Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 19 февраля 2015 г.

Культура населения Центрального Алтая в скифское время.

Культура населения Центрального Алтая в скифское время.
С.И. Руденко

По степени распада радиоактивного углерода получены следующие данные.

Абсолютный возраст второго Башадарского и первого Туэктинского кургана порядка 2480 лет, большого Катандинского — 2420 лет и второго Пазырыкского кургана — 2350 лет, при вероятной ошибке ± 130 лет.. их возраст укладывается в пределах скифского времени, т.е. примерно между 520 и 340 годами до н.э.

Какие же соображения выдвигались для датировки Пазырыкских и более поздних горноалтайских курганов гунно-сарматским временем?

Иеттмар справедливо указывает, что монголоиды появляются в больших горноалтайских курганах много раньше гуннской экспансии и, кроме того, нет никаких данных к заключению, будто бы интересующие нас племена Алтая были подчинены гуннам.

Поскольку найденная в горноалтайских курганах конская упряжь, предметы личного обихода, мотивы и особенно стиль искусства и вооружение не имеют ничего общего с сарматскими и, напротив, чрезвычайно близки скифским.. Однако вся культура населения Алтая свидетельствует о том, что она не была культурной отсталой, к тому же племена Алтая поддерживали интенсивные культурные связи не только с родственными им по культуре скотоводческими племенами, но и с отдалёнными цивилизованными народами.


При анализе физического типа племен Горного Алтая в скифское время было отмечено чрезвычайное разнообразие типов.

Мужчина, погребенный во втором Башадарском кургане, судя по стёртости зубов и облитерации черепных швов, был в возрасте 60-65 лет. Рост этого мужчины был около 170 см...размеры и форму черепа нельзя определить с достаточной точностью. Несомненно только что череп этот брахикранный (указатель около 84), широколицый (скуловой диаметр 152 мм), с хорошо выраженными собачьими ямками. Трудно сказать, в какой мере он был плосколицым, но, судя по большой ширине лица, не исключена его монголоидность.
Хорошее развитие шейных мышц и вообще мускулатуры свидетельствует о большой физической силе этого вождя племени.

Женщина из второго Башадарского кургана в возрасте около 40 лет оказалась сравнительно высокого роста, около 161 см. Её череп сохранился лучше мужского..можно сказать, что и он брахикранный (указатель около 88), широкоскулый (скуловой диаметр около 144 мм). На левой половине черепа сохранились кожный покров и ухо с отверстием в мочке для серьги.

Скелет мужчины из первого Туэктинского кургана сохранился хорошо. Это был мужчина высокого роста, около 178 см, большой физической силы, в возрасте 40-45 лет. Его череп (фото 1) долихокранный, указатель 75.8 при продольном диаметре 194 мм и поперечном 147 мм; высота черепа несколько выше средней — высотно-продольный указатель 73.7 и высотно-поперечный 97.3 при высотном диаметре 143 мм; указатель выступания лица средний — 100.9 при носо-основном диаметре 105 мм и длине основания лица 106 мм; наименьшая ширина лба большая — 114 мм при указателе 77.4; лицо длинное при высоте анатомического лица 86 мм и указатель 58.9; носовое отверстие узкое, 26 мм, и длинное, 60 мм, при носовом указателе 43.3; орбиты сравнительно высокие, 41 мм, при ширине 44 мм и указателе высоты 90.9.

Из приведённых выше данных следует, что мужчина, погребённый в первом Туэктинском кургане, достаточно чётко выраженного европеоидного типа, приближающегося к древнему на Алтае афасьевскому типу.

Один из важных расовых антропологических признаков — пигментация и форма волос. Из горноалтайских курганов сохранились волосы мужчин погребённых в третьем и пятом Пазырыкских курганах и женщин из второго и пятого той же группы. И мужчины, и женщины, погребённые в этих курганах, европеоидного типа, что подтверждается пигментацией и формой волос. Их волосы каштановые и тёмно-каштановые, волнистые и тонкие. Указатель их формы 64 (отношение малого к большому поперечному диаметру волоса), что резко отличает их от чёрных, жёстких волос монголоидов, указатель формы которых около 78.

Известно, что физический тип основной массы населения Алтая в данную эпоху был европеоидным. В знатных семьях значительное место занимали особи с явно выраженным монголоидным компонентом.
Наиболее вероятно, что племена Алтая в рассматриваемую эпоху принадлежали к той группе среднеазиатских племён, которые подобно сакам, были европеоидами и, можно думать, были теми племенами, которые китайские источники называли юечжами.

Если к западу от Алтая, в его предгорьях, жили аргиппеи (по свидетельству Геродота, отделившиеся от царских скифов), а на Алтае и к юго-востоку от него жили близкие по культуре сакам юечжы, то целый ряд вопросов, связанных с генезисом культуры горноалтайских племён, получает ясный ответ.

Культурные течения из Передней Азии ярче всего проявлялись в изобразительном искусстве. В этой связи я обращал внимание на образ «горноалтайского сфинкса».
Полагаю всё же, что не в восточной Европе, а в западной Азии формировалась и развивалась культура той семьи народов, к которой принадлежали и причерноморские скифы, и горноалтайские племена.

Несомненен ведь факт отсутствия в восточной Европе скифских памятников ранее VII в. до н.э., тогда как они теперь хорошо известны в западной Азии. Я имею в виду барельеф из дворца Нимруда VIII в. до н.э. с изображением скифов, преследуемых ассирийцами
(фото 2)
замечательный клад из Зивии, близ Саккыза в Иранском Азербайджане, и связанный с ними ряд исторических данных, свидетельствующих о пребывании скифов в западной Азии в IX и во всяком случае уже в VIII в. до н.э.

Остаётся вопрос о взаимоотношениях племён Горного Алтая с племенами, обитавшими к востоку от них и в первую очередь с хуннами. Юечжи в течение ряда столетий в культурном отношении стояли выше хуннов, которые политически временами зависели от юечжей.
Так, в конце III в. до н.э., как мы знаем, в Монголии складывается союз хуннских племён. Верховный их вождь Модэ, в течение ряда лет до того находившийся в качестве заложника юечжей, реорганизует хуннские войска и перевооружает их по образцу юечжийских, и в 206-204 гг. до н.э. наносит первый удар с востока племенам Южной Сибири и Средней Азии, после чего, как гласят китайские хроники, хуннский союз возвышается над юечжийским.

Археология Восточного Казахстана а Западной Сибири до настоящего времени крайне слабо изучена. Между тем случайные находки, в частности многочисленные предметы явно сарматского облика в Сибирской коллекции Петра I, указывают на то, что в этих областях процветала культура, связанная с этносом, близким к горноалтайскому. В дальнейшем наследие этой культуры прослеживается в культуре уже иного тюркского этноса, вплоть до современной нам культуры киргизского и казахского народов.
https://vk.com/wall-767095_120180

P.S.

Мужчина из первого Туэктинского кургана с долихоцефальным черепом (75,8), с "длинным лицом", тонким носом, каштановыми волосами и высоким ростом - нордид. Внешне "приближающийся к древнему на Алтае афасьевскому типу."






источник