Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 5 марта 2015 г.

Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.

Оригинал взят у lsvsx в Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.
Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.

Много тайн хранит пустыня Гоби. По легенде, в ней находятся врата в волшебную страну Агартха, которой правит царь мира. Редкие смельчаки, отправившиеся сюда, возвратились живыми. Вот почему путь в таинственное подземное царство выстлан костями погибших. По ночам на охоту выходят диковинные звери пустыни – и открываются врата Агартхи, являя духов тьмы и злых демонов.

Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.

По старой монгольской легенде, когда-то в пустыне Гоби, ныне почти безлюдной, был цветущий оазис и царство Си-Ся. Многочисленные китайские войска однажды осадили его столицу, но взять штурмом не смогли. Тогда они перегородили реку, снабжавшую город водой, и отвели ее в сторону. Жителей мучила жажда, и они вырыли глубокий колодец, но до воды так и не добрались. Предчувствуя неизбежную гибель, их вождь Хара-Цзян закопал в сухом колодце всю казну и произнес над этим местом заклинание. А затем убил свою семью и повел воинов в последний бой.
Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.

После гибели защитников города китайцы разграбили его. Пытались найти сокровища, но вместо них откопали двух огромных змей с красной и зеленой чешуей. В суеверном страхе оккупанты бежали, а разрушенный город поглотили пески пустыни. Так бы и остались эти события легендой, если бы ученые не нашли на Алтае древние рукописи на тангутском языке.

Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.

В 1720 году посланец Петра I майор И.М. Лихарев заложил на берегу реки Иртыш Усть-Каменогорскую крепость. Примерно в 70 километрах от нее сторожевой разъезд казаков нашел Аблаинкит, укрепленный комплекс буддийского монастыря, защищенный от врагов мощными стенами. По неизвестным причинам обитатели покинули его, но ничего не разрушили и не унесли с собой. Святилище храма было заполнено статуями идолов, в огромном шкафу с выдвижными ящиками хранились многочисленные рукописные свитки. На черном или на голубом фоне некоторых из них теснились золотые и серебряные буквы неизвестного алфавита. Несколько таких рукописей доставили Петру I, который передал их Парижской Академии наук. Так впервые внимание ученых было привлечено к письменам из Центральной Азии.

Не поняв текста, французские ученые, тем не менее, составили перевод. По правде говоря, это была откровенная «липа», которую и обнаружил русский академик, первый московский архивист Герхард Миллер. В июле 1734 года он лично побывал в уникальном храме Аблаинкита и подробно описал его помещения. А также – удивительные рисунки, сюжетные композиции, изображения многоголовых и многоруких мужских фигур, обнаженных женских тел… Полюбовался и двумя миниатюрными плавильными печами. Возможно, с их помощью в старину изготавливались золотые, серебряные или бронзовые статуэтки буддийских божеств. Именно такие стояли обычно в юртах кочевников напротив входа.

Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.

Часть рукописей, деревянные таблицы с вырезанными буквами и загадочные фрески на досках Миллер забрал для более тщательного изучения в Москву. В дальнейшем стало ясно: тексты рукописей написаны на тангутском языке. Сразу возник вопрос – что за народ эти тангуты?

…Их государство возникло в Х веке в пустыне Гоби, климат в которой в те времена был намного мягче, чем сейчас. Город Хара-Хото (по-тангутски – Идзинь-ай), находящийся в долине реки Эцзин-гола, в 1227 году захватил Чингисхан, но не предал его огню и разграблению. Без малого два века спустя, в 1405 году, в этот цветущий оазис вступило китайское войско. Сломив сопротивление жителей, оно разрушило местные ирригационные системы, что было равносильно уничтожению города. И он погиб. О нем забыли на несколько столетий.

Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.

В декабре 1907 года через отроги Монгольского Алтая, по пустыне Алашань к священному для многих народов Азии озеру Кукунор вел караван генерал Петр Козлов, участник известных экспедиций Николая Пржевальского. Он знал и о тангутских рукописях из Аблаинкита, и о мертвом городе Хара-Хото. Сильный ветер нес смешанный со снегом песок. Одежда не спасала участников похода от холода. Козлов рассчитывал попасть в пустыню Гоби весной. Так и произошло. В марте караван уже преодолевал гряды барханов, русла пересохших рек, ненадолго останавливаясь у редко встречающихся колодцев. С ветром налетал почти нестерпимый зной. Пыль скрипела на зубах, набивалась в рот и уши. От нее у путников першило в горле, воспалялись глаза. Экспедиция несколько раз сбивалась с дороги: пустыня не хотела открывать свои тайны.

Но вот, наконец, появились следы древних оросительных систем, стали попадаться буддийские ступы – монументальные и культовые сооружения для хранения реликвий. Вскоре над морем песка замаячили стены с выступающими башнями и куполами зданий. Всадники въехали в безжизненный город. Устроив лагерь, они принялись за осмотр крепости. В одной из стен зияла брешь, через которую можно было легко проехать всаднику. Не о ней ли упоминало народное предание?
В давние годы у Хара-Хото сходилось много караванных дорог, здесь кипела жизнь. Раскопки подтвердили это.

Путешественников обрадовали находки: живопись по шелку, обрывки древних рукописей и книг, монеты, фрагменты статуй из красиво отшлифованного горного хрусталя. Нашлись даже пачки старинных, вероятно, первых в мире бумажных денег с иероглифами и красными печатями. Обо всем, что увидел и о многочисленных находках генерал Козлов отправил донесение в столицу. Он надеялся, что в Русском Географическом обществе ему разрешат изменить план экспедиции.

Безусловно, нужно было задержаться здесь, ведь раскопки в древнем городе были весьма поверхностными. Однако такого разрешения не последовало, и караван отправился дальше.

Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.

Двадцать пять дней шли исследователи по Алашаньской пустыне. Днем было жарко, а ночью – настолько холодно, что в чайнике замерзала вода. Хребет Алашань – это вздыбленные кручи скал, за которыми вновь потянулись сыпучие пески. Солнце накаляло их до 70 градусов, и ноги жгло даже через подошвы сапог.

В августе 1908 года караван достиг озера Кукунор. Козлов ушел подальше от лагеря и, задумавшись, долго сидел на берегу. Именно здесь тридцать пять лет назад стоял лагерь Николая Пржевальского. Как и тогда, плескались волны озера, монотонно шумел прибой. Письмо из Петербурга догнало экспедицию в оазисе Гуйдэ: «Не жалейте ни сил, ни времени, ни средств на дальнейшие раскопки Хара-Хото». Глава экспедиции был доволен, однако возвращаться в пустыню Гоби зимой не стоило, и Козлов направился в северо-восточный угол Тибетского нагорья, в таинственную страну Амдо. Там участникам экспедиции пришлось отбивать вооруженные нападения местных племен и спать, не выпуская из рук оружия. Много раз их жизни висели на волоске, и путешественники с радостью покинули эту недобрую страну, чтобы вернуться в Хара-Хото и там продолжить раскопки.

Настоящий клад открылся им в одном из субурганов, в стороне от крепости, на берегу высохшей реки. Это было множество книг, рукописей, почти три сотни живописных изображений на холсте, шелке и бумаге, искусно вытканные гобелены, бронзовые и позолоченные статуэтки божеств с необыкновенно выразительными лицами, монеты, серебряные и золотые украшения, различная утварь… Сухой климат пустыни сохранил все эти бесценные для истории сокровища. Работа прерывалась лишь в самую жару, когда о камни можно было обжечься, а неожиданно налетевшие вихри поднимали тучи пыли.

Сокровища и рукописи затерявшегося в пустыне Гоби города Хара-Хото.

Находок оказалось так много, что все их забрать с собой не было возможности. Часть сокровищ Козлов спрятал, рассчитывая забрать в другой раз. Упаковав остальное в ящики, караван направился в Россию.

…Снова попасть в Хара-Хото Петр Козлов сумел только в 1926 году, а прибыв на место, не обнаружил спрятанных им в прошлый раз вещей. Видимо, духи пустыни раздумали их отдавать. Но коллекция, вывезенная и в первую экспедицию, оказалась столь велика, что исследование ее заняло много лет. Одних только книг и рукописей было почти две тысячи! Над изучением собрания годами трудились знатоки древней письменности, монголоведы, археологи и нумизматы. Находки Козлова позволили сделать много важных заключений, расшифровать загадочные тексты. Как выяснилось, в основе древнего монгольского предания о забытом всеми царстве Си-Ся лежали вполне реальные факты истории Центральной Азии.