Оригинал взят у a_strunin в Питерские экскурсии. Русский музей
Русский музей в Санкт-Петербурге - это совсем не одно и тоже, что Эрмитаж. Он и создавался, вероятно, в далеком в 1895 году совсем с другими целями. И почему-то мне кажется, что они вполне созвучны многим сегодняшним из разряда поиска «скреп». Только в данном случае – в искусстве.
И тут нужно понимать, что русское искусство, в частности, изобразительное, сильно отставало от западного по своему развитию. В силу элементарных исторических причин. В то время, когда западные художники брали вершину за вершиной в реалистичности изображения человека и его дел, пусть в религиозном или мифологическом осмыслении, то в Древней Руси в основном писали иконы и расписывали храмы. И достигли в этом очень больших успехов. Именно с икон таких мастеров, как Андрей Рублев и Симон Ушаков, и начались фонды Русского музея. Сегодня в нем хранятся около пяти тысяч икон XII — начала XX века.
«Начались» - конечно, условно. Формально же первоначальная художественная коллекция музея была собрана из произведений, переданных из Императорской Академии художеств и Эрмитажа, Гатчинского и Александровского дворцов, частных коллекций. А сейчас в нем хранятся уже около пятнадцати тысяч картин художников XVIII—XX веков. Да вы наверняка многих из них знаете, как и их хрестоматийные произведения - «Последний день Помпеи» Карла Брюлова или «Девятый вал» Ивана Айвазовского.
Ну, и совсем обалденное впечатление производят такие, увиденные «в живую» картины, как «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Витязь на распутье» Виктора Васнецова, «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова… А ведь еще там же есть Борис Кустодиев со знаменитым портретом Федора Шаляпина, Валентин Серов с «Похищением Европы», Кузьма Петров-Водкин со своей «Богородицей»… Но это уже XX век, но еще дореволюционная русская живопись без лживого соцреализма.
И вот странно, но именно в Русском музее, мне лично показалось как-то более комфортно. Не знаю, с чем это связано. И уж во всяком случае не с моим личным поиском «скреп». Может быть, в отличие от Эрмитажа, Русский музей устроен более камерно, уютно. Да и персонал его еще не успел так озлобиться на тысячи посетителей и смотрит на людей менее подозрительно.
Сам же музей, его главное здание Михайловский дворец, был относительно недавно отреставрирован, выглядит свежо и очень благородно. Особенно на контрасте с мрачной питерской погодой зимой и обшарпанной архитектурой недалекого советского прошлого. Впрочем, не будь всего этого, в таком количестве и замесе, то и Санкт-Петербург был бы другим. И назывался бы, наверное, по-другому – Амстердамом или Парижем. Но это уже другая история, и к экскурсии в Питер не относится…
Еще Питер:
Питерские экскурсии. Эрмитаж -
http://a-strunin.livejournal.com/90199.html
Питерские экскурсии. Русский музей -
http://a-strunin.livejournal.com/90521.html
На Невском в Питере -
http://a-strunin.livejournal.com/86712.html
Крепость особого назначения -
http://a-strunin.livejournal.com/20194.html
Анатолий Струнин
Санкт-Петербург
Русский музей в Санкт-Петербурге - это совсем не одно и тоже, что Эрмитаж. Он и создавался, вероятно, в далеком в 1895 году совсем с другими целями. И почему-то мне кажется, что они вполне созвучны многим сегодняшним из разряда поиска «скреп». Только в данном случае – в искусстве.
И тут нужно понимать, что русское искусство, в частности, изобразительное, сильно отставало от западного по своему развитию. В силу элементарных исторических причин. В то время, когда западные художники брали вершину за вершиной в реалистичности изображения человека и его дел, пусть в религиозном или мифологическом осмыслении, то в Древней Руси в основном писали иконы и расписывали храмы. И достигли в этом очень больших успехов. Именно с икон таких мастеров, как Андрей Рублев и Симон Ушаков, и начались фонды Русского музея. Сегодня в нем хранятся около пяти тысяч икон XII — начала XX века.
«Начались» - конечно, условно. Формально же первоначальная художественная коллекция музея была собрана из произведений, переданных из Императорской Академии художеств и Эрмитажа, Гатчинского и Александровского дворцов, частных коллекций. А сейчас в нем хранятся уже около пятнадцати тысяч картин художников XVIII—XX веков. Да вы наверняка многих из них знаете, как и их хрестоматийные произведения - «Последний день Помпеи» Карла Брюлова или «Девятый вал» Ивана Айвазовского.
Ну, и совсем обалденное впечатление производят такие, увиденные «в живую» картины, как «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Витязь на распутье» Виктора Васнецова, «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова… А ведь еще там же есть Борис Кустодиев со знаменитым портретом Федора Шаляпина, Валентин Серов с «Похищением Европы», Кузьма Петров-Водкин со своей «Богородицей»… Но это уже XX век, но еще дореволюционная русская живопись без лживого соцреализма.
И вот странно, но именно в Русском музее, мне лично показалось как-то более комфортно. Не знаю, с чем это связано. И уж во всяком случае не с моим личным поиском «скреп». Может быть, в отличие от Эрмитажа, Русский музей устроен более камерно, уютно. Да и персонал его еще не успел так озлобиться на тысячи посетителей и смотрит на людей менее подозрительно.
Сам же музей, его главное здание Михайловский дворец, был относительно недавно отреставрирован, выглядит свежо и очень благородно. Особенно на контрасте с мрачной питерской погодой зимой и обшарпанной архитектурой недалекого советского прошлого. Впрочем, не будь всего этого, в таком количестве и замесе, то и Санкт-Петербург был бы другим. И назывался бы, наверное, по-другому – Амстердамом или Парижем. Но это уже другая история, и к экскурсии в Питер не относится…
Еще Питер:
Питерские экскурсии. Эрмитаж -
http://a-strunin.livejournal.com/90199.html
Питерские экскурсии. Русский музей -
http://a-strunin.livejournal.com/90521.html
На Невском в Питере -
http://a-strunin.livejournal.com/86712.html
Крепость особого назначения -
http://a-strunin.livejournal.com/20194.html
Анатолий Струнин
Санкт-Петербург