Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 22 февраля 2016 г.

Историческая демография русского народа

Как объяснить взрывной рост великорусского населения с начала XVI по конец XVIII в., то есть в промежуток времени, включавший церковный раскол, Смутное время, тяжелейшие для населения петровские реформы, непрекращавшиеся войны, неурожаи и прочие типичные для России беды и напасти? И все же за этот отнюдь не вегетарианский период численность русских увеличилась в четыре раза, с 5 до 20 млн человек! Более того, складывается впечатление, что потери не сдерживали, а стимулировали рост русской рождаемости. В течение того же времени численность населения Франции и Италии, находившихся в несравненно более благоприятных климатических (а Франция – и в политических) условиях, выросла несравненно меньше: французов – на 80%, итальянцев – на 64%. Причем Россия, Франция и Италия имели в то историческое время близкий тип воспроизводства населения.
С начала XVI в. и на протяжении почти четырех веков происходил взрывной рост численности великорусского населения. В течение первых трех столетий, по конец XVIII в., численность русских увеличилась в 4 раза, с 5 до 20 млн человек, а затем, на протяжении XIX в., еще более чем в два с половиной раза: с 20-21 до 54-55 млн человек. Любые возможные неточности в подсчетах не меняют порядка цифр. То была поистине феноменальная, беспрецедентная для тогдашнего мира демографическая динамика, тем более что речь идет не о численности населения Российской империи вообще, а только о динамике русских, взятых без украинцев (малороссов) и белорусов. Причем на старте этой демографической гонки русская позиция выглядела довольно слабой: в начале XVI в. великороссы численно уступали итальянцам более чем в два, а французам – более чем в три раза: 5 млн русских против 11 млн итальянцев и 15,5 млн французов. К началу XIX в. позиции более-менее выровнялись: 20 млн русских против 17 млн итальянцев и 28 млн французов.

Столетие спустя, в начале XX в., русские уже стали третьим по численности народом мира – 55,7 млн человек, уступая (правда, значительно) только китайцам и народам Британской Индии, зато опережая немцев (немногим более 50 млн) и японцев (44 млн человек). Общее число подданных Российской империи (129 млн человек) было почти равно численности населения трех крупнейших европейских государств – Великобритании, Германии, Франции и превышало число жителей США. При этом XIX в. вообще ознаменовался резким – со 180 до 460 млн человек – ростом населения Запада, вызвав беспрецедентную дотоле европейскую миграцию, в том числе и в колонии.

Но даже на таком фоне русские и Россия рельефно выделялись размерами абсолютного годового прироста населения. Во второй половине XIX в. естественный прирост населения в европейской России составлял 20%, в первое десятилетие XX в. – 18%. По этому показателю Россию опережал (да и то не наверняка) только Китай.
Если в 1800 г. доля великороссов составляла 54% от численности населения империи, то столетие спустя, по переписи 1897 г., она уменьшилась уже до 44,3% (17,8% составили малороссы и 4,7% белорусы). Для сравнения, этнические турки в середине XIX в. составляли лишь 40% населения Османской империи. В Габсбургской монархии немцы в начале XX в. составляли менее четверти населения (вместе с венграми – 44%; по совпадению столько же, сколько русские в Российской империи).

В.Д. Соловей. Кровь и почва русской истории. М., 2008. С. 87-88, 93-94, 113-114

На 1719 г. численность населения России может считаться выясненной: она была равна 15,5 млн. человек. На 1678 г. численность населения тоже выяснена: без Левобережной Украины, Дона и нерусского населения Сибири она составляла около 9 млн. человек.

Какова же была численность населения Левобережной Украины и Дона в конце XVII в.?

Население Дона увеличивалось главным образом путем переселения из центральных районов России. В 1719 г. оно составляло 29 024 человека мужского пола, значит, в 1678 г. было еще меньше.
На Левобережной Украине переписи населения были проведены только в 1731-1732 гг. и зарегистрировали 909 651 чел. м. п. За 1678-1719 гг. население России возросло примерно на одну треть. Население Украины за это же время должно было увеличиться быстрее, так как, кроме естественного прироста, существовало еще переселение. Но для простоты примем такой же процент увеличения. Тогда в 1678 г. на Украине было около 1,4 млн. человек обоего пола (по другим расчетам – 1,7 млн. чел.).

Общая численность населения в 1678 г. определится округленно в 10,5 млн. человек. Пойдем еще дальше – в XVI век. Будем осторожны и возьмем для второй половины XVI в. наименьшую величину (5%) естественного прироста из предложенных, а для первой половины XVII в. допустим, что прироста вообще не было. Таким образом, численность населения в конце XVI в. определяется в 7 млн. человек, а в середине XVI в. – в 6,7 млн. человек.
В 1552-1556 гг. в состав России вошли Казанское и Астраханское ханства. Численность населения этих ханств в середине XVI в. определяем в несколько сотен тысяч человек, исходя из того, что в конце XVIII в. на этой территории насчитывалось около 2 млн. человек. Эту цифру следует вычесть, и тогда общий итог на середину XVI в. составит примерно 6,5 млн. человек.

Таким образом, по нашему расчету, который, возможно, дал завышенные, но никак не заниженные цифры, численность населения России возросла с 6,5 млн. человек в середине XVI в. до 15,5 млн. человек в начале XVIII в. (условно на 1719 г.):

Середина XVI в. – 6,5
Конец XVI в. – 7,0
1646 г. – 7,0
1678 г. – 10,5
1719 г. – 15,5

Я.Е. Водарский. Население России за 400 лет (XVI – начало XX вв.). М., 1973. С. 24-27

Можно сказать, что быстрый рост населения был благом для России, так как позволил ей колонизовать огромные территории и стать великой державой с точки зрения численности населения, ресурсов, военной и экономической мощи. Без 35-кратного роста населения и 8-кратного увеличения территории за 1550-1913 годы Россия осталась бы небольшой и отсталой европейской страной, каковой она и была в действительности до XVI столетия, и никаких серьезных достижений в области литературы, искусства, науки и технологий ожидать от нее не приходилось бы, как нельзя было бы рассчитывать на высокий уровень жизни граждан.

Борис Миронов. Причины русских революций // Родина. № 6. 2009. С. 81

Т.е., по Миронову, в 1550 г. население России составляло порядка 5 миллионов человек.

Колянковский сам приводит данные, которые противоречат его тезису о якобы невыгодной для Казимира расстановке сил в Восточной Европе в 60-70-х годах [XV в.]. Он подчеркивает материальное превосходство Литвы над Московским государством, указывая, что Московская Русь в то время располагала 84 городами, а Великое княжество Литовское (без Польши) имело 190 городов (L. Kolankowski. Dzieje Wielkiego ksiestwa Litewskiego za Jagiellonow, t. I, Warszawa, 1930, str. 311).

И.Б. Греков. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV-XVI вв. М., 1963

Т.е., судя по количеству городов, в 1460-1470-х гг. население Литвы по численности превышало население Руси более чем в 2 раза.

К XVII в. крымцы до такого совершенства отработали тактику массовых облав на рабов, что ни оборонительная система Русского государства и Речи Посполитой, ни система военной самозащиты Войск Донского и Запорожского не могли полностью предотвратить угоны населения. Чтобы ограничить размеры этого бедствия, 5-6-миллионная Россия, 8-10 миллионная Речь Посполитая и 5-6-миллионный Иран, не говоря уже о подвассальных Черкессии и Молдавии, были вынуждены расходовать средства не только на оборону, но и на денежные выплаты ханству, население которого во второй половине XVII в. составляло 250-300 тыс. («Перекопская орда») и до 707 тыс. человек вместе с ногайцами и черкесами.

В.А. Артамонов. О русско-крымских отношениях конца XVII – начала XVIII вв. // Общественно-политическое развитие феодальной России. М., 1985. С. 73

Т.е., по Артамонову, в XVII в. (точнее, в его первой половине) население Речи Посполитой по численности превышало население России почти в 2 раза.

Автор подборки Aquila_Aquilonis
slavanthro.mybb3.ru