Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Лик кельтской богини


Лик кельтской богини

Хранитель отдела археологии Tyne & Wear Archives & Museums Алекс Крум (Alex Croom) с головой статуэтки Бригантии
ncjMedia
В британском городе Саут-Шилдс на северо-востоке страны найдена скульптурная голова древней богини. Исследователи считают, что это изображение кельтской богини Бригантии, почитаемой племенем бригантов, живших как раз на территории современной северо-восточной Англии, где сейчас находится Саут-Шилдс.

Находка была сделана во время раскопок на территории римской крепости Арбея. Крепость была предназначена для усиления защиты в месте, где Адрианов вал подходил к морю. Возраст скульптуры не менее 1800 лет. На камне искусно вырезаны глаза, нос, рот и прическа богини, голову венчает каменная корона. Сохранились следы краски: розовой на лице и красной на губах.

Голова Бригантии
В 1731 году статуя Бригантии, также с каменной короной на голове, была найдена в шотландском городе Дамфрис. Есть свидетельства почитания Бригантии и непосредственно в Арбее. В 1895 году алтарь с посвящением этой богине был найден всего в ста метрах от места нынешней находки.
 
Расположение римской крепости Арбея на современной карте
«Римские солдаты стремились задобрить богиню страны, которая казалась им негостеприимным и враждебным местом», – говорит Ник Ходжсон, руководитель проекта  Wallquest, посвященного исследованию Арбеи. По предположению Ходжсона, возможно, находки указывают, что святилище Бригантии находилось где-то рядом с местом нынешних раскопок.
Бригантия часто была связана с реками и водными источниками. Голова богини была найдена в акведуке, который был засыпан в 208 году нашей эры, чтобы освободить место для расширения римского форта. Возможно, при строительных работах ее храм был снесен, а статуя разбита. Ник Ходжсон не исключает, что при дальнейшем исследовании старого акведука могут найтись другие фрагменты статуи.
В «Записках о галльской войне» Юлий Цезарь упоминает кельтских божеств, давая им имена их римских коллег: Меркурия, Аполлона, Юпитера, Марса, Минервы. Считается, что под именем Меркурия фигурирует Тевтат, Аполлона – Беленус, Юпитера – Таранис, Марса – Езус. Имя «галльской Минервы» не устанавливается уверенно, но, вполне возможно, это Бригантия. По словам Цезаря, она «учит начаткам ремесел и искусств».
Культ этой богини видимо носил общекельтский характер. В Британии она известна как Бригантия, в Ирландии – под именем Бригита, Бригит или Бриг, в кельтских надписях на континенте встречаются упоминания имени Брикта. Считалось, что она покровительствует скотоводам, кузнецам и поэтам, а также роженицам и детям.

Фрагменты бронзовой статуи II века до. н. э. По предположению ученых это кельтская богиня Бригантия / Бригита. Музей Бретани, Ренн, Франция.
Иногда она предстает как три богини. В древнеирландском источнике, «Глоссарии» Кормака, говорится: «Бригит, то есть поэтесса, дочь Дагды. И эта Бригит – женщина мудрости, то есть богиня, которую обожают поэты . Вот почему ее зовут богиней поэтов. Ее покровительство очень велико и очень великолепно. Ее сестрами были Бригит-целительница и Бригит кузнечного дела, дочери Дагды». Когда ирландцы упорядочивали взаимоотношения среди своих богов, Бригит дочерью бога Дагды и женой Бреса. В таком качестве она упоминается в «Книге захватов Ирландии». Там же говорится о принадлежащих ей двух прекрасных быках, что представляет собой одно из свидетельств ее покровительства скотоводству.
В ирландской саге «Битва при Маг Туиред» Бриг приписывается изобретение плача по умершему (ирл. caoineadh). Когда погиб ее сын Руадан, «выступила тогда вперед Бриг и, крича и рыдая, принялась оплакивать сына. Hикогда прежде не слыхали в Ирландии крика и плача». Также сообщается, что Бриг научила ирландцев по ночам подавать знаки свистом.
Немало следов оставила эта богиня в топонимике Европы. Верхнее Боденское озеро в Альпах в римскую эпоху называлось Lacus Brigantinus. Упоминаются античными авторами притоки Дуная Brigah и Brege. Город Ла-Корунья на северо-западе современной Испании когда-то назывался Brigantium. На австрийском берегу Боденского озера находится город Брегенц (Bregenz), на юге Германии есть город Брайзах (Breisach), а в Провансе, недалеко от границы с Италией, город Бриансон (Briançon, в античности Brigantium).
Птолемей сообщает, что в Ирландии, в районе графства Уотерфорд, жил народ Βρίγαντες. Более поздние ирландские источники там же помещают племя Brigti «потомки Бригиты».
Этимологически имя этой богини восходит, видимо, к индоевропейскому корню *bherĝh- ‘высокий; гора’. К тому же корню относится санскритское слово bṛhatī ‘высокая, величественная’, которое употребляется в качестве эпитета богинь в Ригведе. Аналогичное слово zant- ‘высокий’ служит эпитетом богов в Авесте. Однако, возможно, что на это имя одновременно повлиял и другой индоевропейский корень – *bhrəĝh ‘светлый, блестящий’. В пользу этого говорит частая ассоциация богини со светом и белым цветом.
В Шотландии даже в XIX веке сохранялся праздник, посвященный La Bridenam brig ban ‘Бригите белых холмов’. Во время праздника одетые в белое девушки пели песни о Bride bhoildheach oigh nam mile beus ‘прекрасной Бригите, деве тысячи заклинаний’.
В Ирландии праздник Бригиты носил название Imbolc. Скорее всего, оно происходит от приставки imb- ‘вокруг’ и глагола folgaid ‘мыть’ и означает ‘омовение’. Во время праздника действительно производилось ритуальное омовение рук, ног и головы. Также предполагалось, что название праздника происходит от древнеирландского i mbolg  ‘в животе’, что связывали с беременностью овец. Другое название праздника melc составлено из слов ‘овца’ и melc ‘молоко’. По современному календарю праздник приходился на 1 февраля, когда начинали доиться овцы.
С приходом христианства в Ирландию поклонение Бригите не исчезло, она просто превратилась в одну из самых почитаемых ирландских святых – святую Бригиту Килдарскую. На месте ее древнего святилища возник монастырь Cell Dara ‘храм Дуба’, совр. ирл. Cill Dara, англ. Kildare. Вокруг него сейчас одноименный город. Праздник святой Бригиты всё также отмечался 1 февраля. Согласно легендам, она помогала голодным, чудесным образом приумножая запасы пищи. Коровы Бригиты доились трижды в день, а пиво в кадушке не переводилось, сколько его не черпали.
 
Собор святой Бригиты в Килдэре
В Килдарском  монастыре был и дуб, посвященный святой Бригите, а также особое огороженное место, где горел священный огонь. Этот огонь непрерывно поддерживали 19 монахинь. По свитетельству британского хрониста Гиральда Камбрийского (Giraldus Cambrensis, около 1146 — около 1223), автора труда «Топография Ирландии», мужчины, которые пытались пересечь ограду, сходили с ума, умирали или становились калеками. Ритуал поддержания женщинами-жрицами священного пламени напоминает культ римской богини Весты.
 
Святая Бригита доит корову. Рельеф с западного фасада храма святого Михаила близ Гластонбери.
Святой Бригите, как ее предшественнице-богине, соответствовал белый цвет. В ее честь белый одежды надевали член «Общества объединенных ирландцев» из Килдэра во время восстания 1798 года. До сих пор белый цвет – традиционный цвет формы спортивных команд этого города.
Популярность святой Бригиты была так велика, что в Ирландии появлялись ее святые тезки. Самая известная из них – святая Бригитта Килбридская. А всего ирландский историк XVII века Джеффри Китинг насчитал в средневековых ирландских источниках 14 святых с этим именем.
 
Крест святой Бригиты
Февральский праздник Бригиты отмечался в Ирландии, Шотландии и на острове Мэн. В этот день делали «кресты святой Бригиты» из тростника, а также сооружали фигуру, изображавшую Бригиту (Brídeóg), с которой устраивали шествие от дома к дому. Считалось, что Бригита в день Imbolc посещает
и благословляет дома. Также в этот день устраивали гадания.