Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 3 июля 2014 г.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири

Originally posted by sibved at Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири


В предыдущей статье «Красноярск. Когда же он был заложен?» кроме темы более древнего возраста Красноярска была поднята еще одна интересная тема. Как отряды А.Дубенского добирались до Енисея? И почему Енисейск был основан раньше (1619г.) чем сам Красный Яр (1628г.).

Мой друг по ЖЖ bskamalov в комментариях к статье высказал версию, что поход Ермака в Сибирь пролегал исключительно по водным путям. Мысли в текст оформлены своеобразно, но от этого их даже интереснее читать. Рекомендую перед дальнейшим прочтением.

Если учесть только водные движения, то действительно, с Волги через Каспийское море, а далее через р.Урал можно попасть в южные районы Уральских гор. И далее, некоторое расстояние волоком протащив лодки до р.Тобол – попасть в р.Иртыш и в р.Обь. Но далее – на восток, к Енисею по водным путям – никак. Самый ближний исток реки к Енисею, которая сообщается с р.Обь – это р.Кеть.
Проследить это можно на карте (кликабельно):



Здесь становится интересно. Вот где скрывается ответ: почему Енисейск старше Красноярска?

Оказывается, в те времена был канал (древнюю карту можно будет посмотреть в самом конце поста), соединяющий р.Кеть с Енисеем. И он сохранился, а возможно, в конце 19-го был реконструирован, расчищен, восстановлен заново. Хотя история говорит, что его построили, а не восстановили.

Речь идет о Обь-Енисейском канале, канале, соединяющим р.Кеть (бассейн Оби) с р.Кас (впадающей в Енисей)

Забегая вперед, хочу указать вот на какой момент. р.Кас впадает в Енисей далеко ниже по течению чем находится Енисейск. До Енисейска нужно было еще вверх по течению гребсти дружине Дубенского. Удобнее было бы поставить острог сразу в устье р.Кас и Енисея. Но это детали. Так же деталями является то, что: если это действительно путь А.Дубенского и дружины, то откуда он узнал про него? Без древних карт местности – за один сезон не пройти (не проплыть) такое расстояние. Заблудишься в протоках.

Итак, смотрим:


Оригинал взят у stomaster в Обь-Енисейский канал
«Обь-Енисейский соединительный водный путь» был признан памятником природы в 1991г. в целях сохранения этого уникального гидротехнического объекта. В Красноярском крае он расположен на территории Енисейского района и по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации.

Это своего рода «Суэцкий канал» (162 км) России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров.

Обь-Енисейский канал начинается возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть и заканчивается устьем реки Большой Кас в 40 километрах от поселка Ярцево в нашем регионе. Он проходит по Средне-Сибирской низменности, пересекая водораздел рек Обь и Енисей с запада на восток, площадь объекта 190 гектаров. Водное соединение идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая (39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз. Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский (прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70 км) – Большой Кас (197 км).

История Обь-Енисейского канала началась в 1800г., когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек: Оби и Енисея. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения. Но работы по строительству канала так и не были начаты.
 
В 1875г. енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера.

              




Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований енисейцев, и в 1878г. был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Смета проекта составляла 7-8 миллионов рублей.

              



 Но министерство, в целях экономии средств, приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Стоимость проекта оценили в 680 тысяч рублей, а шлюзы в проекте не предусматривались.
Сооружение канала началось в 1884г., здесь трудились 1200 человек, которые работали в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги. Руководил строительством объекта начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов.




  Со строительством канала из Енисея на баржах можно было выйти в Обь, а затем добраться до Томска, Барнаула и в другие сибирские поселения. До 1894г. по водному соединению перевезли всего 500 тонн груза, без учета перевозок для строительства. Почти сразу стало ясно, что без шлюзования здесь не обойтись, и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов для того, чтобы пропускать баржи с небольшими пароходами. Половина шлюзов находится на территории Красноярского края: Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный и Касовский. В настоящее время возле Касовского шлюза проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие.



Затраты на возведение Обь-Енисейского соединения составили около 2 миллионов рублей. Но примыкающие к каналу реки Озерная и Большой Кас были только расчищены от топляков и находились в естественном виде, отчего суда в этих местах могли проходить только весной. Стены шлюзов и прокопанного канала и в наши дни поражают своей добротностью. Это многометровые лиственницы, плотно подогнанные друг к другу, они скреплены коваными вручную болтами, которые до сих пор не проржавели.

                           


  С учетом того, что в конце XIX века в Сибири активно шло строительство Транссибирской магистрали, построенный канал очень скоро стал лишен практического значения и был заброшен. Не исключено, что если бы он был возведен согласно первоначальному проекту, канал использовали бы и сегодня. Тем более что он проходит в северных широтах двух регионов. В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный водный путь» может быть использован для развития познавательного и этнографического туризма.

 Марианна Долгополова.
P.S. (USSR) Вот такие интересными и загадачными местами богата Сибирь. Только вот интересная вещь с этим самым Обь-Енисейским каналом произошла, первое упоминание о нём датируется 1796 -97 годами в качестве проекта. А вот в записках средневековых путешественников говорится о том что в Сибири существовало мощное государство Тартария, предположительно одно из названий Третьей Руси - Арты, в котором такие каналы были не редкость. Поскольку меня это очень заинтересовало решил я поизучать карты тех самых путешественников и что же я вижу? На карте де Лиля издания 1706 года, составлена ещё раньше, нахожу на месте этого самого Обь-Енисейского канала какое-то странное сооружение. Чтоб не быть голословным привожу фрагмент той самой карты:




 Красным собственно и обведенно то самое странное сооружение, которое очень напоминает гидротехническое соеденение  двух рек. Желающие посмотреть карту целиком:
 http://history-maps.ru/pictures/all_1/r_208_2/

 Так что это на самом деле? Очередной "развод"? Или купцы в царские времена таким способом "отмывали" бюджетные деньги - ведь если канал уже существовал, то денюжки того, тю-тю, осели в бездонных карманов их кафтанов. Или это очередное доказательство обмана от "росийских ортодоксов-историков"? Или??????
 Ну а Вы, что думаете поэтому поводу?



Более подробно про канал, в этом видео:


Когда-то знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен придумал Страну Будущего. Столицей этой страны должен был стать город Енисейск в центре Сибири. Ключ к этой стране лежал на водоразделе Оби и Енисея, где был проложен Кас-Кетский канал.

Источники:
№1 (с видео)
№2
№3