Касо́ги (или косо́ги или кашаги) — этноним черкесов (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках средних веков.
Исторические сведения
943 год — «люди из страны кашаков», так впервые упомянул арабский историк и географ Аль-Масуди, в своем сочинении «История Ширвана и Ал-баба», где сообщил, что этот народ живёт в соседстве с аланами, между Кавказом (то есть Кавказским хребтом) и морем Рум (то есть Черным).
957 год — Константин Багрянородный, византийский император описал область, занимаемую касогами, называя её Κασαχια, в частности он писал:
« Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания. »
956 год упоминание о касогах содержится в летописном рассказе, описывающем восточный поход Святослава, а именно Лаврентьевская летопись сообщает : «Одоле Святослав козарам и град их Белу Вежу(иначе Саркел) взя. И ясы победи и касоги».
1191 год — грузинских источниках касоги (адыги) именуются «кашаги», в частности в грузинской «Истории и восхвалении венценосцев» сообщалось, что кашаги участвовали в походе Вардана Дадиани.
Как было рассмотрено в прошлой нашей статье про связь запорожцев и черкасов, данную гипотезу происхождения названия "казаки" можно считать наиболее вероятной.
https://vk.com/wall-47041459_22763
До конца 14-го века земли югу от Киева были заселены тюрками и входили непосредственно в состав Орды.
В 1320-1321 гг. были написаны 2 буллы папы Иоанна XXII католическому епископу киевскому Генриху, в которых говорится, что Киев расположен «на пограничье русских и татар, которое издревле именуется Галатией (т.е. Галицкой землей)»
Это подтверждают и рассказы восточных авторов о походе Тамерлана на Украину в ходе войны с Тохтамышем летом 1395 г.
«Книга побед» Низам-ад-Дина Шами: «Преследуя правое крыло войска врагов в сторону реки Узи [Днепра], Тимур снова повел войско в набег и, дойдя до местности Манкерман [Киев] в стороне реки Узи [Днепра], разграбил область Бек-Ярыка и все хозяйство их, кроме немногих, которые спаслись… Тимур направился к городу урусов по имени Машкав и, сделав набег на все те области, разграбил (их); воины взяли бесчисленную добычу» (Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II. М.-Л. 1941. С.. 121).
В 1395 г. в непосредственной близости от Киева располагались татарские владения – на Левобережье – улус Бек-Ярыка, а на Правобережье – улус Хурмадая, включавший Поросье со Звенигородом. (Заметим также, что Москва четко обозначается как русский город, а Киев называется своим тюркским именем Манкерман и о нем говорится как о части Орды.)
Однако еще в середине 15-го в. в городах Киевщины сидели татарские даруги, собиравшие дань для хана Сеид-Ахмета.
Вероятно, тогда же был заключен и мирный договор между Великим княжеством Литовским и Ордой, по которому Орде также обеспечивалось получение выхода с части территории этого государства. Хорошо известно, что в конце XV в. крымский хан Менгли-Гирей добивался восстановления порядков, существовавших «при Седехмате при царе», когда в пользу Орды поступал «ясак» с территории Киевской земли, а сбором его занимались татарские дараги, сидевшие в таких городах, как Канев, Черкасы, Путивль и ряд других (Сборник Русского исторического общества. СПб., 1892. Т. 35. С. 290-291).
Украинские казаки.
Грушевский описывает сообщество, которое не чуждается контактов из DoppelgКnger’ами с другой стороны» пограничной зоны: ордынскими татарами. Недаром, отмечает Грушевский, достаточно много важных элементов «казацкого» лексикона, вплоть до самого этого слова, пришли из мира тюркско-монгольских степей. Понятно также, почему казаки не радовались почетом среди своих-таки земляков-христиан в глубине страны — в этом случае Польско-литовского королевства и, соответственно, польской и украинской шляхты, интересы которой они призванные были защищать и которая часто относилась к ним с презрением.
...«первый известный нам случай вмишання казаков в церковные дела» (на защиту православия и против контролируемой униятской иерархии в Украине, но, заметим, не против татар или османцив) датирован 1609 годом, после чего влияние населения из центральных областей страны на казаков усилилось, и в результате они стали поборниками православной идеологии. До 1621 года, когда Сагайдачный записал все казачество к Киевскому Братству, авторитет этой новой идеологии уже чувствовался.
На суперобложке репродуцирована современная версия гравюры XVII столетия казацкого гетмана Петра Сагайдачного, выполненной в год его смерти (1622). Картина изображает особую «тамгу» гетмана в форме подковы, увенчанной крестом. Есть все основания считать этот символ християнизованой переработкой тамги Ногая Хана, величественного и многостороннего Чингизидского Heerkonig, который господствовал в украинской степи в последней трети XIII века.
P.S.
Не стоит конечно думать, что запорожские казаки - это лишь тюркская или кавказская народность, перешедшая в христианство и перенявшая славянскую речь. Скорее это было лишь влияние тюрок и кавказцев на славянскую основу население современной центральной Украины. Однако тюркский и кавказский элемент сильно отложился как в культуре запорожского казачества, так и в расовом влияние инородческих типов.

Летопись 16 века


Ян Собесский поражает турка (или казака?)