Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

среда, 6 августа 2014 г.

Лица России. Мордва

Оригинал взят у mamlas в Лица России. Мордва
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©

~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Мордва. «Я - Эрзя"», 2006


Общие сведения

МОРДВ‘А, - экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя, проживающим в Российской Федерации, народ в России, коренное население Мордовии. Численность в России 1072,9 тыс. человек, в том числе в Мордовии 313,4 тыс. человек, в Башкирии (31,9 тыс. человек), Татарии (28,9 тыс. человек), Чувашии (18,7 тыс. человек), Самарской (116,5 тыс. человек), Пензенской (86,4 тыс. человек), Оренбургской (68,9 тыс. человек), Ульяновской (61,6 тыс. человек), Нижегородской (36,7 тыс. человек), Саратовской области (23,4 тыс. человек), в Сибири и на Дальнем Востоке (более 80 тыс. человек). Живут также в Казахстане (30 тыс. человек), на Украине (19,3 тыс. человек), в Узбекистане (11,9 тыс. человек). Общая численность 1150 тыс. человек.



По данным Переписи населения 2002 года численность мордвы, проживающих на территории России, составляет 845 тысяч человек. По данным переписи населения 2010 года, 744 237 человек в России назвали себя мордвой, в том числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 человек соответственно. В самой Республике Мордовия 283,9 тыс. человек назвали себя мордвой, в том числе 47,4 тыс. и 79,0 тыс. - соответственно мокшей и эрзей. Причина в том, что многие представители старшего поколения привыкли к тому, что еще во время советского периода в графе национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать только именование «мордвин».

Мордва состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание). В Мордовии мокша расселена преимущественно в её западных и южных районах, эрзя - в восточных.

Выделяются и небольшие этнографические группы: теньгушевская Мордва, именуемая иногда "шокшей" (по селу Шокша), проживающая в основном в Теньгушевском районе Мордовии, и каратайская Мордва, именуемая иногда "каратаями" (по селу Мордовские Каратаи), в Камско-Устьинском районе Татарстана. Будучи эрзянской, теньгушевская группа Мордвы подверглась частичной ассимиляции со стороны мокши, а каратайская Мордва, которую одни исследователи считают мокшанской, другие - эрзянской, третьи - эрзя-мокшанской, оказалась под сильным влиянием татар.

Цикл аудиолекций «Народы России» — Мордва


Говорят на мокшанском и эрзянском языках финно-угорской группы уральской семьи. В эрзянском языке выделяются диалекты: центральный, западный (приинсарский), юго-восточный (присурский), северо-западный (приалатырский), теньгушевский; в мокшанском - диалекты: центральный (в бассейне верхней Мокши и реки Иссы), юго-западный (районы верхнего и среднего течения Вада и Виндрея), северо-западный или западный (район нижнего Вада и Виндрея). Диалекты в языках Мордвы, проживающей за пределами Мордовии, изучены недостаточно. Распространён также русский язык. Письменность на русской графической основе.

Верующие - православные. Мордва исповедует православие, лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций.

Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава - божество леса, Ведь-ава - божество воды, Тол-ава - божество огня, Кудо-ава - божество дома и мужские (атя), они считались мужьями женщин-богинь - Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя. Верховный бог именовался Шкай, или Нишке. Совершались моления богам, во время которых приносились жертвы. Моления устраивались также в начале важных хозяйственных работ - выгона скота, пахоты, сева. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы, многие традиционные верования до сих пор сохраняются.

Предки Мордвы - финно-угорские племена - населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во 2-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры. Этноним Мордва (Mordens) впервые упомянут в 6 веке. В процессе выделения эрзи и мокши (с 6-7 веков) большую роль сыграла территориальная обособленность древнемордовских племён Окско-Сурского междуречья и более южных, проживающих в верховьях рек Суры и Мокши.

На протяжении длительного времени Мордва контактировала с тюркскими народами (волжско-камскими болгарами, татарами) и Древней Русью. Этнической консолидации способствовали рыночные отношения и возникновение раннегосударственных объединений в 11-13 веках (видимо, летописная Пургасова волость и др.). Связи с русскими усилились после добровольного вхождения Мордвы в состав Русского государства в конце 15 века. К середине 18 века Мордва в основном была обращена в православие. Хотя Мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки язычества, часть из которых синкретизировалась с православием.

Основное традиционное занятие Мордвы - пашенное земледелие (озимая рожь, полба, просо, лён, конопля). Заметную роль играли животноводство (крупный и мелкий рогатый скот), бортничество, позднее - пчеловодство. Были развиты отхожие промыслы, в основном на сельскохозяйственные работы. Промышленность была представлена полукустарными предприятиями.

В Мордовии была создана многоотраслевая промышленность, в сельском хозяйстве созданы крупные механизированные зерновые хозяйства, развито животноводство на промышленной основе. С 1990-х годов в сельском хозяйстве всё шире распространяются разные формы арендного подряда, фермерство.

Традиционные типы мордовских поселений в прошлом - деревни и сёла уличной планировки. Жилище - двух- или трёхраздельная изба со среднерусской планировкой, у мокши иногда - с западным вариантом южнорусской (см. в статье Русские). Для мордовской деревни характерно интенсивное обновление жилого фонда.

Важную роль в жизни мордовского села играла территориальная община, которая на основе обычного права регулировала многие стороны экономической, общественной и культурно-бытовой жизни. Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо - дом, атя - старик), родом руководил покштян (покш - большой, атя - старик). Каждые род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления, знак собственности - тавро.

Основа традиционного женского костюма Мордвы - рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, чёрные, синие тона с вкраплениями жёлтого и зелёного. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Её надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда - типа халата из белого холста (эрзя - руця, мокша - мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда - род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение - застёжка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия.

Разнообразны женские головные уборы: типа сороки, полотенца, покрывала, высокие, на твёрдой основе. Распространённым головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь - лапти (мокша - карьхть; эрзя - карть) косого плетения. Ноги обёртывали белыми и чёрными онучами. Некоторые элементы традиционной одежды сохраняются, особенно у мокши: пожилые женщины иногда носят панар, чаще в качестве обрядовой одежды (на свадьбу, похороны, поминки). Модифицированные формы традиционной женской одежды продолжают бытовать. Мужская народная одежда, основными частями которой были белая рубаха и штаны из холста, вышла из употребления к 20 веку.

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши); пироги с различной начинкой, чаще с кашей; блины из пшеничной, пшённой, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде). Мясные блюда (мокша жареное мясо с луком - щеням, эрзя жареное мясо и ливер с приправами - селянка) были в основном праздничными и обрядовыми. Напитки - пуре (из мёда), брага (поза), квас.

Для мордвы вплоть до начала XX были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем стали преобладать малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.

До начала 20 века наряду с малой индивидуальной семьёй у Мордвы существовала большая неразделённая семья из 3-4 поколений потомков по мужской линии. В советское время распространилась малая семья. Между родственными семьями сохраняются традиционно близкие отношения; они совместно отмечают семейные праздники, оказывают взаимопомощь при строительстве дома, уборке урожая и др. Многочисленны межэтнические браки.

Традиционный свадебный обряд сопровождался причитаниями невесты, приговорами дружки и других участников. Специфическими обрядами были угощение невесты кашей её родственницами накануне свадьбы, а также наречение молодухи невесткой (мазай, павай, вежей и др.) в семье мужа. В современной свадьбе переосмысленные и трансформированные традиционные обряды органично переплетаются с новыми элементами.

Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за мужчину на 10-15 лет моложе ее. Традиционные мордовские имена создавались на основе слов, обозначающих те или иные черты характера или даже оттенки чувств.Паруш - от слова «паро» - хороший. Вечкас, Вечкан, Вечковат, Вечкенза - от слова «вечкемс» - любить. Учай, Учват, Учесь, Учан - от «учемс» - ждать.

Мордовские народные праздники приурочены к земледельческому календарю. Торжественным и многолюдным был летний праздник вельозкс, посвящённый покровительнице села (Вель-ава). В наши дни отмечается праздник отдалённого или малого села, а в некоторых местах - праздник традиционной мордовской кухни.

В фольклоре развита обрядовая поэзия: календарная и семейная (причитания невесты, "корильные" и величальные песни на свадьбе); песни - семейно-бытовые, эпические (о Литове - девушке, похищенной богом, о Тюште, культурном герое и вожде, заступнике народа), исторические; сказки о богатырях, дохристианских божествах, животных. Бытуют лирические протяжные песни, частушки, пословицы, поговорки.

В 1990 в Саранске было учреждено культурно-просветительское общество "Масторава", ставящее своей задачей "самовыражение и реализацию воли народа".

Н.Ф. Мокшин, Т.П. Федянович
Очерки

От Видайкина до Чевтайкина

В письменных источниках энтоним «мордва» появляется рано. В VI веке готский историк Иордан писал о народе Восточной Европы Mordens. В Х веке византийский император Константин Порфирогенет упоминал страну Мордию (Mordia), которая была в десяти днях пути от Печенегии. В западноевропейских источниках средневековья мордва фигурирует под такими названиями, как Mordani, Merdium. В дневнерусских летописях мордвичи упоминаются уже в XII — XIII веках.Само же слово «мордва» происходит из ирано-скифских языков. В иранском языке mard значит мужчина. До XIII века мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная — по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша — южную. Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 году с падением Казанского ханства. Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 года, когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы — волости и сельсоветы. В 1928 году в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 году в автономную область, в 1934 году возникла Мордовская АССР, которая в 1991 была переименована в Республику Мордовия. Она расположена в бассейне рек Мокши и Суры на Восточно-Европейской равнине. Численность мордвы приближается к тремстам тысячам человек. Общая же численность мордвы в России — более 800 тысяч, а в мире — 1 миллион 150 тысяч человек.

Исторически так сложилось, что мордовский народ эволюционирует в виде двух групп: эрзя и мокша. В нынешней Мордовии эрзя проживает в основном в районах, расположенных к востоку от ее столицы — города Саранска, а мокша — к западу.Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский — три, на основе этих диалектов были созданы литературные языки. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, русский язык — родной. Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются XVII — XVIII веками. Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие. На втором месте по значимости находилось животноводство. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов, — охота, рыболовство, бортничество. Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделяются мокшанский и эрзянский комплекты одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. Поселения мордвы разнообразны.

Уже в русских летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца XIII — начала XIV века появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений — беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Различны были и размеры поселений — от 150—300 дворов в лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным — жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Для мордвы вплоть до начала XX были характерны большие патриархальные семьи численностью 30—40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.

Крещение мордвы началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине XVIII века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду. Христианский бог получил у мордвы имя дохристианского верховного бога. Он стал называться: Ине Шкай (Оцю Шкай).

Имя появилось неспроста

Традиционные мордовские имена создавались на основе слов, обозначающих те или иные черты характера или даже оттенки чувств.Например, имена Вечкас, Вечкан, Вечковат, Вечкенза — производные от слова «вечкемс» (любить). Женских мордовских имен сохранилось мало. Причина такого перекоса в том, что официальная документация оформлялась царскими властями, как правило, на мужское население. Поэтому женские имена сохранились преимущественно в фольклоре: Сыржа, Мазярго, Пае, Атюта, Кастуша, Сеняша, Сюмерге, Цеца.Современные имена мордвы мало чем отличаются от русских и от общехристианских имен. Они берутся, как правило, из календарей, но подвергаются адаптации и начинают звучать по-мордовски. Например, Захар произносится как Закар, Николай — Миколь, Федор — Кведор, Мария — Маре.До сих пор не принято, чтобы муж и жена называли друг друга по имени. При обращении друг к другу супруги обычно используют местоимение «тон» (ты) или окликательное междометие «эй». Что же касается собственно фамилий, то мордве их давали русские священники-миссионеры, а также чиновники и помещики. В таких случаях бралось имя отца или его прозвище и по типу русских фамилий (с окончаниями на -ов, -ев, -ин, -кин, -он, -ков, -енков) образовывались новые. Вот список достаточно распространенных мордовских фамилий (в их основе преимущественно дохристианские имена): Валгаев, Видайкин, Кижеватов, Кургашкин, Кочемасов, Лемдясов, Нарваткин, Нуштайкин, Пиняев, Паракшин, Рангаев, Сурайкин, Сыресенков, Симдянов, Ченгаев, Чевтайкин.Расстояние от столицы Мордовии Саранска до Москвы по железной дороге — 642 километра. Примерно столько же, сколько от Петербурга до Москвы. И поезда, между прочим, ходят в оба конца.