Культура населения Центрального Алтая в скифское время.
С.И. Руденко
По степени распада радиоактивного углерода получены следующие данные.
Абсолютный возраст второго Башадарского и первого Туэктинского кургана порядка 2480 лет, большого Катандинского — 2420 лет и второго Пазырыкского кургана — 2350 лет, при вероятной ошибке ± 130 лет.. их возраст укладывается в пределах скифского времени, т.е. примерно между 520 и 340 годами до н.э.
Какие же соображения выдвигались для датировки Пазырыкских и более поздних горноалтайских курганов гунно-сарматским временем?
Иеттмар справедливо указывает, что монголоиды появляются в больших горноалтайских курганах много раньше гуннской экспансии и, кроме того, нет никаких данных к заключению, будто бы интересующие нас племена Алтая были подчинены гуннам.
Поскольку найденная в горноалтайских курганах конская упряжь, предметы личного обихода, мотивы и особенно стиль искусства и вооружение не имеют ничего общего с сарматскими и, напротив, чрезвычайно близки скифским.. Однако вся культура населения Алтая свидетельствует о том, что она не была культурной отсталой, к тому же племена Алтая поддерживали интенсивные культурные связи не только с родственными им по культуре скотоводческими племенами, но и с отдалёнными цивилизованными народами.
При анализе физического типа племен Горного Алтая в скифское время было отмечено чрезвычайное разнообразие типов.
Мужчина, погребенный во втором Башадарском кургане, судя по стёртости зубов и облитерации черепных швов, был в возрасте 60-65 лет. Рост этого мужчины был около 170 см...размеры и форму черепа нельзя определить с достаточной точностью. Несомненно только что череп этот брахикранный (указатель около 84), широколицый (скуловой диаметр 152 мм), с хорошо выраженными собачьими ямками. Трудно сказать, в какой мере он был плосколицым, но, судя по большой ширине лица, не исключена его монголоидность.
Хорошее развитие шейных мышц и вообще мускулатуры свидетельствует о большой физической силе этого вождя племени.
Женщина из второго Башадарского кургана в возрасте около 40 лет оказалась сравнительно высокого роста, около 161 см. Её череп сохранился лучше мужского..можно сказать, что и он брахикранный (указатель около 88), широкоскулый (скуловой диаметр около 144 мм). На левой половине черепа сохранились кожный покров и ухо с отверстием в мочке для серьги.
Скелет мужчины из первого Туэктинского кургана сохранился хорошо. Это был мужчина высокого роста, около 178 см, большой физической силы, в возрасте 40-45 лет. Его череп (фото 1) долихокранный, указатель 75.8 при продольном диаметре 194 мм и поперечном 147 мм; высота черепа несколько выше средней — высотно-продольный указатель 73.7 и высотно-поперечный 97.3 при высотном диаметре 143 мм; указатель выступания лица средний — 100.9 при носо-основном диаметре 105 мм и длине основания лица 106 мм; наименьшая ширина лба большая — 114 мм при указателе 77.4; лицо длинное при высоте анатомического лица 86 мм и указатель 58.9; носовое отверстие узкое, 26 мм, и длинное, 60 мм, при носовом указателе 43.3; орбиты сравнительно высокие, 41 мм, при ширине 44 мм и указателе высоты 90.9.
Из приведённых выше данных следует, что мужчина, погребённый в первом Туэктинском кургане, достаточно чётко выраженного европеоидного типа, приближающегося к древнему на Алтае афасьевскому типу.
Один из важных расовых антропологических признаков — пигментация и форма волос. Из горноалтайских курганов сохранились волосы мужчин погребённых в третьем и пятом Пазырыкских курганах и женщин из второго и пятого той же группы. И мужчины, и женщины, погребённые в этих курганах, европеоидного типа, что подтверждается пигментацией и формой волос. Их волосы каштановые и тёмно-каштановые, волнистые и тонкие. Указатель их формы 64 (отношение малого к большому поперечному диаметру волоса), что резко отличает их от чёрных, жёстких волос монголоидов, указатель формы которых около 78.
Известно, что физический тип основной массы населения Алтая в данную эпоху был европеоидным. В знатных семьях значительное место занимали особи с явно выраженным монголоидным компонентом.
Наиболее вероятно, что племена Алтая в рассматриваемую эпоху принадлежали к той группе среднеазиатских племён, которые подобно сакам, были европеоидами и, можно думать, были теми племенами, которые китайские источники называли юечжами.
Если к западу от Алтая, в его предгорьях, жили аргиппеи (по свидетельству Геродота, отделившиеся от царских скифов), а на Алтае и к юго-востоку от него жили близкие по культуре сакам юечжы, то целый ряд вопросов, связанных с генезисом культуры горноалтайских племён, получает ясный ответ.
Культурные течения из Передней Азии ярче всего проявлялись в изобразительном искусстве. В этой связи я обращал внимание на образ «горноалтайского сфинкса».
Полагаю всё же, что не в восточной Европе, а в западной Азии формировалась и развивалась культура той семьи народов, к которой принадлежали и причерноморские скифы, и горноалтайские племена.
Несомненен ведь факт отсутствия в восточной Европе скифских памятников ранее VII в. до н.э., тогда как они теперь хорошо известны в западной Азии. Я имею в виду барельеф из дворца Нимруда VIII в. до н.э. с изображением скифов, преследуемых ассирийцами
(фото 2)
замечательный клад из Зивии, близ Саккыза в Иранском Азербайджане, и связанный с ними ряд исторических данных, свидетельствующих о пребывании скифов в западной Азии в IX и во всяком случае уже в VIII в. до н.э.
Остаётся вопрос о взаимоотношениях племён Горного Алтая с племенами, обитавшими к востоку от них и в первую очередь с хуннами. Юечжи в течение ряда столетий в культурном отношении стояли выше хуннов, которые политически временами зависели от юечжей.
Так, в конце III в. до н.э., как мы знаем, в Монголии складывается союз хуннских племён. Верховный их вождь Модэ, в течение ряда лет до того находившийся в качестве заложника юечжей, реорганизует хуннские войска и перевооружает их по образцу юечжийских, и в 206-204 гг. до н.э. наносит первый удар с востока племенам Южной Сибири и Средней Азии, после чего, как гласят китайские хроники, хуннский союз возвышается над юечжийским.
Археология Восточного Казахстана а Западной Сибири до настоящего времени крайне слабо изучена. Между тем случайные находки, в частности многочисленные предметы явно сарматского облика в Сибирской коллекции Петра I, указывают на то, что в этих областях процветала культура, связанная с этносом, близким к горноалтайскому. В дальнейшем наследие этой культуры прослеживается в культуре уже иного тюркского этноса, вплоть до современной нам культуры киргизского и казахского народов.
https://vk.com/wall-767095_120180
P.S.
Мужчина из первого Туэктинского кургана с долихоцефальным черепом (75,8), с "длинным лицом", тонким носом, каштановыми волосами и высоким ростом - нордид. Внешне "приближающийся к древнему на Алтае афасьевскому типу."

источник
С.И. Руденко
По степени распада радиоактивного углерода получены следующие данные.
Абсолютный возраст второго Башадарского и первого Туэктинского кургана порядка 2480 лет, большого Катандинского — 2420 лет и второго Пазырыкского кургана — 2350 лет, при вероятной ошибке ± 130 лет.. их возраст укладывается в пределах скифского времени, т.е. примерно между 520 и 340 годами до н.э.
Какие же соображения выдвигались для датировки Пазырыкских и более поздних горноалтайских курганов гунно-сарматским временем?
Иеттмар справедливо указывает, что монголоиды появляются в больших горноалтайских курганах много раньше гуннской экспансии и, кроме того, нет никаких данных к заключению, будто бы интересующие нас племена Алтая были подчинены гуннам.
Поскольку найденная в горноалтайских курганах конская упряжь, предметы личного обихода, мотивы и особенно стиль искусства и вооружение не имеют ничего общего с сарматскими и, напротив, чрезвычайно близки скифским.. Однако вся культура населения Алтая свидетельствует о том, что она не была культурной отсталой, к тому же племена Алтая поддерживали интенсивные культурные связи не только с родственными им по культуре скотоводческими племенами, но и с отдалёнными цивилизованными народами.
При анализе физического типа племен Горного Алтая в скифское время было отмечено чрезвычайное разнообразие типов.
Мужчина, погребенный во втором Башадарском кургане, судя по стёртости зубов и облитерации черепных швов, был в возрасте 60-65 лет. Рост этого мужчины был около 170 см...размеры и форму черепа нельзя определить с достаточной точностью. Несомненно только что череп этот брахикранный (указатель около 84), широколицый (скуловой диаметр 152 мм), с хорошо выраженными собачьими ямками. Трудно сказать, в какой мере он был плосколицым, но, судя по большой ширине лица, не исключена его монголоидность.
Хорошее развитие шейных мышц и вообще мускулатуры свидетельствует о большой физической силе этого вождя племени.
Женщина из второго Башадарского кургана в возрасте около 40 лет оказалась сравнительно высокого роста, около 161 см. Её череп сохранился лучше мужского..можно сказать, что и он брахикранный (указатель около 88), широкоскулый (скуловой диаметр около 144 мм). На левой половине черепа сохранились кожный покров и ухо с отверстием в мочке для серьги.
Скелет мужчины из первого Туэктинского кургана сохранился хорошо. Это был мужчина высокого роста, около 178 см, большой физической силы, в возрасте 40-45 лет. Его череп (фото 1) долихокранный, указатель 75.8 при продольном диаметре 194 мм и поперечном 147 мм; высота черепа несколько выше средней — высотно-продольный указатель 73.7 и высотно-поперечный 97.3 при высотном диаметре 143 мм; указатель выступания лица средний — 100.9 при носо-основном диаметре 105 мм и длине основания лица 106 мм; наименьшая ширина лба большая — 114 мм при указателе 77.4; лицо длинное при высоте анатомического лица 86 мм и указатель 58.9; носовое отверстие узкое, 26 мм, и длинное, 60 мм, при носовом указателе 43.3; орбиты сравнительно высокие, 41 мм, при ширине 44 мм и указателе высоты 90.9.
Из приведённых выше данных следует, что мужчина, погребённый в первом Туэктинском кургане, достаточно чётко выраженного европеоидного типа, приближающегося к древнему на Алтае афасьевскому типу.
Один из важных расовых антропологических признаков — пигментация и форма волос. Из горноалтайских курганов сохранились волосы мужчин погребённых в третьем и пятом Пазырыкских курганах и женщин из второго и пятого той же группы. И мужчины, и женщины, погребённые в этих курганах, европеоидного типа, что подтверждается пигментацией и формой волос. Их волосы каштановые и тёмно-каштановые, волнистые и тонкие. Указатель их формы 64 (отношение малого к большому поперечному диаметру волоса), что резко отличает их от чёрных, жёстких волос монголоидов, указатель формы которых около 78.
Известно, что физический тип основной массы населения Алтая в данную эпоху был европеоидным. В знатных семьях значительное место занимали особи с явно выраженным монголоидным компонентом.
Наиболее вероятно, что племена Алтая в рассматриваемую эпоху принадлежали к той группе среднеазиатских племён, которые подобно сакам, были европеоидами и, можно думать, были теми племенами, которые китайские источники называли юечжами.
Если к западу от Алтая, в его предгорьях, жили аргиппеи (по свидетельству Геродота, отделившиеся от царских скифов), а на Алтае и к юго-востоку от него жили близкие по культуре сакам юечжы, то целый ряд вопросов, связанных с генезисом культуры горноалтайских племён, получает ясный ответ.
Культурные течения из Передней Азии ярче всего проявлялись в изобразительном искусстве. В этой связи я обращал внимание на образ «горноалтайского сфинкса».
Полагаю всё же, что не в восточной Европе, а в западной Азии формировалась и развивалась культура той семьи народов, к которой принадлежали и причерноморские скифы, и горноалтайские племена.
Несомненен ведь факт отсутствия в восточной Европе скифских памятников ранее VII в. до н.э., тогда как они теперь хорошо известны в западной Азии. Я имею в виду барельеф из дворца Нимруда VIII в. до н.э. с изображением скифов, преследуемых ассирийцами
(фото 2)
замечательный клад из Зивии, близ Саккыза в Иранском Азербайджане, и связанный с ними ряд исторических данных, свидетельствующих о пребывании скифов в западной Азии в IX и во всяком случае уже в VIII в. до н.э.
Остаётся вопрос о взаимоотношениях племён Горного Алтая с племенами, обитавшими к востоку от них и в первую очередь с хуннами. Юечжи в течение ряда столетий в культурном отношении стояли выше хуннов, которые политически временами зависели от юечжей.
Так, в конце III в. до н.э., как мы знаем, в Монголии складывается союз хуннских племён. Верховный их вождь Модэ, в течение ряда лет до того находившийся в качестве заложника юечжей, реорганизует хуннские войска и перевооружает их по образцу юечжийских, и в 206-204 гг. до н.э. наносит первый удар с востока племенам Южной Сибири и Средней Азии, после чего, как гласят китайские хроники, хуннский союз возвышается над юечжийским.
Археология Восточного Казахстана а Западной Сибири до настоящего времени крайне слабо изучена. Между тем случайные находки, в частности многочисленные предметы явно сарматского облика в Сибирской коллекции Петра I, указывают на то, что в этих областях процветала культура, связанная с этносом, близким к горноалтайскому. В дальнейшем наследие этой культуры прослеживается в культуре уже иного тюркского этноса, вплоть до современной нам культуры киргизского и казахского народов.
https://vk.com/wall-767095_120180
P.S.
Мужчина из первого Туэктинского кургана с долихоцефальным черепом (75,8), с "длинным лицом", тонким носом, каштановыми волосами и высоким ростом - нордид. Внешне "приближающийся к древнему на Алтае афасьевскому типу."

