Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

пятница, 1 августа 2014 г.

И. Швидецки о центральноевропейских представителях культуры шнуровой керамики и боевых топоров. Rassengeschichte von Deutschland. In: Rassengeschichte der Menschheit, Lieferung 7 (1979)

"Чаще всего споры вызывают антропология и происхождение племен шнуровой керамики и шаровидных амфор. Часто в шнуровиках видят первых индоевропейцев Средней Европы, которые вместе с конем и отшлифованными каменными топорами принесли также и язык, от которого произошли позднейшие германские и кельтские языки (BOSCH-GIMPERA 1961, GIMBUTAS 1963). Шнуровики отличаются от других неолитических и энеолитических популяций Германии прежде всего длинным, высоким и узким мозговым черепом в сочетании с сильным костным рельефом (рис. 3). По этим показателям ранние шнуровики отличаются от предшествующего населения Средней Германии, а именно от носителей культуры ленточной керамики и рессенской культуры, еще более, чем шнурокерамическая популяция в целом. Ранние шнуровики Средней Германии по своей антропологической структуре могут быть описаны как смесь между «архаичными стенодолихоморфами» (GERHARDT 1965) и ранним неолитическим населением средненемецкой области (SCHWIDETZKY 1978). Исходную область пришельцев трудно определить как с антропологической, так и с археологической точки зрения.
Архаичные долихоморфы в определенном количестве присутствуют среди носителей культуры погребений с охрой Южной России, от которой часто выводят шнуровиков, однако они обнаруживаются и в других областях Европы, причем как среди более древних, так и среди современных популяций (SCHWIDETZKY 1978). Могли играть роль также и социальноантропологические факторы: например, с востока в Среднюю Европу могли вторгнуться прежде всего представители подвижного правящего слоя. В этой связи представляет интерес также то, что западнонемецкие шнуровики соответствуют более древнему типу, обнаруженному в Средней Германии, хотя они и не относятся к ранней фазе. По ряду показателей, в особенности по размерам лица, шнуровики оказываются ближе к носителям северной культуры воронковидных кубков, чем к более древним или современным им восточноевропейским популяциям, что представляет антропологическое соответствие культурным отношениям между племенами шнуровой керамики и воронковидных кубков."

(Am häufigsten wurden anthropologische Stellung und Herkunft für Schnurkeramiker und Glockenbecherleute diskutiert. Die Schnurkeramiker werden vielfach als die ersten Indogermanen Mitteleuropas angesehen, die mit Pferd und geschliffenen Steinäxten auch die Sprache mitbrachten, aus der die späteren germanischen und keltischen Sprachen abzuleiten sind (BOSCH-GIMPERA 1961, GIMBUTAS 1963). Die Schnurkeramiker heben sich von den übrigen neolithischen und äneolithischen Bevölkerungen Deutschlands vor allem durch den langen, hohen und schmalen Hirnschädel bei kräftigem Knochenrelief ab (Abb. 3). In diesen Merkmalen unterscheiden sich die älteren Schnurkeramiker noch deutlicher von den früheren Bevölkerungen Mitteldeutschlands, etwa den Trägern der Bandkeramik und Rössener Kultur, als die Gesamtheit der schnurkeramischen Bevölkerung. Die jüngeren mitteldeutschen Schnurkeramiker lassen sich in ihrer anthropologischen Struktur gut als Vermischung dieser „archaischen Stenodolichomorphen" (GERHARDT 1965) mit den älteren Neolithikern des mitteldeutschen Raumes verstehen (SCHWIDETZKY 1978). Das Herkunftsgebiet der Einwanderer läßt sich aber anthropologisch ebenso wenig eindeutig bestimmen wie archäologisch. Unter den Trägern der Okkergräberkultur Südrußlands, von der die Schnurkeramik vielfach abgeleitet wird, finden sich die archaischen Dolichomorphen zwar gleichfalls in einem gewissen Anteil, aber sie sind auch sonst weit in Europa, und zwar sowohl in älteren wie in gleichzeitigen Bevölkerungen vertreten (SCHWIDETZKY 1978). Auch sozialanthropologische Faktoren könnten eine Rolle spielen: Es könnten z. B. vor allem Angehörige einer beweglichen Oberschicht gewesen sein, die aus dem Osten weit nach Mitteleuropa vorstießen. In diesem Zusammenhang ist auch von Interesse, daß die westdeutschen Schnurkeramiker deutlich dem älteren Typus der mitteldeutschen Funde entsprechen, obwohl sie nicht der alteren Phase zuzuordnen sind. In einer Reihe von Merkmalen, insbesondere den Gesichtsmaßen, stehen die Schnurkeramiker näher den Trägern der nordischen Trichterbecherkultur als den älteren oder gleichzeitigen osteuropäischen Bevolkerungen: eine anthropologische Entsprechung der kulturellen Beziehungen zwischen Schnurkeramik und Trichterbecherkultur)