Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 5 февраля 2015 г.

Ямная культура

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Ямная культура
Медный век,
Бронзовый век
Ямная культура и её соседи в 3500-200 г. до н.э.
Локализация
южная часть Восточно-Европейской равнины
Датировка
3200—2300 гг. до н. э.
Носители
-
Тип хозяйства
кочевое
Преемственность:
Трипольская
Среднестоговская
Хвалынская
воронковидных кубков
Катакомбная
Полтавкинская
Андроновская

Баденская культура (пурпурный), культура шнуровой керамики (красный), культура шаровидных амфор (розовый) и ямная культура (жёлтый).
Я́мная культу́ра (точнее —Древнея́мная культу́рно-истори́ческая о́бщность) —археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего  бронзового века (3600—2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере.

Содержание

   
  • 1 Хозяйство
  • 2 Погребения
  • 3 Генетические связи
  • 4 История
  • 5 Духовная культура
  • 6 Палеоантропология
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Хозяйство

Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами мотыжного земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Мотыги при этом изготавливались из костей (рогов). Ямники создавали колесные повозки (телеги). Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории  Днепропетровска, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т. д.).
Металлическое сырье ямники получали на Кавказе.

Погребения

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под   курганами   в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади).

Генетические связи

Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от  среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также её генетически связывают с культурой воронковидных кубков. Ямная культура сменяется  полтавкинской. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — андроновская и срубная культуры.


История

В рамках ранней версии курганной гипотезы Марии Гимбутас ямная культура связывалась с поздними протоиндоевропейцами. По её мнению, ареал ямной культуры был территорией распространения праиндоевропейского языка в позднеевропейский период, наряду с более ранней среднестоговской культурой. В настоящее время сторонники данной версии весьма немногочисленны, ввиду того, что глоттохронологияи реконструируемая праиндоевропейская лексика позволяют датировать распад праиндоевропейской общности на несколько тысячелетий ранее ямной культуры. В более поздних версиях курганной гипотезы население ямной культуры связывается с носителями арийских языков (предки индоиранцев, дардских и нуристанских языков)[3][4].

Ямная культура и майкопская культура в 4-м тысячелетии до н. э..
В развитии ямной культуры выделяют три периода.
  • Первый (ранний) этап (1-я половина — середина 3-го тыс. до н. э.)
    На всей территории ямной культуры распространены однообразные захоронения с лежащими на спине и посыпанными охрой  скелетами, ориентированными головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлышком, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные «скипетры») при почти полном отсутствии металла. Поселения — временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племён ямной культуры вторгаются в Подунавье и на  Балканский полуостров.
  • Второй этап (3-я — начало 4-й четверти 3-го тыс. до н. э.)
    Возникают локальные варианты. В причерноморских степях вместе с признаками раннего этапа появляются захоронения на боку с ориентированием головой на запад, яйцеподобные посудины с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шила). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к осёдлости и создают постоянные поселения (Михайловское поселение, Скала Каменоломня и другие на Нижнем Днепре).
  • Третий этап (кон. 3-го — нач. 2-го тыс. до н. э.)
    Локальные отличия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее расширены захоронения со скелетами, не всегда покрытыми охрой, с нестойким ориентированием по сторонам света, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные  топоры, проушные молоты) и специфичные комплексы костяных украшений с молоткоподобными шпильками, повозки со сплошными колёсами. До конца третьего этапа рост локальных особенностей и распространение новых культур (преимущественно катакомбной культуры) привели к исчезновению ямной культуры.


Духовная культура


Также предполагается, что ямники совершали человеческие жертвоприношения (курган  Мергелевой гряды в Луганской области)[5].

Палеоантропология

Для населения ямной культуры характерны черепа с низким и ортогнатным лицом, низкими орбитами, сильно выступающим носом, сильно наклонным лбом и мощными надбровными дугами. Население культуры в целом не было однородным. У ряда находок выражены резко европеоидные особенности. На севере волго-уральского ареала население могло быть родственным волосовскому и гаринско-борскому, на востоке — терсекско-ботайскому. Также наблюдается сходство с черепами днепро-донецкой и среднестоговской культур. Предположительно носители ямной культуры были потомками пришельцев с запада и местных жителей хвалынской культуры. Носители ямно-полтавкинской культуры отличаются большей долихокефальностью, высоким и узким лицом, чем ранне-ямной.[6]
В частности, антропологи отмечают, что часть носителей ямной культуры имела тип «долихокранный узколицый и высоколицый», причем с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа, аналогичный типу, широко распространённому на Северном Кавказе и в Закавказье (куро-аракская и майкопская  культуры)[7].
Другая часть носителей ямной культуры (а именно оставившее могильники Чограй, Лола-Архара и Кривая Лука) имели резко противоположный тип суббрахикранный, с тенденцией к брахикрании, широколицый и высоколицый, с чётко выраженными европеоидными чертами тип (который ещё сохраняется в Прикаспии), аналогии — краниологическая серия из могильника Джарарат (Армения)[7].
По данным сайта Eupedia, в 28 образцах существует следующее распределение митохондриальных гаплогрупп: H-7, T1-4, T2-4, U5-4K-2, N1a-1, J-1, U2-1, U4-1, I-1, W-1,X-1[8].
Предметы ямной культуры
Из коллекций Государственного Эрмитажа
Yamna02.jpg
Yamna03.jpg
Yamna04.jpg
Yamna05.jpg

Примечания

Литература

  • Мариупольская культурно-историческая область // БРЭ. Т.19. М., 2012.
  • Михайловское поселение // БРЭ. Т.20. М.,2012.
  • Мерперт Н. Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья. М., 1974;
  • Моргунова Н. Л., Кравцов А. Ю. Памятники древнеямной культуры на Илеке. Екатеринбург, 1994;
  • Богданов С. В. Эпоха меди степного Приуралья. Екатеринбург, 2004.

Ссылки