Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Зонд на основе ДНК измеряет силу между клеткой и поверхностью

О флуоресцентных молекулах, взаимодействии клеточной мембраны с внешней средой и измерении силы в несколько пиконьютонов



24 октября 2014 на сайте журнала Nature Communications была  опубликована статья с описанием способа измерения силы, с которой клетка прикрепляется к поверхности. Мы попросили прокомментировать это исследование доктора биологических наук Ивана Воробьева.
Как известно, клетки многоклеточного организма тесно взаимодействуют друг с другом, а также с межклеточным веществом — матриксом (например, коллагеном). При взаимодействии клетки прикрепляются к поверхности и, если поверхность привлекательна для них (адгезивная поверхность), стремятся распластаться по ней, образуя так называемые фокальные контакты. Фокальные контакты, на поверхности которых концентрируются специальные мембранные белки — интегрины, также выполняют роль механохимического сенсора, передавая сигнал от поверхности прикрепляющейся клетки внутрь.
Одним из старых вопросов клеточной биологии является вопрос о том, какое усилие развивают клетки, когда прикрепляются к субстрату, и какими молекулярными механизмами обеспечивается их прочное прикрепление. Основные участники клеточного контакта — белки интегрины, которые располагаются в клеточной мембране и взаимодействуют, с одной стороны, с субстратом, а с другой стороны, с цитоскелетом в цитоплазме. Силы, развиваемые отдельными фокальными контактами, весьма велики, они примерно в тысячу раз больше, чем сила взаимодействия одной интегриновой молекулы. Однако измерить эти силы — задача очень сложная. Обычно она решалась путем помещения клеток на упругий субстрат, где сила рассчитывалась по деформации последнего. Такой метод имеет существенные ограничения, так как, во-первых, сила может меняться с изменением формы клетки, во-вторых, он не позволяет измерить усилие, развиваемое отдельным контактом, а дает лишь интегральную картину.
Авторы обсуждаемой статьи разработали очень остроумный молекулярный зонд, позволяющий измерять силу натяжения, которую развивают клетки, прикрепляющиеся к субстрату, при минимальных деформациях последнего. Этот зонд основан на молекулярной «шпильке», состоящей из двойной спирали ДНК, которая может быть скручена (исходное состояние) или развернута при приложении достаточного усилия. К шпильке из ДНК прикреплены еще два элемента: якорь, которым шпилька закрепляется на субстрате, и короткий пептид, который непосредственно взаимодействует с молекулой интегрина. Если взять отрезок однонитевой ДНК строго определенной длины, а в нем определенные соотношения нуклеотидных пар, образующих «шпильку» (А-Т — аденин-тимин и Г-Ц — гуанин-цитозин), то усилие, которое необходимо приложить к концам молекулы, чтобы развернуть шпильку, можно теоретически рассчитать с высокой точностью. Таким образом, если клетки будут прикрепляться к субстрату, густо покрытому зондами, содержащими свернутые шпильки ДНК, которые будут взаимодействовать с интегринами, то усилие, создаваемое распластывающимися клетками, можно будет измерить по количеству разворачивающихся зондов.
dna probe fig 1
Схема сенсора на основе ДНК и два его положения: погашенное — слева, светящееся — справа. Рисунок из обсуждаемой статьи.
Следующий вопрос: как нам узнать, глядя в микроскоп на распластывающиеся клетки, что наши зонды в определенных местах развернулись? Для этого используется явление ферстеровского переноса. Ферстеровский перенос — это процесс, когда одна флуоресцирующая молекула поглощает квант света, но не высвечивает квант флуоресценции, а передает его энергию близко расположенной другой флуоресцирующей молекуле. В результате такой последовательности событий высвечивается либо квант света с длиной волны большей, чем у исходной молекулы, либо вообще высвечивания в видимой области спектра не происходит. Соответственно, если пару молекул, между которыми происходит перенос, отодвинуть друг от друга, то восстановится свечение (флуоресценция) исходной молекулы. Таким образом, по наличию флуоресценции и по ее спектру мы можем cудить о том, находятся ли две молекулы вплотную друг к другу или нет. Этот эффект был использован таким образом: к двум концам молекулы ДНК прикреплены две флуоресцирующие молекулы, между которыми возможен ферстеровский перенос. В свернутом виде молекула ДНК держит две молекулы рядом, и такая пара не флуоресцирует в видимом свете, а при разворачивании ДНК молекулы расходятся, и зонд начинает испускать свет, соответствующий спектру флуоресценции первой молекулы. «Небольшие» технические трудности, состоявшие в том, как подобрать наиболее эффективные пары красителей и как собрать полноценный зонд, который должен быть прикреплен к субстрату и достаточно прочно связываться с молекулами интегринов на клеточной поверхности, были авторами преодолены стандартным методом проб и ошибок. Поскольку зонды сидят на поверхности субстрата с большой плотностью (400 молекул на квадратный микрон), то по яркости флуоресценции, наблюдаемой в микроскоп, можно сказать, какая часть зондов и в какой области оказалась в развернутом состоянии.
dna probe fig 2
Флуоресценция по краям клетки от зондов в растянутом положении. Рисунок из обсуждаемой статьи.
Таким образом, стало возможным измерять усилие, развиваемое в местах отдельных контактов, которые образует клетка с поверхностью, в диапазоне 1–20 пиконьютонов (то есть 10-11–10-12 Н). Оказалось, что высаженные на субстрат фибробласты в течение 3–4 минут развивают значительное усилие по своему наружному краю, разворачивая до 9% шпилек. Эти усилия развиваются на небольших участках так называемых фокальных контактов и возникают только тогда, когда в данной области клетки появляются молекулы интегринов. Сила натяжения обеспечивается цитоскелетными белками, которые взаимодействуют с контактами изнутри. К сожалению, дальше начались проблемы. Когда авторы решили измерить усилия более точно, используя одновременно два типа зондов, содержащих разные шпильки ДНК (содержащие только ГЦ-пары или в основном АТ-пары), то оказалось, что интегрины на краю клеток иногда с большей охотой сначала разворачивают в три раза более прочные ГЦ-шпильки, а лишь затем менее прочные. Хотя таких «парадоксальных» контактов не очень много, но они значительно усложняют интерпретацию данных. И надо отметить, что авторы не поленились провести такой скрупулезный анализ и добросовестно описали возникшую проблему. Таким образом, как это часто бывает в экспериментальной биологии, в измерения силы вмешались дополнительные факторы, которые пока не позволяют однозначно оценить привлекательность данного инструмента для полноценных количественных исследований. Приходится ограничиваться proof-of-principle, то есть метод вообще-то работает, но насколько адекватно он измеряет все силы, развиваемые прикрепляющейся клеткой, еще предстоит выяснить независимыми способами. Так что основным достижением работы является рецепт по изготовлению относительно недорогих и ярких зондов на основе шпилек ДНК, которые позволят измерять усилия в диапазоне нескольких пиконьютонов с хорошим пространственным разрешением. Такие зонды, вероятно, будут востребованы в различных исследованиях, связанных с взаимодействием клеточных структур.

доктор биологических наук, руководитель лаборатории клеточной подвижности НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского МГУ, профессор кафедры клеточной биологии и гистологии биологического факультета МГУ