкая, угол профиля лба близкий к прямому. Диаметр скул средний, верхняя высота лица - незначительна. Орбиты середньоширокие, низкие. Нос имеет малую ширину и высоту, носовой указатель средний. Кости носа выступают сильно. Горизонтальное профилеванния умеренное на назомалярному уровне и хорошее на среднем. Лицо ортогнатное. Переносица средне - высокое.


Серия женских черепов из Вышгорода характеризуеться средними размерами. Форма черепной коробки брахикранна. Лоб середньоширокий на границе с широким. Лицо середньоширокое и средневысокое. Орбиты середньоширокие. Нос низкий, узкий, носовой указатель средний. Профилирование лица умеренное на назомалярном и хорошее на зигомаксилярному уровнях. Обличие ортогнатное. Кости носа выступают умерено. Даже визуальный осмотр указывает на неоднороднисть серии, что подтверждено статистическим анализом. Группа отмечается завышенной вариабельнистю большинства краниологическая признаков. Чтобы проверить ее на однородность эмпирические кое коэффициента вариации было сравнению со стандартными-ми. В основном в нашей серии они выходили за рамки стандартных, что свидетельствует о нарушениении нормальной изменчивости в популяции и ее неоднородности. Были рассчитаны коэффициенты кореляции. При сравнении коэффициентов нашей серии со стандартными зафиксировано расхождение, выраженное в появлении обратных знаков.

Внутригруповий анализ выявил следующие тенденции: в мужской серии с увеличением ширины лица увеличиваются его высота, высота орбит, назомалярные угол и черепной указатель. Итак, анализ демонстрирует, что в формировании мужской группы из Вышгорода участвовали два компонента. Первый из них характеризуется меньшим черепным указателем, меньшими размерами и лучшим профилированием лиц, второй - большим черепным указателем, большими размерами лица, имеющего ослабление в горизонтальном профилировании на назомалярном уровне. В поисках истоков антропологических компоненты Вышгородской популяции обратимся к хронологически более ранних группам.

Первый компонент нашей серии можно связать со восточнославянскими группами X-XIII века, полянами, для которых характерны мезокрания, середньошироке, низкое, хорошо профилированое лицо. Второй компонент присущ потомкам степного населения (название «степняки» в антропологической литературе употребляется, как правило, о группах кочевого, а иногда уже и оседлого, населения Евразийских степей, которые антропологически не принадлежат к славянскому массиву . Сочетание брахикрании с широким лицом и некоторым уплощение на назомалярному уровне, которое представляет второй компонент Вышгородской серии, издавна случается на территории Украины.

Это сочетание характеризует носителей так называемого сарматско-салтовского (или зливкинського) антропологического типа. Этот морфотип представляет сарматские группы различных территорий и хроно-логических периодов. Однако сарматы находились в сложных отношениях субстрата к суперстрату с целым рядом групп населения как Восточной Европы, так и Центральной Азии, они в одних случаях стали примесью, в других - основой для отдельных групп населения, которое жило в степных регионах - от болгар до торков. Указанный тип был характерен для части носителей салтовской культуры, которых связывают с болгарами (для аланской составляющей населения культуры, по антропо-логической традиции, доминантным считается другой тип, сочетающий долихокранию с относительно узким лицом), для средневекового населения Хазарии, некоторых районов Северного Кавказа, групп различных территорий, в которых видят древних болгар. На землях Украины этот морфотип представляв жителей средневековых городов Крыма и был одним из составляющих компонентов оседлого населения Нижнего Поднепровья XII-XV вв. Брахикрания, широколицисть, ослабление го ризонтального профилирования лица, причем не только на верхнем, но и среднем уровнях, были типичными для целого ряда племен: печенегов, половцев, ногайцев, кочевников юга Украины, которые не всегда имели четкую этническую идентификаци . Однако в последних группах значительная ширина лица сочетается со значительной его высотой, то есть в них ощущается существенная монголоидная примесь, либо они вообще стоят на грани европеоидных и монголоидной групп. В среднем проявлении мужская Вышгородская серия морфологически и статистически ближайшая к группе из казацкого кладбища в Чигирине XVI-XVII вв. и выборки черепов с Меджибожа XIV-XV вв. В обоих этих популяциях, особенно в чигиринской, зафиксировано наличие «степного» компонента (Рудич 2000). Мужская выборка из Вышгорода также весьма близка к сборным краниологическая серий украинской Центральной, Западного, Южной и Восточной Украины, в которых доминируют материалы XIX-XX вв. Однако следует отметить, что Вышгородская серия, в отличие от всех четырех сборных региональных групп украинцив, имеет слабее горизонтальное профилювание лица и большую высоту орбит, что отражает наличие в ней существенной степной примеси. Итак, пик этого присутствия, которую можно проследить на антропологическом материале, приходится на XIV XVII в. На краниологическая материалах XIX-XX вв. наличие выходцев из степных популяций среди населения Украины также прослеживается, но значительно слабее. Особенно интересным и информативным для антропологов является сравнение Вышгородской выборки с большим кругом славянства Киевской Руси. Вышгородцам отличаются от древнерусских популяций рядом признаков, значительным черепным указателем. Однако брахикефализация считается общей морских фологичною тенденцией эпохи позднего средневековья, то есть это отличие Вышгородской и других украинских серий ХIV-XVII вв. от славянских групп древнерусского времени возможно объяснить эпохальным изменчивостью. Другим проявлением эпохальной изменчивости является грацилизация. Учитывая это в позднесредневековых украинских группах следовало бы ожидать меньших размеров лица, чем в древнерусских популяциях, обитавших на этой территории, но населенние Среднего Поднепровья казацкой эпохи (Вышгород, Чигирин, Суботов, кладбище возле Михайловского Златоверхого собора) имеет более широкое лицо как по сравнению с сельскимми, так и, что немаловажно, городскими жителями этих территорий древнерусского времени. Увеличение ширины черепа и лица в сериях Среднего Поднепровья XVI-XVII вв. можно объяснить притоком сюда более широколицего населения в послемонгольское время.
Носители широколицых форм или их потомки могли происходить из северо-западных (славянских) и южных (степных) территорий. Рассмотрим оба-два возможных варианта.
Относительной широколицистю (в славянском масштабе) в Х-XIII вв. характеризовались жители древлянских, волинянских, тиверских земель, смоленские кривичи и мазовшане. В.П. Алексеев считал, что в составлении антропо-логического типа украинской господствующую роль сыграл морфологический тип древлян (Алексеев 1969, с. 195). Действительно, в послемонгольское время и произошли некоторые перемещения населения в регионах. Появление новых антропологических материалов позволяет фиксировать приток переселенцев из западных земель (древлянских, волинянських, тиверських) в Среднем Поднепровье. Выходцам из указанных территорий принадлежит одна из широколицих морфологических компонентов в составе населения Чигирина XVI-XVII вв. (Рудич 2000), которые представлены и у людей, похороненных на позднесредневековом кладбище Михайловского Золотоверхого собора в Киеве (Рудич 2008, с. 49-54). Однако в вышгородцам значительная ширина лица сочетается с тенденцией к ослаблению горизонтального профилирования лица, что указывает на наличие в серии именно широколицего степного комплекса. Такая комбинация признаков, характерна для многих кочевых групп, считается исторические корреляцией, то есть очень постоянной.
Следовательно, присутствие кочевников или их потомков в вышгородской группе фиксируется не только по внутренней, но и межгрупповом анализе, свидетельствует о существенности степного компонента. И именно наличие существенной степной составляющей отдаляет вышгородцам от восточнославянских серий древнерусского времени. Убедительнее определить место, которое занимает населения Вышгорода в кругу близких по времени популяций, позволяет проведение сопоставлений средньостатистичных указателей ряда краниологических серий с помощью методов Багатова-мерной статистики, благодаря высокой точности способствуют значительной объективизации выводов (Дерябин 1982).

По результатам анализа, мужская группа по Вышгорода довольно существенно отличается от всего массива древнерусских серий.

Вышгородцам имеют больший черепной указатель, шире лицо, узкий нос (признаки, имеющие нагрузка по первому фактору). Кроме того, Вышгородскую серию отличают от древнерусских групп, с территории Украины, ряд признаков, которые несут нагрузки по вторым факторам. Вышгородци отличаются более слабым горизонтальным профилированием лицо ниже черепной коробкой и меньшим углом носа. Такая комбинация морфологических особенностей приближает популяцию с Вышгорода до степных групп, прежде всего, представленных сарматско-Салтовский морфо-типом и связанных с болгарами (Зливки, Лимбар, Каменка, В. Тарханський могильник), и несколько слабее с ногайцами Крыма, которые в определенной степени сформировались на базе местных племен.

По результатам кластерного анализа статистически ближайшие к вышгородцам есть две украинские серии - Чигирин и Меджибож, а также ряд степных групп: Лимбар, В. Тарханський могильник, ногайцы Северного Крыма и могильник Каменка на Нижнем Поднепровье. Итак, межгрупповой статистический анализ четко определил место Вышгородской мужской серии в кругу близких по времени популяций. Она оказалась статистически и морфологически приближенной к украинским серий XIV-XVII вв. из Чигирина и Меджибожа. Относительно более ранних групп вышгородские мужчины существенно отличаются от славянских популяций древнерусского времени и тяготеют к группам степного (сарматско-салтовского) круга. Хорошо известно, что мужские серии лучше отображают миграционные процессы, а женские - лучше характеризуют тип субстратного населения той или иной территории. Для того, чтобы четко выяснить антропологическую ситуацию в Вышгороде, необхдимо сравнить не только мужские, но и женские серии.

Женскую группу из Вышгорода сравнивали с женскими сериями (с использованием аналогичных методов многомерного анализа) из тех же могильников, и мужские, по тому же набору признаков. Отсутствует лишь информация о ряде признаков в серии печенежских женщин, не дало включить ее в анализ. По результатам межгруппового анализа вишгородские женщины оказались значительно ближе к древнерусским сериям, чем мужчины. Вишгородки уверенно входят в круг славянских популяций , а ближайшие к ним есть женщины с Чернигова, Любеча, Киева, т.е. групп Полянских земель. Впрочем женская серия из Вышгорода демонструе определенное отклонение от древнерусских групп по таким признакам, как черепной указатель, ширина лица и горизонтальное профиливанние. Вышгородки отличаются Брахакранией, шире и слабее профилированным лицом, приближает их к ряду степных групп, но не так сильно, как вышгородские мужчины. Из более поздних серий достаточно близкими морфологически и статистически к вишгородкам оказались жительницы Чигирина и Меджибожа. В обеих группах ощущается степное присутствие (Рудич 2000; Рудич, Толкачев 2006). Кроме того, женщин из Вышгорода приближаются группы, представляющие оседлое население Нижнего Поднепровья - Благовещенка, Мамай-Сурка, которые представляют собой смешанное население, среди которого значительный процент составляют оседлые Кочевики (Литвинова 2007). Итак, в мужской и женской Итак, в мужской и женской группах с Вышгорода славянские и степные составляющие были представленны в разных пропорциях. Женщины четко демонструют прежде генетические связи со славянскими сериями Полянских территорий древнерусской эпохи. Кочевой компонент лучше представлен в мужчин этой популяции. Именно его наличие и вызывает больше всего вопросов.

T.О. Rudych
ABOUT THE ANTHROPOLOGICAL STRUCTURE OF POPULATION
OF THE MIDDLE DNIPRO RIVER REGION IN THE LATE MEDIAEVAL EPOCH

Продолжение в следующем посте.








https://vk.com/wall-47041459?offset=160&own=1&w=wall-47041459_28676
Часть 2

Среднее Поднепровье с давних времен пребываело в зоне мощных степных воздействий. По результатам исследований, степняки существенно повлияли на антропологический состав его населения эпохи железа. Т.И. Алексеева считала, что иранское население играла значительную роль в формировании восточнославянского населения и именно этим поясняла определенную специфичность морфологически-го комплекса полян (Алексеева 1973). В ранних работах исследовательница склонна думать о генетической линии, которая простиралась от поздних скифов через часть населения черняховской культуры Среднего Поднепровья в группы Полянских территорий X-XIII вв. Исследовательница полагала, что эта линия иранская. В последних своих работах Т.И. Алексеева (Алексеева 1999) не ометала возможности, что иранские влияния могли иметь и более позднее происхождение. Здесь стоит упомянуть средньовековых алан. О наличии кочевого (аланского) компонента в сериях древнерусского времни из Полянских и полесских земель писали С.П. Сегеда (Се-Геда 1998), р.у. Гравер (Гравер 1999, с. 210) и П.Н. Покась. Однако, как уже было отмечено, антропологичная традиция считает доминирующим для аланов долихокранний, относительно узколиций морфотип с характерным резким горизонтальным профилированием лица. Следовательно, связывать с потомками собственно аланов - с тенденцией к ослаблению горизонтального профилирования, лица жителей Срединего Поднепровья эпохи позднего средневековья (Вышгород, Чигирин, Суботов) нет никаких оснований.

Отдельные серии из могильников древнерусской эпохи Среднего Поднепровья (Григорьевка, Бу-чак, Яблоновка, некоторые группы Киева) характеризуется слабым горизонтальным профилюванием лица и меньшим углом виступання носа. Каждая из указанных групп тема для отдельного исследования, поскольку ослабленное профиля лица не всегда можно связывать со степными влияниями, ведь оно также етфинно-угорские популяции или славянские, которые сформировались на финском субстрате (словены новгородские, вятичи и др.). Присутствие возможных выходцев из этих земель в Среднем Поднепровье полностью отвергать нельзя. Однако в этом варианте анализа для нас прежде всего важно то, что упомянутые древнерусские популяции отличаются значительно более узким лицом, чем позднесредневековые славянские группы Среднего Поднепровья, то есть сочетание значительной ширины лица с ослабленным горизонтальным профилем (степной комплекс) наиболее отчетливо проявляется в славянских популяциях Среднего Поднепровья именно в послемонгольское время. Действительно, на антропологических материалах с могильникив киеворусского времени фиксируются Кочевые примеси, но они немногочисленны или же связаны с аланами, для которых характерен другой морфо-тип. Хронологически от монгольского нашествия и до времен Руины наличие выходцев из круга степных кочевников на христианских могильниках Среднего Поднепровья существенно увеличилась и достигла пика ля этой территории. Довольно долго восточные славяне находились с отдельными группами населения Степи то в конфронтации, то в союзных и торговых отношениях, удостоверяющих летописями. Часть Кочевниковк шла на службу к русским князьям, часть оседала.

На антропологическом материале это хорошо прослеживается в Нижнем Поднепровье, где в XII-XV вв. сложилась интересная ситуация. Оседлое население региона было пестрым: аланы, болгари, представители кочевых групп, этническая интерпретация которых не всегда возможна, славянский компонент (Литвинова 2007), но преобладали все же аланы и болгары. Болгары доминируют прежде всего в женских сериях из Каменки, Каир, Мамай-Сурки, Благовещенка, аланы - среди мужчин на могильниках Мамай-Сурка и Благовищенка. Наличие кочевого компонента и монголоидною примесь четко зафиксирована на могильниках Каиры и Мамай-Сурка. Оседлое население Нижнего Поднепровья теоретические могло быть одним из источников пополнения состава жителей Среднего Поднепровья в послемонгольское время. О вкладе нижнеднепровцев в формирование антропологического состава украинского населения писали антропологи В.П. Алексев (Алексеев 1969) и Л.В. Литвинова (Литвин-ва 2006; 2007). Это возможно, но, по нашему мнению, следует говорить скорее о их вхождении оседлого населения Нижнего Поднепровья и о близких компонентах, хотя и в различных пропорциях в украинские популяции. На Нижнем Поднепровье в мужских сериях оседлого населения XII-XV вв. наиболее ощутима аланская составляющая (особенно в поздний период), а в украинских сериях XVI-XVII века, вместе со славянскими компонентом(древлянским, волынским, Тиверским и Полянским) - сарматско-Салтовская (зливкинська), которую часто отождествляют с болгарами.

Итак, если у послемонгольского время существовала миграция оседлого населения с Нижнего Поднепровья вверх по Днепру, то в ней преимущество были носители сарматско-салтовского типа, который связывают с потомками болгар и который лучше представлены в низовьях Днепра в более ранний период. Такая парадоксальная ситуация требует пояснения. Скорее всего, эта проблема будет решена после расширения базы данных.

Еще одной исходной территорией для «степных» типов может служить Прутсько-Днестровськое междуречье, население которого репрезентуется как сарматско-Салтовский тип, так и широколицый формы славян (Великанова 1975). Итак, когда на позднесредневековый могилах ах Среднего Поднепровья среди населения имеются оба морфотипа (Чигирин), мы больше склонны связывать это с выходцами из района Прутсько-Днестровского междуречья. В популяции из Вышгорода статистически и морфологично достаточно близки серии с Лимбаря и Старого Орхея. К сожалению, антропологический материал степной зоны между Днепром и Дунаем изучены недостаточно, что делает невозможным искать аналогий. На отдельных черепах из славянских погребений Среднего Поднепровья XVI-XVII вв. зафиксированы монголоидные примеси, которые трудно связать с аланами и болгарами. Черепа с признаками монголоидности или монголоидных воздействий находят на разных могильниках Вышгорода, Чигирин, Суботов, Киева, Меджибож. В домонгольскую эпоху наиболее четко монголоидные черты прослежены в группах печенегов и половцев Украины, а также в сборной серии кочевников южных раионов. В послемонгольское время можно выделить часть ногайцев и мусульманского населения Крыма, хотя в целом эти группы антропологически пестрые (Круц 2003). Однако все указанные (за исключением населения Крыма) отличаются значительной высотой лица, а на могильниках позднесредневековых украинских (в том числе и Вышгорода) не виден существенный прирост высоты лица и вообще концентрации высоколицих форм, а обнаружены лишь отдельные высоколицые черепа. Следует заметить, что антропологи, к сожалению, не обладают информацией о морфологический тип целого ряда степных групп (торков, берендеев и др.). Наличие потомков кочевников на средневековых могильниках района Тясмина (Чи - Гирин, Суботов) можно было ожидать , что регион издавна находился в зоне степных воздействий. Однако возникает вопрос: откуда такое сильное степное влияние на таком севрном могильнике, как Вышгород?
Пребывания степняков на территории Вишгорода зафиксировано еще в древнерусское время . Так, были обнаружены три захоронения, которые исследователи связывают с черными клобуками, что некоторое время были союзниками местных князей (Дегтяр, Орлов 2005). К сожалению, антропологический мате-риал из этих захоронений не сохранился В эпоху позднего средневековья Вышгород длительное время находился в состоянии упадка и практически пустотой. С 1607 Вышгород было передан киевском хорунжему Гавриилу Гойскому (Дегтяр, Орлов 2005, с. 193). Выходцами из его территорий были люди, которыми Гойские могли населять в эти места. Вышгородцы, представленные генетической линией, ведут свои корни от древнерусских серий, скорее всего, происходили из близких территорий. Особенно четко видно на материале женских серий, хотя, возможно, это объясняется миграцией из черниговских земель. Князья Гойские вели свой род от татарских (перекопских) Кирдеив, но уже в XVI в. занимали видное место среди галицкого боярства. В начале XV в. волынско-холмская линия Кирдеив получила имя Гойский (Гостських). Теоретически Гойские могли некоторое время поддерживать связи с кочевыми группами, из которых происходили их предки, и принимать на службу выходцев из них. Часть степняков могла быть ассимилирвана славянами и принять христианство. Иногда группы кочевников находили себе новые места для жизни на севере. Так, в конце XVI в. киевский воевода К. Острожский поселил на военном праве несколько тысяч татар на территории Обухивщины (Стародуб, Чернецкий, Ярмола 2004).
Хрестоматийный пример: татарыы, которые находились на службе в литовских князей, были расселены в Беларуси и районе Тракай (Хоецкие 2008). Среди мигрантов, как правило, преобладали мужчины. В Вышгороде со степным корнями также лучше представленны в мужские серии. У женщин доминирует связь с древнерусским сериями. Средний рост населения города Вышгорода, по формуле М. Троттера и Г. Глезер: муж-ки - 166,5 см, женщины - 160 см. По рубрикация-ми Р. Мартина, эта группа относится к категории средним ростом. Разница роста между мужчинами и женщинами меньше нормы, рассчитанную Р. Марти - ном (10-12 см). Если бы наша группа была однородноной, то учитывая половой диморфизм мужское население было бы несколько выше, женское - ниже. Возможно, невысокого роста вышгородских мужчин можно объяснить степной примесью. В целом группа попадает в диапазон вариаций роста.

Подводя итоги отметим, что на антропологичних материалах Среднего поднепровья эпохи позднего средневековья зафиксированны существенные изменения по сравнению с древнеруским временем. Прослежена генетическая линия, которая связывает часть позднесредневекового населения этой территории с Полянскими группами, особенно отчетливо - на женских черепах. Хотя, возможно, это является следствием миграции из левобережных черниговских Полянских земель.
Если в древнерусское время в Среднем Поднепровье ощущался определенный приток переселенцив с более северных территорий: дреговичи, радимичей, кривичей смоленских (Рудич 2007), то в эпоху позднего средневековья миграции из этих регионов на антропологическом материале не прослежена. В позднем средневековье рельефнее представлены, особенно среди мужчин, выходцы из западных земель ( древлянско-волинянських, галицких и тиверских). Следовательно, можно предположить, что их приток был значителен, т.е. очевидна смена ведущих миграционных потоков. По краниологическая материалам казацкого времени можно отметить, что по сравнению с древнерусским времененм увеличился процент степного населения, достигшего пика для этой территории.

Лучше представлен так называемый сарматско-Салтовский морфотип, некогда презентованный у болгар и был распространен в Хазарии и Крыма, а в XII-XV вв. характеризовал часть населения Нижнего Поднепровья и Прутско-Днестровского междуречья. На позднесредневековых могильниках Центральной Украины проявление выходцев из различных кочевых групп, этническая интерпритация интерпретация которых на современном этапе не всегда возможна. Вклад степняков в формированиантропологического состава населения Украины- наиболее отчетливо зафиксировано в Поднепровье на материалах XVI-XVII вв. (Чигирин, Суботов, Вышгород), но чувствуется и на Подолье, напрмиер, в Меджибоже. В более поздних сборных сериях украинской XIX-XX вв. степной компонент уменьшается и прослеживается на краниологических ма-лах только на уровне индивидуальных данных.

T.О. Rudych
ABOUT THE ANTHROPOLOGICAL STRUCTURE OF POPULATION
OF THE MIDDLE DNIPRO RIVER REGION IN THE LATE MEDIAEVAL EPOCH