Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы – на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Евреи горские. «Каспийское море», 2006
Общие сведения
ЕВР‘ЕИ, йегудим (самоназвание, на иврит), йид, или айид (самоназвание, на идише), народ. Этноним Евреи через церковно-славянский язык восходит к греческому эбрайос ("еврей"), в свою очередь восходящему к ивритскому иври ("перешедший через что-либо"). Как этническое обозначение в Библии впервые применено к праотцу Аврааму. Русский этноним Евреи, как и однокоренные английский Hebrew, французский Hebreu, немецкий Hebraer, относится к книжной библейской традиции. В живом изустном употреблении обычны различные эндо- и экзоэтнонимы, этимологически относящиеся к ивритскому yehudi ("иудей, житель Иудеи"), ставшему самоназванием Евреев с середины 1-го тысячелетия до нашей эры. Через древнегреческое иудайос, латинское iudaeus образуются русское иудей, русское жид (заимствовано из польского языка; с середины 19 века превратилось в уничижительное или архаичное обозначение Евреев - английский Jew, французский Juif, немецкий Jude, польский zyd, арабский яхуд, турецкий чуфут, персидский джухуд и пр.). Древним самоназванием Евреев является йисраэль ("израильтяне"), беней-йисраэль ("сыновья Израиля"), восходящее к племенному эпониму Йисраэль-Израиль, второму имени Иакова ("борющийся с Богом").
Общая численность 13,62 млн. человек: в США 5,835 млн., Израиле (где Евреи являются основным населением) свыше 4 млн., Франции 535 тыс., в России 551 тыс. человек, на Украине 487 тыс., в Великобритании 300 тыс., Аргентине 228 тыс., Канаде 325 тыс., Бразилии 150 тыс., ЮАР 120 тыс., Белоруссии 112 тыс.; по несколько десятков тыс. человек живут также в Венгрии, Бельгии, Италии, Нидерландах, Германии, Молдавии, Иране, Мексике, Австралии, Швейцарии, Румынии, Индии, Турции, Уругвае, Чили; более мелкие группы Евреев живут в других странах мира.
По данным Переписи населения 2002 года численность евреев, проживающих на территории России, составляет 230 тысяч человек.
Перед 2-й мировой войной около 90% Евреев относилось к группе ашкеназов (ашкинази, от древнееврейского Ашкиназ, Германия) - Европа, центры иммиграции 19-20 веков в Северной Америке, Латинской Америке, Южной Африке, Австралии. Сефарды, потомки Евреев средневековой Испании, жили на Балканском полуострове, Ближнем Востоке, Марокко, в небольшом количестве в Западной Европе и Америке. Другие группы: арабоязычные Евреи стран Ближнего Востока и Северной Африки (с особыми подразделениями Евреев тейманим и бавлим); персидские Евреи, среди которых выделяется ряд более мелких групп, среднеазиатские Евреи; грузинские Евреи; крымчаки; курдистанские Евреи; итальянские Евреи и др. Некоторые мелкие периферийные группы (дравидоязычные кочинские Евреи в штате Керала, маратхоязычные бениисраэль в штате Махараштра и др.) резко отличаются от основной массы Евреев, их еврейское происхождение иногда подвергается сомнению. В ряде стран сохраняются группы потомков Евреев, обращённые в другие религии ("новые христиане" в Португалии, шуэтас на Балеарских островах, джадиды в Иране и др.). После геноцида Евреев во время 2-й мировой войны многие группы стали распадаться и на их основе начали формироваться новые этнические и территориальные общности. Крупнейшая из них - Евреи США, к которым примыкают Евреи Канады; основную часть их составляют потомки ашкеназов. Ашкеназский компонент доминирует и у Евреев России, а также у Евреев Европы, Латинской Америки, Южной Африки, Австралии. Евреи Израиля сформировались из потомков различных этнических групп Евреев, ашкеназы в их числе составляют почти половину.
Общим языком Евреев является иврит (или древнееврейский) семитской ветви афразийской семьи, на котором написан Ветхий Завет (Танах). С середины 1-го тысячелетия до нашей эры иврит пользуется слого-алфавитным так называемым квадратным еврейским письмом. Сохранялся в качестве разговорного языка Евреев древнего Израиля до первых веков нашей эры, затем сменился на арамейский, впоследствии в диаспоре - на различные еврейские языки и этнолекты, возникавшие в замкнутых общинах Евреев на базе языков окружающих народов. С 19 века начинается общественное движение за возрождение иврита в качестве живого разговорного языка, которое во 2-й половине 19 века объединилось с палестинофильским движением. За последние сто лет произошло превращение иврита в разговорный язык израильтян, на котором говорят несколько миллионов Евреев. В диаспоре знание иврита по-прежнему остаётся пассивным. В среде Евреев диаспоры наиболее распространён идиш (буквально "еврейский", еврейско-немецкий, "жаргон") - язык ашкеназов, зародился в Германии в 10-12 веках как еврейский этнолект на базе верхненемецких диалектов среднего Рейна (район Майнц-Вормс-Шпейер), с 14-15 веков идиш был перенесён еврейскими мигрантами на территорию Речи Посполитой в славянское окружение. Идиш использует квадратное еврейское письмо с 12 века, включает диалекты: северо-восточный (Литва, Белоруссия, Восточная Латвия, Псковская, Смоленская, Брянская области России); центральный (Польша, Западная Галиция); юго-восточный (Украина, Молдавия, Румыния). Идиш был разговорным языком большей части Евреев мира на протяжении всего средневековья и нового времени. Число говорящих на идиш, оценивавшееся в 11 млн. человек накануне 2-й мировой войны, резко уменьшилось вследствие геноцида и последующего вытеснения идиш языками окружающих народов и ивритом в Израиле. Среди других - джудезмо, или жудеоспаньоль (Израиль, Турция, Болгария, Марокко); лугат-аль-йахуд, в прошлом язык Евреев арабских стран (сохранился в основном в Израиле); зебони-имрани, на котором говорят Евреи Ирана, Афганистана; мелкие еврейские говоры (этнолекты). Наблюдается переход носителей "еврейских языков" на язык окружающих народов или иврит. Разговорный язык около половины Евреев - английский, хотя значительная часть англоязычных Евреев владеют также ивритом или другим "еврейским языком". Родной язык основной массы Евреев России - русский. В разных странах есть группы Евреев, говорящие на французском, испанском, португальском, немецком и других языках окружающих народов.
Большинство верующих Евреев - иудаисты; у иудаистов этническое и конфессиональное самосознание часто слиты воедино; согласно традиционному взгляду, переход Евреев в другую религию был равносилен переходу в другой народ, а принимавшие иудаизм иноверцы считались Евреями. В иудаизме различаются традиционно-ортодоксальное, ортодоксально-сионистское, реформистское, консервативное и реконструкционалистское направления (последние три преимущественно в США), хасидизм (в рамках ортодоксии, включал любавичское, карлинское, брацлавское, сквирское и другие течения), последователи которого (сосредоточены главным образом в США) обладают известным культурным своеобразием.
Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тысячелетия до нашей эры на территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов (вероятно, иври, или хабиру месопотамских надписей) и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, Евреи сложились в народ в процессе исхода порабощённых предков Евреев из Египта и завоевания ими обетованной Богом "земли Израиля" в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до нашей эры Евреи уже становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое древнееврейское царство, основанное царями Саулом (1025-1004 до нашей эры) и Давидом (1004-965 до нашей эры) со столицей в Иерусалиме, строится Первый Иерусалимский храм, складывается монотеистическая религия Евреев, жреческий иудаизм, создаётся на протяжении 1-го тысячелетия до нашей эры Танах, или Ветхий Завет Библии.
Этническое и культурное единство древних Евреев было нарушено с распадом древнееврейского царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудeйской) Ассирией и Вавилоном в 8-6 веках до нашей эры. Завоеватели разрушили Первый храм и увели б‘ольшую часть населения за пределы Израиля. Народная традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, так называемых "10 потерянных коленах", чьи следы потерялись где-то за Ираном. В конце 6 века до нашей эры часть Евреев возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается государственная и духовная консолидация Евреев. С тех пор складывается модель этнического развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже нашей эры охватившую Египет, Малую Азию, Сирию, Иран, Северную Африку, Западное Средиземноморье, Крым, Кавказ, часть Средней Азии. В период второго древнееврейского Хасмонейского, или Маккавейского, царства (164-37 до нашей эры) в состав Евреев включаются нееврейские семитские народы Негева и Заиорданья и эллинизированное население Галилеи и береговой полосы Израиля. Римское завоевание и разгром еврейских движений 1-2 веков привели к массовому насильственному выселению значительной части Евреев из Иудеи; изгнанники пополнили еврейские общины диаспоры. Этнический центр в Иудее практически прекратил существование после арабского завоевания Палестины в 638, хотя небольшие группы Евреев продолжали жить на исторической родине постоянно. Тяга к возвращению в Израиль, т.е. "возвращение в Сион" (к горе, на которой стоял Иерусалимский храм), постоянно сохранялась среди Евреев и была освящена иудаизмом. С разрушением Иерусалимского Второго храма в 70 нашей эры оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистический иудаизм, в основе которого наряду с Танахом лежит древний религиозный и юридический памятник - Талмуд. Центром религиозной и общинной жизни становится синагога, или место для собраний ("дом собраний"), её служитель - раввин (рав), учёный знаток и толкователь традиции.
В диаспоре последовательно сменяется несколько доминирующих центров, носивших традиционные еврейские наименования: Бавель (Месопотамия с прилегающими районами Закавказья и Курдистанского нагорья), 5-11 века нашей эры; Сефарад (Пиренейский полуостров), с начала нашей эры до 1492, когда Евреи были изгнаны из Испании; Ашкеназ (первоначально Центральная Германия, затем Восточная Европа), с 10 века до 1-й половины 20 века.
В новое время с отменой ряда средневековых ограничений прав Евреев в большинстве стран Европы начался процесс сближения Евреев Западной Европы с местными народами, отход Евреев от ортодоксального иудаизма, языка идиш; распространились смешанные браки. Евреи Восточной Европы и стран Востока дольше сохраняли традиционную культуру. Сохранившиеся ограничения в правах и занятиях Евреев Европы, рост социальной мобильности, характерный для нового времени, привели во 2-й половине 19 века к расширению миграций Евреев. Более 2 млн. Евреев переселилось в конце 19 - начале 20 века в Северную Америку; с конца 19 века с возникновением идеологии сионизма, поставившего целью переселение всех Евреев в Палестину, началась миграция Евреев разных стран, преимущественно из Восточной Европы, в Палестину.
В конце 19 - начале 20 века наряду с активизировавшимися процессами аккультурации и ассимиляции Евреев Европы и Северной Америки наблюдалась также консолидация Евреев, выразившаяся в появлении общееврейских культурных и политических движений. Этническое развитие Евреев было приостановлено массовым геноцидом Евреев Европы, осуществлённым германским фашизмом, в результате которого погибли 6 млн. Евреев. После войны часть еврейского населения европейских, позднее и ближневосточных стран переселилась в страны Нового Света, главным образом в США, а также в Палестину, где в 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано государство Израиль.
Традиционное хозяйство древних Евреев в Палестине было преимущественно земледельческим (злаковые, виноград, масличные культуры, фруктовые деревья). В диаспоре неполноправный социально-экономический статус Евреев способствовал формированию специализированной культуры и хозяйства. Большинство Евреев жили в городах, часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто). Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы; значительная часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие Евреев в сельскохозяйственном производстве повсеместно ограничивалось. Для всех групп Евреев была характерна высокая доля лиц свободных профессий. Основу традиционной социальной организации в диаспоре составляла территориальная община (кегила), сосредоточенная в городском поселении или его части; самоуправление (кагал) возглавлялось элитой (гвиры, парнасы). Преобладала малая семья, местами сохранялись пережитки патриархальной большесемейной организации (особенно у восточных групп Евреев). С 10 века Евреи перешли к нормативной моногамии, полигиния сохранилась до середины 20 века у Евреев некоторых стран Ближнего и Среднего Востока. Брак матри- и неолокальный у ашкеназов, патрилокальный у восточных групп. Бытовал левират (в пережиточной форме). Счёт родства патрилинейный, но по иудаистским нормам Евреем считается только рождённый от еврейки.
Традиционные формы поселения: еврейские кварталы (гетто, жудерия, меллах, махалля и др.), отделённые стеной от остальной части города; в Восточной Европе - местечко (штетл), переходное от сельского к городскому поселение, где Евреи составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями - специальными аппликациями или росписью на восточной стене (мизрах), непокрашенным или неоштукатуренным участком стены в память о разрушении Иерусалимского храма и др. Для ашкеназских домов были характерны большие окна, отсутствие сеней, палисадников.
Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Универсальные черты традиционного мужского костюма: шерстяные молитвенные шали с кистями (талит, талес, арбаканфес и др.), длинные халаты, кафтаны, плащи; обязательное покрытие головы специальной шапочкой (кипа, ермолка) на улице и в помещении. Мужчины отпускали бороды и пряди волос на висках (пейсы). Традиционный ашкеназский мужской костюм включал туникообразную рубаху, чёрные брюки, сапоги, длиннополый кафтан (лапсердак), чёрную ермолку или шляпу, отороченную мехом (штраймл). Замужние женщины покрывали голову париком.
Характер пищи определялся местными традициями и религиозным табу (кашрут): запрещалось смешение молочных и мясных продуктов, из белковой пищи разрешалось есть рыбу, покрытую чешуёй, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальными резниками. Основу пищи составляли мучные изделия, каши, разнообразные печенья (леках, земелах, кихелах), клёцки, лапша (локшн), пудинги (кугл). Популярны рыбные блюда (у ашкеназов - фаршированная рыба), жаркое (кисло-сладкое мясо), рулеты, паштеты и т.п. Разнообразна ритуальная пища: субботние плетёные булки (хала), пресные пасхальные лепёшки (маца), треугольные пирожки с маком (гоменташн) и др. Богат песенный и танцевальный фольклор, сохранивший элементы ближневосточной мелодики и обогатившийся путём заимствований из музыки окружающих народов. Сохранились так называемые хасидские песни, народные драматические инсценировки (пуримшпил). Для повествовательного фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудические сюжеты.
Евреи Израиля, израильтяне, йисраэлим (самоназвание), основное население Израиля. Более половины составляют потомки неашкеназских этнических групп - сфардим (сефарды); меньшая часть, но более развитая в экономическом и социальном отношении - потомки ашкеназских иммигрантов. Среди верующих есть группы сектантов: самаритяне (несколько сотен человек) и караиты (караимы, около 12 тыс. человек), выходцы из Египта, Ирака и Турции. Основа хозяйства - промышленность и сельское хозяйство (злаковое земледелие, садоводство, птицеводство). Семейная жизнь регулируется нормами иудаистского права. Характерны киббуцы - сельскохозяйственные общины, основанные на коллективном производстве и практикующие обобществление имущества. Сельские поселения часто кольцевой планировки, жилище современной европейской конструкции в субтропическом исполнении. Элементы складывающейся национальной кухни: пирожки (пита), лебен (особый вид ферментированного молока), блюда из тёртых кунжутных и масличных семян (фалафель, хумус и др.). Происходит формирование израильской бытовой культуры, вобравшей наследие разных этнических групп и испытывающей арабское и американское влияние.
Евреи России. Евреи России - городские жители (98,4%), в сельской местности Евреи преимущественно жители пригородов. Наиболее крупные общины в Москве (174,7 тыс. человек) и Санкт-Петербурге (106,1 тыс. человек). На Дальнем Востоке с 1934 существует Еврейская автономная область с центром в городе Биробиджан (8,9 тыс. Евреев). Еврейская традиция (галаха) считает Евреем рождённого от матери-еврейки и (или) исповедующего иудаизм. Количество Евреев по этому критерию примерно на 25% превышает переписные данные. Широко применяются на практике критерии израильского "Закона о возвращении", согласно которому каждый человек, у которого дед или бабка были Евреями, имеет право на репатриацию в Израиль (их численность на 100-150% больше, чем переписная).
Подавляющее большинство Евреев России относится к группе ашкеназов. До Второй мировой войны сохранялось подразделение на этнографические группы: лытваки в Литве и Белоруссии, в западных районах современных Брянской, Смоленской областей и на юге Псковской области; украинские Евреи на Украине и в Бессарабии; курляндцы в Латвии; польские Евреи; галыцианер в Западной Украине и Южной Польше и др. После окончания войны и ликвидации центров традиционной еврейской культуры и расселения на Украине, в Белоруссии, Прибалтике и Молдавии значительная часть ашкеназов переместилась в Россию, где подверглась языковой и культурной ассимиляции.
Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к 4-3 векам до нашей эры. С 1 века до нашей эры Евреи селятся в греческих колониях в Крыму, в частности в Боспорском царстве, и на Таманском полуострове. В раннем средневековье Евреи - беженцы из этих районов начинают проникать на территорию южнорусских степей, где в 6-8 веках складывается государство тюркоязычных кочевников хазар (Хазарский каганат), принявшее иудаизм в качестве государственной религии. В 10-13 веках в Киевской Руси существовали общины славяноязычных Евреев (так называемых кенааним), которые были ассимилированы ашкеназами в 16-17 веках. В конце 18 века в западной части России была введена дискриминационная "черта оседлости", за пределами которой жительство Евреев (кроме лиц особых категорий) было запрещено.
С 1-й половины 19 века с присоединением районов со значительным еврейским населением на территории современной Польши, Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, Крыма, Бессарабии, Кавказа Российская империя стала местом проживания более половины Евреев мира. Евреи составили 4-й по численности этнос России (более 7,25 млн. человек в 1917). В основном Евреи проживали в сельской местности и местечках, занимались ремёслами, промыслами, мелкой торговлей. В конце 19 века наряду с ассимиляционными тенденциями намечается консолидация еврейской общественной жизни, складываются все основные политические и общественные движения, доминировавшие в еврействе на протяжении 20 века. Дискриминационная государственная политика в еврейском вопросе, погромы (по разным оценкам, в 1881-1921 они унесли от 100 до 250 тыс. жизней Евреев) способствовали массовой эмиграции Евреев (с 1881 по 1914 - около 1,7 млн. Евреев, из них 85% в США).
После отмены "черты оседлости" (1917) и гражданской войны началась массовая миграция Евреев в крупные города (Киев, Харьков, Одессу, Москву, Ленинград и др., в том числе в пригородные посёлки). Евреи-мигранты быстро подвергались аккультурации, переходили на русский язык, постепенно вливались преимущественно в состав служащих и интеллигенции. Вместе с тем, особенно в местах традиционного расселения Евреев, в 1920-30-е годы (до 1938-39) развивались общественная жизнь и культура на идиш (литература, печать, культурные и образовательные учреждения, государственные, профсоюзные, партийные институты и т.д.). Накануне Великой Отечественной войны в СССР проживало 5000-5200 тыс. Евреев, т.е. треть еврейского населения мира. Уничтожение Евреев нацистами (Холокост) унесло 2,5 млн. жизней советских Евреев. Местечко как средоточие традиционной ашкеназской культуры было окончательно уничтожено.
С конца войны в СССР государственная политика в отношении Евреев носила дискриминационный характер, с 1950-х годов антисемитская пропаганда принимает характер антисионистский, антиизраильский. Во 2-й половине 1950-х - начале 1960-х годов возникли условия для некоторого восстановления еврейской культуры. Во 2-й половине 1960-х, особенно с конца 1980-х годов начинается процесс еврейского национального возрождения. Эмиграционный поток из СССР с 1967 привёл к отъезду около 800 тыс. человек; в 1989-95 выехало 600 тыс. Евреев.
В декабре 1989 был создан Ваад, конфедерация еврейских организаций и общин СССР, в 1992 Ваад России, куда вошло около 200 различных еврейских организаций. Возникла сеть образовательных, культурных и религиозных центров, научных учреждений, спортивных, женских, молодёжных объединений, развивается еврейская печать.
М.А. Членов
Оригинал взят у mamlas в Лица России. Евреи (горские, грузинские, среднеазиатские), Ч.2/2
Начало
Общие сведения
Г‘ОРСКИЕ ЕВР‘ЕИ, джухур (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс. человек, Кабардино-Балкарии - 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии - 2,6 тыс. человек). Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. человек. Общая численность в пределах бывшего СССР - 18,5 тыс. человек. Язык - татский иранской группы индоевропейской семьи. Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, русский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - иудаисты.
По данным Переписи населения 2002 года численность горских евреев, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.
Судя по языковым и косвенным историческим данным, община Горских евреев формировалась в 7-13 веках в ходе иммиграции евреев из Северного Ирана, а также, возможно, из близлежащих районов Византийской империи в Азербайджан, где они перешли на язык окружающего населения - татский, и (с 11 века) далее на север - в Дагестан. Там они, видимо, ассимилировали часть хазарского населения. В средние века существовала полоса еврейских поселений на севере современного Азербайджана и юге Дагестана, между городами Дербент и Куба.
В ходе освободительной борьбы кавказских горцев под руководством Шамиля (1834-59) жители ряда еврейских аулов были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. С 20-30-х годов 19 века отмечены первые контакты Горских евреев с российскими евреями-ашкеназами. С 60-70-х годов 19 века Горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура (современный Буйнакск), Нальчик, Грозный, Петровск-Порт (современная Махачкала). В начале 1920-х годов около 300 семей Горских евреев выехали в Палестину. В 1928-30 письменность Горских евреев была переведена с еврейского алфавита на латинскую графическую основу, в 1938 - на русскую.
Традиционные занятия Горских евреев - земледелие и ремесло. К середине 19 века сельскими жителями были около 58% Горских евреев, а горожанами - около 42%. Горожане в значительной части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску.
Основной социальной ячейкой Горских евреев вплоть до конца 1920-х - начала 1930-х годов была большая трёх-четырёхпоколенная семья (70 и более человек). Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой нуклеарной семьи был свой дом. Вплоть до советского периода практиковалась полигиния, в основном двое- и троежёнство. Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов.
Поселение Горских евреев состояло, как правило, из трёх - пяти больших семей; сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой или наиболее многочисленной семьи. В городах Горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент).
По материальной культуре Горские евреи близки окружающим народам. Традиционные жилища каменные, в городах - дома с восточным убранством, в аулах - сакли из двух или трёх комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение для гостей отличалось лучшим убранством, украшалось оружием.
От соседних народов Горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья.
В значительной мере сохраняется соблюдение иудаистических обычаев, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (хашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-Ха-Шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну).
В фольклоре Горских евреев выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся профессиональными сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма'ни), исполнявшиеся поэтом-певцом (ма'ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.
Очерки
Из-под дождя вышел — под снег попал
Горские евреи — исконное еврейское население Восточного Кавказа. Южный Дагестан — район их традиционного проживания. Наиболее значительные общины горских евреев находятся в таких дагестанских городах, как Дербент, Махачкала, Буйнакск, Хасавюрта, Каспийск, Кизляра, а также в столице Кабардино-Балкарии городе Нальчике.Согласно переписи 2002 года, в Российской Федерации их осталось 3394 человека. В том числе в Дагестане — 1066. Общая численность горских евреев в пределах бывшего СССР — 18,5 тысячи. Для сравнения: по разным оценкам число горских евреев в 1970 году составляло 50—70 тысяч человек.Горские евреи рассеялись по всему миру… Перефразируя слова писателя Андрея Платонова «без меня народ неполный», можно сказать, что и без них, без горских евреев, российские народы будут ощущать свою ущербность.
Эхо минувших эпох
Есть версия, что общины горских евреев образовались вследствие постоянной иммиграции евреев из Северного Ирана, а также из близлежащих районов Византийской империи в Закавказский Азербайджан, где они селились (в восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и со временем перешли на этот язык.
До присоединения Дагестана к России, которое произошло лишь в начале XIX столетия, горские евреи не раз вынуждены были противостоять врагу, подвергаясь гонениям со стороны Тамерлана, Надир-Шаха, Казикумухского хана. Во время национально-освободительной войны горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля мусульманские фундаменталисты ставили своей целью истребление «неверных». В этот период многие горские евреи были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. Тем, кто спрятался, скрылся в русских крепостях, этого удалось избежать.
Во времена переселения и первые века пребывания на территории Северного Азербайджана и Дагестана горские евреи, видимо, окончательно утратили древнееврейский язык.Татский язык, на котором говорят горские евреи, в целом относится к юго-западной подгруппе иранских языков. В основу литературного еврейско-татского языка положен дербентский диалект. Первым известным памятником письменности на еврейско-татском языке является «Оцар ха-миллим шел ха-сафа ха-татит-иехудит» («Сокровищница слов еврейско-татского языка») раввина Яакова Ицхаки. В 1938 году латинизированная письменность на еврейско-татском языке была переведена на русский алфавит, который продолжает применяться и в настоящее время.
Все, что было не со мной, помню
Еще совсем недавно среди горских евреев пользовался большой популярностью жанр овосуне (народные сказания). Овосунечи (мастера-сказители) излагали не только собственные байки, но и народные легенды, предания, сказки на разных языках. Составная часть фольклора горских евреев — сказания на библейские и талмудические темы. Особенно популярны были истории о царе Соломоне и о пророке Моисее.Популярность каждого овосунечи складывалась постепенно. Обычно это были уже немолодые люди, набравшиеся житейской мудрости. Одни из них завораживали слушателей способностью к выдумкам и неожиданным поворотам действия, повествования, другие привлекали внимание тягучей речью, перенасыщенной разного рода прибаутками, присказками, красочными подробностями. Ныне, когда горские евреи рассеялись по миру, жанр овосуне практически вышел из моды. Последний дербендский рассказчик Рафаил Рафаилов, известный в родном городе по прозвищу Тарзан, умер в 1997 году.
Ненуй ненем — баю-баюшки
Музыке принадлежит большое место в различных календарных, трудовых и бытовых обрядах горских евреев. Исполнением специальных песен «Мигьид хори дурини» отмечалось начало полевых работ (пахоты). Обряд вызывания дождя сопровождался песней «Гудил, гудил». Обряды семейного цикла (обручение «хофтеи» и свадьба «арси») совершались с участием организаторов праздничного веселья («хундекучи» и «серпои»). Они включали в себя торжественные шествия невесты в сопровождении музыкантов, а также хоровые девичьи песни подруг невесты. В поминальном обряде горских евреев центральное место занимают плакальщицы, исполняющие плачи и причитания («гирьегъо», «домоёс»). Среди замечательных представителей народного песенно-поэтического творчества горских евреев XIX -XX веков назовем Мардахая Овшолума (1850—1925), имя которого стало символом национальной поэтической традиции, и сказителя Хизгиё-Эми Дадашева (1854—1954).
Шегаду сводит с ума
Главной социальной ячейкой горских евреев вплоть до начала 1930-х годов была большая семья. Она охватывала три-четыре поколения, и число ее членов достигало 70 человек и более. Как правило, большая семья жила в одном «дворе», где у каждой нуклеарной семьи (отец и мать с детьми) был отдельный дом.
Полигамия, в основном двое- и троеженство, была обычна в среде горских евреев вплоть до советского периода. Если семья состояла из мужа и двух или трех жен, то у каждой из жен с ее детьми был отдельный дом или, реже, каждая из них жила со своими детьми в отдельной части общего для этой семьи дома.
Во главе большой семьи стоял отец, а после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием всех ее членов. Он определял также место и порядок работы всех мужчин в семье. Его авторитет был непререкаем. В полигамных семьях мать семейства, или первая из жен отца семьи, вела семейное хозяйство, а также наблюдала за работой, выполняемой женщинами: приготовлением пищи, уборкой двора и дома. Несколько больших семей, знавших о своем происхождении от общего предка, образовывали еще более широкую общность, так называемый тухум (буквально «семя»).
Население еврейской деревни состояло, как правило, из трех-пяти больших семей. Сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой или наиболее многочисленной семьи данного поселения.
В городах евреи жили или в своем особом предместье (Куба), или в отдельном еврейском квартале в пределах города (Дербент). Начиная с 60-х—70-х годов XIX века горские евреи стали селиться в городах, где ранее не проживали (Баку, Темир-Хан-Шура), и в городах, основанных русскими (Петровск-Порт, Нальчик, Грозный). Это расселение сопровождалось по большей части разрушением рамок большой семьи, так как лишь часть ее — одна-две нуклеарные семьи — переходила на новое местожительство. Даже в городах, где горские евреи жили издавна — в Кубе и Дербенте (но не в деревнях). К концу XIX века начался процесс распада большой семьи и появления наряду с ней группы семей нескольких братьев, связанных тесными узами, но уже не подчиненных исключительному и непререкаемому авторитету единого главы семьи.
От соседних народов горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья. Мир считался населенным множеством духов, невидимых и видимых, карающих или благоволящих человеку. Наиболее значительный из них — Нум-Негир, владыка путников и семейной жизни, Иле-Нови (Илья-пророк), Ождегое-Мар (домовой), злые духи Сер-Ови (водяной) и Шегаду (нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути).
Конечно, горские евреи сохраняли и традиционные иудаистические обычаи, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кашер), мацы. Отмечали они и такие праздники, как Иом-Киппур (Судный день), Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону) и Пурим (Гомуну).
ЕВР‘ЕИ ГРУЗ‘ИНСКИЕ, грузинские евреи, эбраэли (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев. Численность в Грузии 14,31 тыс. человек, в России 1172 человек, в Узбекистане 210 человек, Казахстане 186 человек. До 1970-х годов проживали в основном в Грузии. Говорят на грузинском языке. Распространён также русский язык. Среди Евреев грузинских, занятых в торговле, сформировался жаргон киврули (т.е. еврейский), включающий многие корни на языке иврит. Верующие - иудаисты.
По данным Переписи населения 2002 года численность евреев грузинских, проживающих на территории России, составляет 100 человек.
Термин "грузинские евреи" утвердился в Российской империи с начала 19 века для обозначения членов еврейской общины в Грузии (хотя в грузинской исторической литературе он встречается с 11 века). По грузинской исторической традиции, первые евреи появились в Грузии после завоевания Иерусалима Навуходоносором (586 до нашей эры). Эта традиция отражает прибытие евреев из Вавилонии в Грузию, южная часть которой в 539 до нашей эры вошла в состав державы Ахеменидов.
Предпринятые в 1928 попытки поселить часть Евреев грузинских в Биробиджане и некоторых районах Крыма потерпели неудачу.
По данным переписи 1897, в Российской империи насчитывалось более 6 тыс. евреев, назвавших родным грузинский язык. По переписи 1926, в СССР насчитывалось более 21 тыс. Евреев грузинских, причём 96,6% назвали грузинский язык родным. По переписи 1970, в СССР насчитывалось 43 тыс. евреев, назвавших грузинский язык родным.
Евреи грузинские, находившиеся в крепостной зависимости в феодальной Грузии, занимались в основном сельским хозяйством, а также ткачеством и крашением, часть - торговлей вразнос и другими отхожими промыслами. С отменой крепостного права в Грузии (1864-71) Евреи грузинские стали переселяться в города (Тбилиси, Кутаиси и др.) и заниматься торговлей, ремёслами - сапожным, шапочным, дубильным и пр. В советское время часть Евреев грузинских являлась членами кооперативов сапожников, шапочников, дубильщиков и пр.
ЕВР‘ЕИ СРЕДНЕАЗИ‘АТСКИЕ, евреи бухарские, исроил, яхуди (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев. Живут главным образом в Узбекистане (28369 человек) и Таджикистане (4879 человек), есть в Казахстане (795 человек) и др. В России 1407 человек. Язык таджикский (северная диалектная группа), распространены русский, узбекский, казахский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие - иудаисты.
По данным Переписи населения 2002 года численность евреев среднеазиатских, проживающих на территории России, составляет 100 человек.
Первые достоверные сведения о еврейском населении в городах Средней Азии относятся к 8-9 векам, хотя появилось оно там много раньше (по некоторым косвенным данным, возможно, уже в 6 веке до нашей эры). В 13 веке впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с 16 века стала основным центром еврейского населения в Средней Азии. В начале 16 века произошло отделение общины евреев Средней Азии и Афганистана от общины Ирана, во 2-й половине 18 века Евреи среднеазиатские отделились от афганских. В конце 16 - начале 17 века в Бухаре возник еврейский квартал - так называемая старая махалла, вне которой им запрещалось селиться, к началу 19 века - так называемая новая махалла. К 60-м годам 19 века еврейские поселения существовали также в Карши, Мерве, Хатырчи, Самарканде, Шахрисабзе, Катта-Кургане, Кермине, Маргелане, Душанбе. Общая численность Евреев среднеазиатских к концу 19 века оценивается в 16 тыс. человек (в 10-е годы 20 века - 20 тыс. человек).
В середине 18 века и в 1-й половине 19 века происходили массовые насильственные обращения Евреев среднеазиатских в ислам; образовалась так называемая община чала (буквально "ни то, ни сё") - внешне исповедующих ислам, но втайне приверженных иудаизму. Евреи среднеазиатские облагались особым налогом, который должны были платить мужчины с 13 лет; они обязаны были носить отличительную одежду (или знаки на ней).
С конца 80-х годов 19 века начался выезд Евреев среднеазиатских в Палестину (к 1914 - около 1500 человек).
С 1970-х годов развивается процесс эмиграции Евреев среднеазиатских в Израиль.
Основными занятиями Евреев среднеазиатских были крашение пряжи и тканей, торговля (главным образом шёлком), частично - хлопководство, виноградарство, табаководство. Евреи среднеазиатские участвовали в торговле с Россией. Вторжение на среднеазиатские рынки российских фабричных тканей привело к фактической ликвидации красильного ремесла, с начала 20 века Евреи среднеазиатские занимаются преимущественно парикмахерским, сапожницким, портновским ремёслами, мелкой торговлей.
После Октябрьской революции Евреи среднеазиатские - рабочие на заводах и фабриках, члены производственных кооперативов.
До 1940 существовала сеть еврейских школ на национальном языке, выходили периодические издания, развивалась профессиональная литература, с 1932 в Самарканде функционировал театр. Впоследствии еврейская культурная и педагогическая деятельность на национальном языке была прекращена, что значительно ускорило ассимиляционные процессы.
Общие сведения
Г‘ОРСКИЕ ЕВР‘ЕИ, джухур (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс. человек, Кабардино-Балкарии - 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии - 2,6 тыс. человек). Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. человек. Общая численность в пределах бывшего СССР - 18,5 тыс. человек. Язык - татский иранской группы индоевропейской семьи. Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, русский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - иудаисты.
По данным Переписи населения 2002 года численность горских евреев, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.
Судя по языковым и косвенным историческим данным, община Горских евреев формировалась в 7-13 веках в ходе иммиграции евреев из Северного Ирана, а также, возможно, из близлежащих районов Византийской империи в Азербайджан, где они перешли на язык окружающего населения - татский, и (с 11 века) далее на север - в Дагестан. Там они, видимо, ассимилировали часть хазарского населения. В средние века существовала полоса еврейских поселений на севере современного Азербайджана и юге Дагестана, между городами Дербент и Куба.
В ходе освободительной борьбы кавказских горцев под руководством Шамиля (1834-59) жители ряда еврейских аулов были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. С 20-30-х годов 19 века отмечены первые контакты Горских евреев с российскими евреями-ашкеназами. С 60-70-х годов 19 века Горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура (современный Буйнакск), Нальчик, Грозный, Петровск-Порт (современная Махачкала). В начале 1920-х годов около 300 семей Горских евреев выехали в Палестину. В 1928-30 письменность Горских евреев была переведена с еврейского алфавита на латинскую графическую основу, в 1938 - на русскую.
Традиционные занятия Горских евреев - земледелие и ремесло. К середине 19 века сельскими жителями были около 58% Горских евреев, а горожанами - около 42%. Горожане в значительной части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску.
Основной социальной ячейкой Горских евреев вплоть до конца 1920-х - начала 1930-х годов была большая трёх-четырёхпоколенная семья (70 и более человек). Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой нуклеарной семьи был свой дом. Вплоть до советского периода практиковалась полигиния, в основном двое- и троежёнство. Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов.
Поселение Горских евреев состояло, как правило, из трёх - пяти больших семей; сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой или наиболее многочисленной семьи. В городах Горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент).
По материальной культуре Горские евреи близки окружающим народам. Традиционные жилища каменные, в городах - дома с восточным убранством, в аулах - сакли из двух или трёх комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение для гостей отличалось лучшим убранством, украшалось оружием.
От соседних народов Горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья.
В значительной мере сохраняется соблюдение иудаистических обычаев, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (хашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-Ха-Шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну).
В фольклоре Горских евреев выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся профессиональными сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма'ни), исполнявшиеся поэтом-певцом (ма'ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.
Очерки
Из-под дождя вышел — под снег попал
Горские евреи — исконное еврейское население Восточного Кавказа. Южный Дагестан — район их традиционного проживания. Наиболее значительные общины горских евреев находятся в таких дагестанских городах, как Дербент, Махачкала, Буйнакск, Хасавюрта, Каспийск, Кизляра, а также в столице Кабардино-Балкарии городе Нальчике.Согласно переписи 2002 года, в Российской Федерации их осталось 3394 человека. В том числе в Дагестане — 1066. Общая численность горских евреев в пределах бывшего СССР — 18,5 тысячи. Для сравнения: по разным оценкам число горских евреев в 1970 году составляло 50—70 тысяч человек.Горские евреи рассеялись по всему миру… Перефразируя слова писателя Андрея Платонова «без меня народ неполный», можно сказать, что и без них, без горских евреев, российские народы будут ощущать свою ущербность.
Эхо минувших эпох
Есть версия, что общины горских евреев образовались вследствие постоянной иммиграции евреев из Северного Ирана, а также из близлежащих районов Византийской империи в Закавказский Азербайджан, где они селились (в восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и со временем перешли на этот язык.
До присоединения Дагестана к России, которое произошло лишь в начале XIX столетия, горские евреи не раз вынуждены были противостоять врагу, подвергаясь гонениям со стороны Тамерлана, Надир-Шаха, Казикумухского хана. Во время национально-освободительной войны горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля мусульманские фундаменталисты ставили своей целью истребление «неверных». В этот период многие горские евреи были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. Тем, кто спрятался, скрылся в русских крепостях, этого удалось избежать.
Во времена переселения и первые века пребывания на территории Северного Азербайджана и Дагестана горские евреи, видимо, окончательно утратили древнееврейский язык.Татский язык, на котором говорят горские евреи, в целом относится к юго-западной подгруппе иранских языков. В основу литературного еврейско-татского языка положен дербентский диалект. Первым известным памятником письменности на еврейско-татском языке является «Оцар ха-миллим шел ха-сафа ха-татит-иехудит» («Сокровищница слов еврейско-татского языка») раввина Яакова Ицхаки. В 1938 году латинизированная письменность на еврейско-татском языке была переведена на русский алфавит, который продолжает применяться и в настоящее время.
Все, что было не со мной, помню
Еще совсем недавно среди горских евреев пользовался большой популярностью жанр овосуне (народные сказания). Овосунечи (мастера-сказители) излагали не только собственные байки, но и народные легенды, предания, сказки на разных языках. Составная часть фольклора горских евреев — сказания на библейские и талмудические темы. Особенно популярны были истории о царе Соломоне и о пророке Моисее.Популярность каждого овосунечи складывалась постепенно. Обычно это были уже немолодые люди, набравшиеся житейской мудрости. Одни из них завораживали слушателей способностью к выдумкам и неожиданным поворотам действия, повествования, другие привлекали внимание тягучей речью, перенасыщенной разного рода прибаутками, присказками, красочными подробностями. Ныне, когда горские евреи рассеялись по миру, жанр овосуне практически вышел из моды. Последний дербендский рассказчик Рафаил Рафаилов, известный в родном городе по прозвищу Тарзан, умер в 1997 году.
Ненуй ненем — баю-баюшки
Музыке принадлежит большое место в различных календарных, трудовых и бытовых обрядах горских евреев. Исполнением специальных песен «Мигьид хори дурини» отмечалось начало полевых работ (пахоты). Обряд вызывания дождя сопровождался песней «Гудил, гудил». Обряды семейного цикла (обручение «хофтеи» и свадьба «арси») совершались с участием организаторов праздничного веселья («хундекучи» и «серпои»). Они включали в себя торжественные шествия невесты в сопровождении музыкантов, а также хоровые девичьи песни подруг невесты. В поминальном обряде горских евреев центральное место занимают плакальщицы, исполняющие плачи и причитания («гирьегъо», «домоёс»). Среди замечательных представителей народного песенно-поэтического творчества горских евреев XIX -XX веков назовем Мардахая Овшолума (1850—1925), имя которого стало символом национальной поэтической традиции, и сказителя Хизгиё-Эми Дадашева (1854—1954).
Шегаду сводит с ума
Главной социальной ячейкой горских евреев вплоть до начала 1930-х годов была большая семья. Она охватывала три-четыре поколения, и число ее членов достигало 70 человек и более. Как правило, большая семья жила в одном «дворе», где у каждой нуклеарной семьи (отец и мать с детьми) был отдельный дом.
Полигамия, в основном двое- и троеженство, была обычна в среде горских евреев вплоть до советского периода. Если семья состояла из мужа и двух или трех жен, то у каждой из жен с ее детьми был отдельный дом или, реже, каждая из них жила со своими детьми в отдельной части общего для этой семьи дома.
Во главе большой семьи стоял отец, а после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием всех ее членов. Он определял также место и порядок работы всех мужчин в семье. Его авторитет был непререкаем. В полигамных семьях мать семейства, или первая из жен отца семьи, вела семейное хозяйство, а также наблюдала за работой, выполняемой женщинами: приготовлением пищи, уборкой двора и дома. Несколько больших семей, знавших о своем происхождении от общего предка, образовывали еще более широкую общность, так называемый тухум (буквально «семя»).
Население еврейской деревни состояло, как правило, из трех-пяти больших семей. Сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой или наиболее многочисленной семьи данного поселения.
В городах евреи жили или в своем особом предместье (Куба), или в отдельном еврейском квартале в пределах города (Дербент). Начиная с 60-х—70-х годов XIX века горские евреи стали селиться в городах, где ранее не проживали (Баку, Темир-Хан-Шура), и в городах, основанных русскими (Петровск-Порт, Нальчик, Грозный). Это расселение сопровождалось по большей части разрушением рамок большой семьи, так как лишь часть ее — одна-две нуклеарные семьи — переходила на новое местожительство. Даже в городах, где горские евреи жили издавна — в Кубе и Дербенте (но не в деревнях). К концу XIX века начался процесс распада большой семьи и появления наряду с ней группы семей нескольких братьев, связанных тесными узами, но уже не подчиненных исключительному и непререкаемому авторитету единого главы семьи.
От соседних народов горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья. Мир считался населенным множеством духов, невидимых и видимых, карающих или благоволящих человеку. Наиболее значительный из них — Нум-Негир, владыка путников и семейной жизни, Иле-Нови (Илья-пророк), Ождегое-Мар (домовой), злые духи Сер-Ови (водяной) и Шегаду (нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути).
Конечно, горские евреи сохраняли и традиционные иудаистические обычаи, связанные с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кашер), мацы. Отмечали они и такие праздники, как Иом-Киппур (Судный день), Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону) и Пурим (Гомуну).
ЕВР‘ЕИ ГРУЗ‘ИНСКИЕ, грузинские евреи, эбраэли (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев. Численность в Грузии 14,31 тыс. человек, в России 1172 человек, в Узбекистане 210 человек, Казахстане 186 человек. До 1970-х годов проживали в основном в Грузии. Говорят на грузинском языке. Распространён также русский язык. Среди Евреев грузинских, занятых в торговле, сформировался жаргон киврули (т.е. еврейский), включающий многие корни на языке иврит. Верующие - иудаисты.
По данным Переписи населения 2002 года численность евреев грузинских, проживающих на территории России, составляет 100 человек.
Термин "грузинские евреи" утвердился в Российской империи с начала 19 века для обозначения членов еврейской общины в Грузии (хотя в грузинской исторической литературе он встречается с 11 века). По грузинской исторической традиции, первые евреи появились в Грузии после завоевания Иерусалима Навуходоносором (586 до нашей эры). Эта традиция отражает прибытие евреев из Вавилонии в Грузию, южная часть которой в 539 до нашей эры вошла в состав державы Ахеменидов.
Предпринятые в 1928 попытки поселить часть Евреев грузинских в Биробиджане и некоторых районах Крыма потерпели неудачу.
По данным переписи 1897, в Российской империи насчитывалось более 6 тыс. евреев, назвавших родным грузинский язык. По переписи 1926, в СССР насчитывалось более 21 тыс. Евреев грузинских, причём 96,6% назвали грузинский язык родным. По переписи 1970, в СССР насчитывалось 43 тыс. евреев, назвавших грузинский язык родным.
Евреи грузинские, находившиеся в крепостной зависимости в феодальной Грузии, занимались в основном сельским хозяйством, а также ткачеством и крашением, часть - торговлей вразнос и другими отхожими промыслами. С отменой крепостного права в Грузии (1864-71) Евреи грузинские стали переселяться в города (Тбилиси, Кутаиси и др.) и заниматься торговлей, ремёслами - сапожным, шапочным, дубильным и пр. В советское время часть Евреев грузинских являлась членами кооперативов сапожников, шапочников, дубильщиков и пр.
ЕВР‘ЕИ СРЕДНЕАЗИ‘АТСКИЕ, евреи бухарские, исроил, яхуди (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев. Живут главным образом в Узбекистане (28369 человек) и Таджикистане (4879 человек), есть в Казахстане (795 человек) и др. В России 1407 человек. Язык таджикский (северная диалектная группа), распространены русский, узбекский, казахский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие - иудаисты.
По данным Переписи населения 2002 года численность евреев среднеазиатских, проживающих на территории России, составляет 100 человек.
Первые достоверные сведения о еврейском населении в городах Средней Азии относятся к 8-9 векам, хотя появилось оно там много раньше (по некоторым косвенным данным, возможно, уже в 6 веке до нашей эры). В 13 веке впервые упоминается еврейская община в Бухаре, которая с 16 века стала основным центром еврейского населения в Средней Азии. В начале 16 века произошло отделение общины евреев Средней Азии и Афганистана от общины Ирана, во 2-й половине 18 века Евреи среднеазиатские отделились от афганских. В конце 16 - начале 17 века в Бухаре возник еврейский квартал - так называемая старая махалла, вне которой им запрещалось селиться, к началу 19 века - так называемая новая махалла. К 60-м годам 19 века еврейские поселения существовали также в Карши, Мерве, Хатырчи, Самарканде, Шахрисабзе, Катта-Кургане, Кермине, Маргелане, Душанбе. Общая численность Евреев среднеазиатских к концу 19 века оценивается в 16 тыс. человек (в 10-е годы 20 века - 20 тыс. человек).
В середине 18 века и в 1-й половине 19 века происходили массовые насильственные обращения Евреев среднеазиатских в ислам; образовалась так называемая община чала (буквально "ни то, ни сё") - внешне исповедующих ислам, но втайне приверженных иудаизму. Евреи среднеазиатские облагались особым налогом, который должны были платить мужчины с 13 лет; они обязаны были носить отличительную одежду (или знаки на ней).
С конца 80-х годов 19 века начался выезд Евреев среднеазиатских в Палестину (к 1914 - около 1500 человек).
С 1970-х годов развивается процесс эмиграции Евреев среднеазиатских в Израиль.
Основными занятиями Евреев среднеазиатских были крашение пряжи и тканей, торговля (главным образом шёлком), частично - хлопководство, виноградарство, табаководство. Евреи среднеазиатские участвовали в торговле с Россией. Вторжение на среднеазиатские рынки российских фабричных тканей привело к фактической ликвидации красильного ремесла, с начала 20 века Евреи среднеазиатские занимаются преимущественно парикмахерским, сапожницким, портновским ремёслами, мелкой торговлей.
После Октябрьской революции Евреи среднеазиатские - рабочие на заводах и фабриках, члены производственных кооперативов.
До 1940 существовала сеть еврейских школ на национальном языке, выходили периодические издания, развивалась профессиональная литература, с 1932 в Самарканде функционировал театр. Впоследствии еврейская культурная и педагогическая деятельность на национальном языке была прекращена, что значительно ускорило ассимиляционные процессы.