Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 27 октября 2014 г.

Древние славяне в Поволжье

Среднее Поволжье… Здесь, на территории Ульяновской и Самарской областей, а также республики Татарстан, археологи нашли более 600 древних городищ и селений, существовавших между III и VII веками нашей эры. Огромное количество находок, сделанных на поселениях, само по себе является сенсационным.
Остатки жилищ и строений, глиняная посуда, орудия труда, украшения, могильники. Но главная сенсация заключалась в другом: чем дальше ученые изучали жизнь загадочного народа, тем больше убеждались в том, что это были славяне.
 


Фильм «Новая прародина славян», премьера которого состоялась 23 октября 2014 г. на канале «Россия», как раз и посвящён первым славянам Среднего Поволжья (именьковская археологическая культура). В фильме участвуют: Л.А. Вязов, М.И. Жих, Е.П. Казаков, А.М. Обломский, Ю.А. Семыкин, Д.А. Сташенков и т.д.
 
Историк Максим Жих: «Название фильму создатели дали неудачное: я не знаю никого, кто прародину славян искал бы в Среднем Поволжье. Речь идёт о проживании там в IV-VII вв. одной из ранне- (или пра-) славянских группировок. Но каналу надо было название поярче, се ля ви. На общем фоне российских науч-чоп фильмов этот очень даже хорош».
 

Вот уже пару лет в «Живом журнале» существует коммьюнити, посвящённое именьковской культуре. Эта культура существовала в Среднем Поволжье в IV-VII вв., её формирование было связано с несколькими миграционными волнами из ареала культур полей погребений (пшеворской, зарубинецкой и развившейся из неё киевской, черняховской), которые привели к сложению памятников типа Славкино, Лбище, Сиделькино-Тимяшево и, наконец, собственно именьковской культуры, вобравшей в себя как предшествующих мигрантов-праславян, так и представителей местных этносов.

К настоящему времени учеными выявлено более 600 поселений и могильников именьковской культуры. Для неё характерны как открытые, так и, реже, укреплённые поселения, состоявшие из жилищ двух типов: полуземлянок квадратной формы с наземными конструкциями в виде срубов и слабо углублённых в грунт каркасно-столбовых строений. Могильники именьковской культуры – бескурганные с господствующим трупосожжением (трупоположения объясняются проникновением в именьковский ареал инокультурного населения) на стороне и последующим помещением останков на дно овальных или четырёхугольных ям с чашевидным, плоским или ступенчатым дном. Захоронения, как правило, либо вовсе не содержат инвентаря, либо содержат лишь отдельные вещи. Славяне-«именьковцы» занимались земледелием и культивировали просо, полбу, пшеницу, ячмень, овес, горох, рожь. Весьма развито было и скотоводство: «именьковцы» разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, а также свиней. Керамику именьковские славяне изготавливали в основном ручным способом, развита у них была обработка железа (часты находки железных наральников, серпов, кос-горбуш и т.д., а также ремесленных орудий) и бронзы. Первыми в регионе «именьковцы» освоили пашенное земледелие и оказали существенное влияние на культурное развитие своих соседей: финно-угров, протовенгров, тюрок.

Выдающийся самарский археолог Галина Ивановна Матвеева, много лет занимавшаяся исследованием именьковской культуры, убедительно обосновала её славянскую этническую атрибуцию, которая ныне признаётся большинством учёных. В своих воспоминаниях исследовательница писала: «Славяне были моей «первой любовью». Я узнала о них задолго до поступления в школу из рассказов отца, из старого, еще довоенного учебника истории и особенно из журнала «Вестник древней истории». Они нередко снились мне во сне. Позднее, поступая в университет на истфак, я собиралась заниматься славянской археологией. Но уже на первом курсе выяснилось, что изучением славянских древностей заниматься не придется. Камская археологическая экспедиция исследовала археологические культуры Прикамья и все студенты во главе с Отто Николаевичем Бадером и Владимиром Антоновичем Обориным занимались памятниками этого региона, который издревле был населен финно-угорскими племенами, а не славянами… Работать было интересно и я увлеклась археологией Прикамья, перестав скучать о славянах… И лишь через четверть века славяне «сами разыскали» меня в Среднем Поволжье, куда они стали переселяться с конца I в. и я узнала их далеко не сразу. Лишь дальнейшие исследования позволили установить, что славянами были племена именьковской культуры, той самой культуры, по поводу которой ломались копья археологов в 60-х годах» (Матвеева Г.И. Экспедиции в прошлое: записки археолога. Самара, 1998. С. 62).

Выдающийся археолог-славист В.В. Седов обосновал гипотезу, согласно которой после прихода в Среднее Поволжье болгар большинство «именьковцев» ушло на юго-запад, где они стали ядром носителей волынцевской культуры, в то время как часть их осталась на месте и влилась в состав жителей Волжской Болгарии, существенно повлияв на её культуру и экономику, в частности – на развитие земледелия. По мнению ведущего российского востоковеда Сергея Григорьевича Кляшторного, сведения об именьковской культуре отразились в арабской традиции об «ас-сакалиба»-славянах, живущих в Среднем Поволжье. Согласно финно-угроведу Владимиру Владимировичу Напольских ко времени существования именьковской культуры относятся заимствования в местные финно-угорские языки из древнего «балто-славянского» диалекта, которым мог быть «именьковский язык».

Но по-прежнему не все согласны со славянской этнической атрибуцией именьковской культуры, причём нередко в основе этого лежит не столько научная осторожность, сколько политические причины, ставшие предметом исследований Александра Викторовича Овчинникова. В общем, есть, что обсудить и о чём поспорить…
  источник