Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

пятница, 18 декабря 2015 г.

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?

За 200 с небольшим лет европейской колонизации на Зеленом Континенте практически не осталось «чистокровных» аборигенов, то есть тех, у кого в родословной не было бы ни одного выходца из Европы. Законы биологии неумолимы, и дефицит женщин среди иммигрантов первой волны (каторжников, ссыльнопоселенцев и их охраны) компенсировался за счет аборигенок.
 

 


В отличие от Сибири или Южной Америки, где метисы, как правило, становились полноправными членами «белого» сообщества или составляли там отдельную социальную группу, в Австралии (а также Северной Америке) большинство из них оставалось в племени матери. Их потомки, в свою очередь, унаследовали от своих европейских предков более высокую толерантность к европейским болезням и алкоголю, что давало им более высокие шансы дожить до репродуктивного возраста и произвести на свет больше детей по сравнению с теми, у кого не было европейских генов. Механизм положительной селекции и продолжавшееся сексуальное рабство привели к тому, что у выходцев из 8-ми племен, живших до прихода поселенцев на территории штата, 70% мужчин являются прямыми потомками европейцев, в основном англичан.
  А вот с остальными 30% ситуация очень любопытная. В теме о гаплогруппе А1а я уже приводил сводное дерево «коренных» линий из штата Южная Австралия. Повторю его, для удобства
 


На врезке слева внизу – фрагмент карты с проекта Ethnologue.com, где перечислены эти 8 племен. Все они говорят (или говорили в недавнем прошлом) на родственных языках, относящихся к семье пама-нюнган, разошедшейся, по оценкам лингвистов (в том числе новозеландцев Р. Грея и К. Аткинсона), около 5000 лет назад. Смотрим теперь на диаграмму и видим, как минимум, 9 далеко отстоящих линий разного возраста, не считая разрозненных гаплотипов из гаплогрупп С1 («костёнковская»), К* («усть-ишимская») и О (восточно-азиатская). Общие предки этих линий уходят на десятки тысячелетий вглубь, тогда как языки и культурные традиции племен указывают на намного более позднее время, когда они составляли одну общность.

Налицо явное противоречие с интуитивным доводом, что общества охотников-собирателей состояли из групп близких родственников, а их общие предки жили сравнительно недавно. На приведенной выше диаграмме под это определение подпадают только 3 ветви гаплогруппы С1 в верхней ее части. Все остальные имеют «возраст», сопоставимый с генеалогическими линиями Европы или Ближнего Востока, и более-менее равномерно распределены среди всех исследованных племен. На этот счет было специальное исследование австралийских популяционных генетиков. То есть в условиях изоляции от остального мира (единичные миграции носителей гаплогруппы О из Азии не в счет) в Австралии ни одна из генеалогических линий не стала доминирующей, как, например, E1b1a в Африке или O2b в Японии и Корее, и один и тот же набор гаплогрупп и ветвей «тасовался» на ее территории в течение десятков тысяч лет, сохраняя примерное равновесие.

Второй пример, еще более «чистый», – это выборка ископаемой ДНК из мезолитической стоянки Мутала в Швеции. Согласно датировкам, все исследованные образцы попадают на одно и то же время, а это подразумевает, что все эти люди принадлежали одному и тому же или родственным племенам охотников-собирателей. Если поместить данные ДНК мужчин из этого племени/племен на фрагмент дерева гаплогруппы I2 (помечено галочками), то мы наблюдаем точно такую же картину, что и у их собратьев из Австралии: Y-хромосомный предок этой группы родственников уходит на десятки тысяч лет вглубь.
 


Видимо, объяснение этой «первичной» полигаплогруппности мезолитических обществ следует искать в их эгалитарном характере и низком уровне рождаемости и детской смертности, в сравнении с неолитом. Если у земледельческих обществ процветал культ плодовитости, где идеалом для женщины считалось забеременеть сразу после рождения ребенка, а для мужчины – зачать как можно больше детей от как можно большего числа женщин, то у бродячих племен, живших в гармонии с природой, отношение к продолжению рода было более взвешенным, похожим на то, что сейчас принято в постиндустриальном обществе. Чтобы ребенок стал полноправным членом племени, надо брать не количеством, в надежде, что выживут лучшие, а качеством воспитания и заботой всех членов рода, а не одних лишь родителей. Помимо мировоззренческих, были и физиологические причины – часто рожавшая женщина рано теряла силы и становилась обузой для соплеменников, а ее муж, лишенный регулярных половых контактов на время беременности, невольно становился источником конфликтов в своем племени.

В производящих обществах, где уже существовали излишки пищи и была строгая социальная иерархия, появились механизмы подавления и компенсации конфликтов, в том числе через систему брачных отношений, дававших преимущество в продолжении рода тем, кто находился на более высокой социальной ступеньке. При такой асимметрии менее удачные генеалогические линии постепенно «вымывались», чему способствовала высокая детская смертность от болезней и недоедания, более сильно поражавших бедные семьи. В эгалитарных обществах эпохи мезолита и раннего неолита такого явного преимущества никто не имел, и у всех членов племени были примерно равные шансы произвести на свет и довести до репродуктивного возраста своих детей. Появление новых и угасание старых генеалогических линий в таких сообществах подчинялось в значительной степени законам статистики и не коррелировало столь явно с процессами этногенеза и миграциями. Далеко разошедшиеся линии как Y-, так и мито-ДНК накапливались с течением времени в пределах небольших групп, что мы и наблюдаем в этих двух примерах.

Таким образом, появление в той или иной этнической группе доминирующих генеалогических линий с относительно недавним общим предком можно считать своего рода индикатором их социального переустройства. В силу естественных причин, такая асимметрия более выражена для Y-хромосомных линий. В мито-ДНК она проявляется в меньшей степени или вообще почти незаметна.

Предвижу, что предложенную здесь модель могут назвать слишком умозрительной и не поддающейся проверке. В ее защиту могу привести наблюдения этнографов, изучавших племена охотников и собирателей. Как правило, у них в семьях редко бывает много детей, потому что забота о них ложится слишком большим грузом на все сообщество. Соответственно, и внимания они получали больше, чем в многодетных и постоянно голодных семьях первых земледельцев. В качестве естественного противозачаточного средства практикуется долгое, вплоть до 4-5 лет, кормление грудью. Многоженство у таких народов почти не встречается, а вот несколько мужей или партнеров у одной женщины – совсем не экзотика. Ныне устаревшая концепция матриархата отнюдь не на пустом месте возникла. О том, как относились люди палеолита и мезолита к своим детям, можно судить по детским захоронениям той эпохи, которые по убранству не уступают взрослым, а то и превосходят их. Дети и даже младенцы были полноправными членами племени, а не сырьем для воспроизводства себе подобных, как порой случалось в последующие времена. Отсутствие доминирующего ДНК-рода при таких условиях – это, скорее, правило, чем исключение.

Наконец, обе выборки можно считать эталонными для сообществ, живших исключительно присваивающим укладом хозяйства и никогда не имевших контактов с теми, где уже практиковался производящий уклад. Последнее обстоятельство важно, потому что почти все племена охотников-собирателей по состоянию на начало Нового Времени такие контакты имели. Они активно использовали разнообразную продукцию ремесленников, земледельцев и скотоводов для своих нужд, обменивались с ними товарами, а также перенимали часть их социальных институтов. При внешних материальных атрибутах людей эпохи мезолита эти сообщества (например, бушмены Африки или ведды Шри Ланки) сильно от них отличались в социальном плане, будучи не самодостаточными группами, а частью сложной структуры местного многоукладного общества. Такое положение не могло не сказаться на ДНК-генеалогии этих племен, структура линий мало чем отличается от живущих поблизости земледельцев и скотоводов. Свой вклад вносила и метисация, о которой речь шла в начале заметки, а также войны и болезни – неизбежные спутники столкновения разных миров.

Игорь Рожанский,
кандидат химических наук