Кома́нчи (от [kɨ.ˈman.ʧi], современный южный паюте [kɨ.ˈmaː.ʧi̥] — «враги») —индейский народ в США. Самоназвание — Numunu («настоящие люди»). Язык — команче, близок к языку шошонов, относится к юто-ацтекской языковой семье. В настоящее время большинство команчей говорят по-английски
Область расселения
Ныне живут в резервации в штате Оклахома. В XVII—XVIII веке переселились с восточных предгорий Скалистых гор на р. Норт-Платт. Прежде занимали огромные территории. В начале XIX века команчей насчитывалось 10—12 тысяч человек.
Этнически команчи делились в XVIII—XIX веке на три группы: кучанек («едоки бизонов»), ямпарки («едоки собак»), юпы («лесной народ»), а затем на 7 групп, из которых крупнейшие — пенатека и квахади.
Chief Shaking Hand:
Chief Quanah Parker:
Chief Ho-Wear:
Chief Otter Belt:
Chief Heap Wolves:
Chief Asa-to-yet:
Comanche child:
Chief Black Horse:
Big Bow:
Область расселения
Ныне живут в резервации в штате Оклахома. В XVII—XVIII веке переселились с восточных предгорий Скалистых гор на р. Норт-Платт. Прежде занимали огромные территории. В начале XIX века команчей насчитывалось 10—12 тысяч человек.
Этнически команчи делились в XVIII—XIX веке на три группы: кучанек («едоки бизонов»), ямпарки («едоки собак»), юпы («лесной народ»), а затем на 7 групп, из которых крупнейшие — пенатека и квахади.
Хозяйственная деятельность
По типу культуры команчи относятся к индейцам Великих равнин. Основное занятие — охота на бизонов, которая, с появлением лошади стала более продуктивной. По числу лошадей превосходили остальные соседние племена.
Сейчас заняты разведением крупного рогатого скота, работают по найму, сдают в аренду свои земли.
Социальная организация
Команчи делились на кочевые группы по 40—50 человек в среднем. Семья — большая патрилинейная. Система родства — гавайского типа. Существовала полигиния. Верховный вождь и совет отсутствовали. Власть принадлежала собранию вождейобщин и военной верхушке. Существовала военная иерархия, весьма напоминающая иерархию европейских войск. Существовали и единые воинские знаки отличия. Среди военных обществ крупнейшие — «бизоны», «вороны», «лисы», «лошади».
Религия
Религия команчей фокусировалась вокруг приобретения волшебной силы через видения, однако специальных обрядов для этого команчи не проводили. Они верили в Всевышнего Создателя, духов и загробную жизнь; умерших хоронили почти сразу же после кончины, в узкой могиле, обычно на вершине холма. Могилу закрывали камнями и иногда приносили в жертву коня покойного. Затем следовал период траура, во время которого от родственниц покойного требовалось громко выражать свое горе. Племенные советы неизменно начинались с церемонии курения трубки, на которой первая затяжка посвящалась Великому Духу. У команчей был собственный вариант Пляски Солнца, но она проводилась нерегулярно. Когда в конце XIX в. среди равнинных племён распространилась Пляска Духа, команчи в ней не участвовали. В конце XIX века распространился пейотизм, а затем христианство.
По типу культуры команчи относятся к индейцам Великих равнин. Основное занятие — охота на бизонов, которая, с появлением лошади стала более продуктивной. По числу лошадей превосходили остальные соседние племена.
Сейчас заняты разведением крупного рогатого скота, работают по найму, сдают в аренду свои земли.
Социальная организация
Команчи делились на кочевые группы по 40—50 человек в среднем. Семья — большая патрилинейная. Система родства — гавайского типа. Существовала полигиния. Верховный вождь и совет отсутствовали. Власть принадлежала собранию вождейобщин и военной верхушке. Существовала военная иерархия, весьма напоминающая иерархию европейских войск. Существовали и единые воинские знаки отличия. Среди военных обществ крупнейшие — «бизоны», «вороны», «лисы», «лошади».
Религия
Религия команчей фокусировалась вокруг приобретения волшебной силы через видения, однако специальных обрядов для этого команчи не проводили. Они верили в Всевышнего Создателя, духов и загробную жизнь; умерших хоронили почти сразу же после кончины, в узкой могиле, обычно на вершине холма. Могилу закрывали камнями и иногда приносили в жертву коня покойного. Затем следовал период траура, во время которого от родственниц покойного требовалось громко выражать свое горе. Племенные советы неизменно начинались с церемонии курения трубки, на которой первая затяжка посвящалась Великому Духу. У команчей был собственный вариант Пляски Солнца, но она проводилась нерегулярно. Когда в конце XIX в. среди равнинных племён распространилась Пляска Духа, команчи в ней не участвовали. В конце XIX века распространился пейотизм, а затем христианство.
Uwat: