Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

воскресенье, 11 января 2015 г.

казачья "черкеска"

Оригинал взят у styleroom в казачья "черкеска"
Черкеска - признак принадлежности к военной касте, к благородному воинскому сословию. Носить черкеску имеет право только достойный носить оружие.

Черкеска имеет тюркское (хазарское) происхождение. Покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Наиболее раннее изображение черкески (или ее прообраза) имеется на хазарских серебряных блюдах. (Источник: З. В. Доде, «Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки истории», 2001)

Слово «чуха», применяемое для мужской верхней одежды типа черкески у народов Кавказа, в переводе из тюркских языков означает «сукно».


Черкеску постоянно носили терские и кубанские казаки. В 1705 г. атаман Савва Кочетов, будучи в Москве, говорил, что некоторые донские казаки одеваются «черкесом». Возможно, он имел в виду черкАсский костюм, тем не менее, кавказская черкеска с газырями любимое одеяние казаков и в наши дни. В настоящее время черкеска сохранила статус парадной, праздничной и народной одежды.

Из описания справы кубанских казаков, сделанного атаманом генерал-майором В. Г. Науменко в 1944 г., с дополнениями:

ЧЕРКЕСКА шьется из фабричного или кавказского (дачка) сукна. Цвет произвольный. Чаще носили черные, серые, темно-синие, темно-вишневые, белые и коричневые; реже темно-зеленые, оранжевые и верблюжьего цвета. Во время Великой войны приказом по В. В. от 18.10.1915 г. предписывался защитный цвет. Остальные цвета, как-то: голубой, розовый, фиолетовый и пр. никогда не носились. Красные парадные черкески были только у казаков С.Е.И.В. Конвоя.
Черкеска шилась в талию и свободной в груди. Однако она должна быть сшита так, чтобы под нее можно было зимою поддевать теплый бешмет или полушубок.
Хотя длина ее регламентировалась Правилом о форме одежды, но этого строго не придерживались. Перед войной 1914-1918 гг. длина ее значительно уменьшилась и достигла почти колена. Вызвано это было отчасти удобством при движении и посадке на коня, отчасти в целях красоты, так как длинная черкеска придавала фигуре казака вид неуклюжий. Но понятие о красоте условно и в 80–90-х годах XIX столетия в моде были черкески длинные, достигавшие у многих почти каблука. Однако особенно увлекаться укорачиванием черкески не следует. Надо, чтобы она закрывала колени казака, сидящего на коне. Вырез на груди черкески не должен быть глубоким и должен иметь прямые, а не закругленные стороны, как это было одно время в моде у казаков. Черкеска шьется на подкладке от пояса вверх. В рукавах ее нет, и подшивать нижнюю часть их подкладкой считается плохим тоном (впрочем, для генералов это допускалось).
По вырезу, полам и по низу она обшивается шнурком, черным или в цвет материала, из которого сшита.
Застегивается она на внутренние крючки и петли, или на узелки и петельки, завязываемые из шнурка, которым она обшита. Такие застежки казаки называли «гудзыками». Иногда эти гудзыки делались ложными, а черкеска, застегивалась на крючки.
Зимою некоторые казаки носили черкески на меху или же, так называемые, «бекирки» или черкески с закрытой грудью и высоким меховым воротником и такою же меховою полосою от него до пояса. Впервые такие черкески появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, на Кавказ же завезены бывшим юнкером, а затем сменным офицером его терским казаком Бекиром Тургиевым.

Хотя выбор цвета вседневной черкески и бешмета предоставлялся вкусу каждого казака, но ко времени Великой войны каждый казак имел для строя серую черкеску и черный бешмет.
В большинстве строевых частей офицеры имели для вечеров и других случаев однообразного цвета черкески и бешметы, чаще всего темно-синюю или темно-вишневую черкеску и черный или белый бешмет.
Некоторые любители пестроты обшивали черкески и бешметы разного рода галунами, цветными тесемками и такими же шнурками, но казак, умеющий хорошо одеться, никогда этого не делал.

Итак, казачья черкеска партикулярная, со слов атамана Науменко (кстати, всегда очень хорошо одевавшегося):

- единого, строго регламентированного покроя не имела;
- шилась из качественного сукна;
- черного, серого, темно-синего, темно-вишневого, белого и коричневого цветов;
- на подкладке от пояса вверх, но в рукавах и в нижней части черкески подкладку не подшивали;
- имела длину, закрывающую колени казака, сидящего на коне;
- имела на подоле два разреза снизу вверх 14-20 см., связанных петлями или декоративными узелками;
- имела не глубокий прямой, не закругленный, вырез на груди;
- по вырезу, полам и по низу обшивался шнурком, черным или в цвет материала, из которого была сшита;
- застегивалась от выреза до пояса на внутренние крючки и петли, или на узелки и петельки, завязываемые из шнурка, которым она была обшита;
- имела количество газырей, зависящее от колибра оружия;
- имела рукава, не обшитые цветным обшлагом;
- не обшивалась различной тесьмой, галунами и прочими декоративными элементами;
- выглядела скромно и благородно.

Черкеска строевая кубанская:

Отзыв Войскового Штаба Куб. каз. Войска 31 октября 1898 г. за 3060:

Мундир (черкеска) П.В.В. 1871 г. 380 и 1903 г. 330. Черного фабричного сукна черкесского покроя, длиной не короче семи вершков от земли. На мундире на груди,по обеим сторонам бортов нашиваются напатронники (газы) из 14- ти гнезд с каждой стороны, длиной 5 вершков Пришивка напатронника делается так ,чтобы расстояние от плечевого шва до напатронников было: у борта мундира 5 ½ вершка, а у руки 5 3/4 вершка. Напатронники изготовляются из того же сукна, из которого построен мундир, с подкладкой из плотной непромокаемой парусины делаемой по длине гильзы 3-х линейного патрона в один ряд, а по длине пули до шейки гильзы в два ряда. Длина каждого гнезда напатронников полагается в 1 5/8 вершка, так чтобы вложенный в него 3-х линейный патрон выступал из него на ¼ вершка. Под напатронниками с каждой стороны делаются прорезные карманы. Носимые в обыкновенное время в напатронниках гильзы, заменяющие собой боевые патроны, иметь из металла белого ил желтого (латуни) безразлично, но тем, чтобы в каждой части гильзы были одинакового цвета. Мундир застегивается крючками от нижней части напатронников до пояса. У казаков нижние края рукавов обшиваются белевой тесьмой в 1/4 вершка шириной (ВЫСОЧАЙШИЙ приказ от 6 декабря 1908 г. И надпись: Войск. Шт. Куб. каз. войска от 29 февраля 1912 г.за 899.) У урядников кроме того края рукавов обшиваются серебряным унтер-офицерским галуном кавалерийского образца. В зимнее время по борту верхней части мундира допускается иметь оторочку из черного курпея, причем допускается носить под мундир полушубок. В виду того, что мундир в военное время не берется в поход, при выкомандировании казаков в Кубанском войске в действующие строевые части, разрешено не требовать пригонки мундиров на полушубки.

Пластунских батальонов. По описанию такой же как в конных полках длиной не короче 7-ми вершков от земли (отз. Войскового Штаба Кубанск. казач. войска 1895 г. 3690), по бортам до пояса вшивается выпушка малинового сукна, у урядников края рукавов обшиваются галуном золоченым, пехотного образца. Конно-Артиллерийских батарей. Такой же как и конных полках, только с красной выпушкой, по бортам до конца пол и по краю рукавов. По краю рукавов у урядников нашивается золоченый галун кавалерийского образца а у бомбардиров красная тесьма. Примечание. Войск. Штаб Кубанск. каз. войска в отзыве от 19-го марта 1900 года 773 разъяснил ,что артиллеристы должны иметь газыри старого образца. Местных команд. П.В.В. 1884 г. 181. Такой же и у пластунов с алой выпушкой по борту и до пояса. У урядников края рукавов обшиваются золоченым галуном пехотного образца. Трубачам и горнистам иметь по обще-узаконенной форме наплечники из сукна по цвету погонов, с нашивками из белой тесьмы.

Черкеска должна сидеть по фигуре, обтягивая стан. Черкеску нужно уметь носить. Казак должен следить за осанкой и талией, чтобы выглядеть достойно в черкеске.
Настоящего казака видать издалека!