Оригинал взят у an_poluhin в Метафизика кузнецкого волка: прошлое, настоящее и будущее
Собор Рождества Христова в Новокузнецке. Фото Юрия Лобачева
Окружающий мир полон смыслами, ценностями, вечными истинами. Каждый населенный пункт несет печать своеобразия, в том числе метафизического. Город Новокузнецк связан с волком, который был два века на его печати и который остается его метафизической матрицей.
Волк – это особое животное. В культурах разных народов он выступает в роли медиатора, то есть посредника между мирами, субъекта, который позволяет достичь трансцендентного, качественно меняющего личность вступившего с ним в контакт человека. У многочисленных народов, в том числе у славян, народов тюркского корня, с волком связан обряд инициации у юношей, которые, пройдя чреду испытаний, становились мужчинами и полноправными членами общества (неплохой обзор по теме в статье П.М. Мединского в 4 сборнике «Кузнецкой старины» и здесь). Сказка «Иван-царевич и серый волк» отражает эту реальность.
Волк – это и отчаянная борьба за существование и свою землю (сам процесс перемещения между мирами, инициация заставляют человека совершать действия, отстаивающие право на жизнь, существование), ум, рассудительность и благородство, способность к трансформации мира, это становление мужчины и формирование мужества.
Понятно, что волк – это связь с космосом. Символ Рима – волчица, вскормившая основателей этого города Ромула и Рема. Рим, зажатый между галлами, этрусками, греческими колониями и Карфагеном, очень долго отчаянно боролся за своё существование и победил, стал центром великой империи, Вечным городом.
Общение древних с Богом шло во многом через оргиастические культы, связанные с проблемой продолжения рода, плодородия. Древние храмы – это места «совокупления человека с Богом». Многие религиозные символы (крест, звезда Давида, минора, облик и символика Шивы…) и формы архитектуры (египетские и греческие колонны…) восходят к этим представлениям. В Риме подобное общение с Богом причудливо трансформировалось в сознании людей в обычную проституцию. Римская волчица дала своё имя жрицам любви. Лупанарий в Риме – это публичный дом, «происходит от лат. lupanar (lupanarium) «публичный дом», далее из lupa «волчица; блудница, проститутка», далее от lupus «волк» (восходит к праиндоевр. *wlp-/*lup-)». Русское ругательное слово с приставкой «за», видимо, от этого индоевропейского смысла. Несмотря на низкие, оргиастические формы общения римлян с трансцендентным, этот город впоследствии смог подняться на пару ступенек выше и стал одним из крупнейших центров Христианства. Безусловно, мужество волка, возможность к инициации, связь с Богом, способность через это качество изменять через себя мир, позволили ему стать тем, кем он есть.
Прародительница тюркских народов – волчица. Она позволила им мужественно, с боями пройти полмира и захватить христианский Константинополь, который, видимо, не обладал имеющимся у Рима и тюрок стержнем инициации. Волчица эта породила тюрков на Алтае, который считается родиной многих народов. Символика волка им была не чужда (автор этого текста лично нашел во время археологической экспедиции под Новокузнецком скифскую бляшку с изображением волка).
Скифский волк в круге. Ему около 2,5 тыс лет. Найден мною под Новокузнецком во время археологических раскопок.
И что же мы видим в нашей истории? Русские в начале XVII в. выходят к сакральному Алтаю. В 1618 г. основывается на далеком южном выступе Кузнецк, который получает печать и символику волка. Это роднит его с окружающей средой, наделяет его трансцендентным началом, дает волю к изменению мира. Прошел век героической борьбы Кузнецка, город постоянно осаждали с трех сторон, его, как Рим, давили енисейские кыргызы, телеуты и черные калмыки, которые испытывали к нему противоречивые чувства, подозревая его в хитрости и коварных планах (об этом свидетельствует эпос Чайзан Силиг-оол). Город чудом выстоял, а в XVIII в. сыграл решающую роль в присоединении Алтая, где кузнецкие казаки основывали многие ныне существующие города и поселки. Таким образом, на территории Кузнецка, как когда-то в древнем Риме, произошло чудо соединения Христа и мужества, инициации волка, через что произошло изменение мира. Алтай стал русским и христианским.
Печать с волком Кузнецкого уезда конца XVIII в. - начала XIX в.
Дальнейшая история города содержит примеры этой его особенности. Великий классик мировой литературы Фёдор Михайлович Достоевский после долгих метаний, каторги, службы солдатом в 1857 г. в Кузнецке впервые вступил в брак, венчался и тем самым завершил свой затянувшийся процесс инициации. Миру открылся великий писатель с яркой христианской направленностью. Требовалось огромное мужество отстаивать позиции веры в век нигилизма и безбожия. Метафизика кузнецкого волка здесь сыграла не последнюю роль.
В период Великой Отечественной воины, когда решались судьбы Земли, когда существовала угроза порабощения мира фашистским неоязычеством и человеконенавистнической идеологией, именно Сталинск/Кузнецк стал «кузницей победы», которая переломила хребет мировому злу. «Каждая третья тонна чугуна, каждая четвертая тонна стали и проката, полученные страной в эти годы, были произведены кузнецкими металлургами. Из кузнецкого металла военная промышленность смогла изготовить для фронта 100 млн. снарядов, 50 тыс. тяжелых танков и 45 тыс. боевых самолетов». Заметим, что для нас это каждый второй-третий танк и каждый второй боевой самолет.
Волк в народных преданиях олицетворяется с черной тучей, которая содержит в себе живую воду дождя, дающую силу, здоровье, красоту. Юг Кузбасса – территория исторической «Кузнецкой черни», то есть весьма влажной, непроходимой тайги. Центром этих живительных и курортных земель (Шерегеш часть этого мира), где соединяется большая часть водных потоков данной местности, является Новокузнецк. Наш город всегда отличался красотой зданий и архитектурных ансамблей (от красивейшей Одигитриевской церкви, где венчался Ф. Достоевский и которой так восхищался А. Крячков, до парадных проспектов сталинского ампира…), он крупнейший медицинской центр и город удивительной женской красоты.
В мире не так много городов с заложенными великими идеями, которые могут ковать людей с сильной личностью и менять мир. Города часто живут идеологией быта и потребительства, чем отличается соседнее Кемерово. Новокузнецк же может похвастаться ныне известными личностями, взращенными в его недрах: актер В.Л. Машков, миллиардер В.С. Лисин, политики С.И. Неверов, губернатор А.Г. Тулеев…
Нынешний мир стоит на пороге больших изменений. Предстоит борьба за существование и свои идеалы. Смогут ли птенцы града Кузнецка, сам город из глубин Алтая, этого волчьего логова, соединенные с истинной Православной церковью отстоять место России под солнцем, возродить истинный небесный центр Христианства, которым у нас всегда считался Константинополь и Иерусалим, создать новый Рим? Всё это покажет время. Ведь такому бывшему центру, как Константинополь, не хватило мужества. Истинная христианская вера и мужество вместе – несокрушимая и всепобеждающая сила!
Андрей Полухин
Собор Рождества Христова в Новокузнецке. Фото Юрия Лобачева
Окружающий мир полон смыслами, ценностями, вечными истинами. Каждый населенный пункт несет печать своеобразия, в том числе метафизического. Город Новокузнецк связан с волком, который был два века на его печати и который остается его метафизической матрицей.
Волк – это особое животное. В культурах разных народов он выступает в роли медиатора, то есть посредника между мирами, субъекта, который позволяет достичь трансцендентного, качественно меняющего личность вступившего с ним в контакт человека. У многочисленных народов, в том числе у славян, народов тюркского корня, с волком связан обряд инициации у юношей, которые, пройдя чреду испытаний, становились мужчинами и полноправными членами общества (неплохой обзор по теме в статье П.М. Мединского в 4 сборнике «Кузнецкой старины» и здесь). Сказка «Иван-царевич и серый волк» отражает эту реальность.
Волк – это и отчаянная борьба за существование и свою землю (сам процесс перемещения между мирами, инициация заставляют человека совершать действия, отстаивающие право на жизнь, существование), ум, рассудительность и благородство, способность к трансформации мира, это становление мужчины и формирование мужества.
Понятно, что волк – это связь с космосом. Символ Рима – волчица, вскормившая основателей этого города Ромула и Рема. Рим, зажатый между галлами, этрусками, греческими колониями и Карфагеном, очень долго отчаянно боролся за своё существование и победил, стал центром великой империи, Вечным городом.
Общение древних с Богом шло во многом через оргиастические культы, связанные с проблемой продолжения рода, плодородия. Древние храмы – это места «совокупления человека с Богом». Многие религиозные символы (крест, звезда Давида, минора, облик и символика Шивы…) и формы архитектуры (египетские и греческие колонны…) восходят к этим представлениям. В Риме подобное общение с Богом причудливо трансформировалось в сознании людей в обычную проституцию. Римская волчица дала своё имя жрицам любви. Лупанарий в Риме – это публичный дом, «происходит от лат. lupanar (lupanarium) «публичный дом», далее из lupa «волчица; блудница, проститутка», далее от lupus «волк» (восходит к праиндоевр. *wlp-/*lup-)». Русское ругательное слово с приставкой «за», видимо, от этого индоевропейского смысла. Несмотря на низкие, оргиастические формы общения римлян с трансцендентным, этот город впоследствии смог подняться на пару ступенек выше и стал одним из крупнейших центров Христианства. Безусловно, мужество волка, возможность к инициации, связь с Богом, способность через это качество изменять через себя мир, позволили ему стать тем, кем он есть.
Прародительница тюркских народов – волчица. Она позволила им мужественно, с боями пройти полмира и захватить христианский Константинополь, который, видимо, не обладал имеющимся у Рима и тюрок стержнем инициации. Волчица эта породила тюрков на Алтае, который считается родиной многих народов. Символика волка им была не чужда (автор этого текста лично нашел во время археологической экспедиции под Новокузнецком скифскую бляшку с изображением волка).
Скифский волк в круге. Ему около 2,5 тыс лет. Найден мною под Новокузнецком во время археологических раскопок.
И что же мы видим в нашей истории? Русские в начале XVII в. выходят к сакральному Алтаю. В 1618 г. основывается на далеком южном выступе Кузнецк, который получает печать и символику волка. Это роднит его с окружающей средой, наделяет его трансцендентным началом, дает волю к изменению мира. Прошел век героической борьбы Кузнецка, город постоянно осаждали с трех сторон, его, как Рим, давили енисейские кыргызы, телеуты и черные калмыки, которые испытывали к нему противоречивые чувства, подозревая его в хитрости и коварных планах (об этом свидетельствует эпос Чайзан Силиг-оол). Город чудом выстоял, а в XVIII в. сыграл решающую роль в присоединении Алтая, где кузнецкие казаки основывали многие ныне существующие города и поселки. Таким образом, на территории Кузнецка, как когда-то в древнем Риме, произошло чудо соединения Христа и мужества, инициации волка, через что произошло изменение мира. Алтай стал русским и христианским.
Печать с волком Кузнецкого уезда конца XVIII в. - начала XIX в.
Дальнейшая история города содержит примеры этой его особенности. Великий классик мировой литературы Фёдор Михайлович Достоевский после долгих метаний, каторги, службы солдатом в 1857 г. в Кузнецке впервые вступил в брак, венчался и тем самым завершил свой затянувшийся процесс инициации. Миру открылся великий писатель с яркой христианской направленностью. Требовалось огромное мужество отстаивать позиции веры в век нигилизма и безбожия. Метафизика кузнецкого волка здесь сыграла не последнюю роль.
В период Великой Отечественной воины, когда решались судьбы Земли, когда существовала угроза порабощения мира фашистским неоязычеством и человеконенавистнической идеологией, именно Сталинск/Кузнецк стал «кузницей победы», которая переломила хребет мировому злу. «Каждая третья тонна чугуна, каждая четвертая тонна стали и проката, полученные страной в эти годы, были произведены кузнецкими металлургами. Из кузнецкого металла военная промышленность смогла изготовить для фронта 100 млн. снарядов, 50 тыс. тяжелых танков и 45 тыс. боевых самолетов». Заметим, что для нас это каждый второй-третий танк и каждый второй боевой самолет.
Волк в народных преданиях олицетворяется с черной тучей, которая содержит в себе живую воду дождя, дающую силу, здоровье, красоту. Юг Кузбасса – территория исторической «Кузнецкой черни», то есть весьма влажной, непроходимой тайги. Центром этих живительных и курортных земель (Шерегеш часть этого мира), где соединяется большая часть водных потоков данной местности, является Новокузнецк. Наш город всегда отличался красотой зданий и архитектурных ансамблей (от красивейшей Одигитриевской церкви, где венчался Ф. Достоевский и которой так восхищался А. Крячков, до парадных проспектов сталинского ампира…), он крупнейший медицинской центр и город удивительной женской красоты.
В мире не так много городов с заложенными великими идеями, которые могут ковать людей с сильной личностью и менять мир. Города часто живут идеологией быта и потребительства, чем отличается соседнее Кемерово. Новокузнецк же может похвастаться ныне известными личностями, взращенными в его недрах: актер В.Л. Машков, миллиардер В.С. Лисин, политики С.И. Неверов, губернатор А.Г. Тулеев…
Нынешний мир стоит на пороге больших изменений. Предстоит борьба за существование и свои идеалы. Смогут ли птенцы града Кузнецка, сам город из глубин Алтая, этого волчьего логова, соединенные с истинной Православной церковью отстоять место России под солнцем, возродить истинный небесный центр Христианства, которым у нас всегда считался Константинополь и Иерусалим, создать новый Рим? Всё это покажет время. Ведь такому бывшему центру, как Константинополь, не хватило мужества. Истинная христианская вера и мужество вместе – несокрушимая и всепобеждающая сила!
Андрей Полухин