Впервые за несколько десятков лет в России предпринята попытка создать динамический тренажер для истребителя со стереоизображением внешней обстановки.
Специалисты РСК «МиГ» и казанской компании «Эйдос» — резидента «Сколково» — начали комплексную отработку процедурного тренажера дозаправки в воздухе на динамической платформе для истребителя МиГ-29.
Производство динамических тренажеров самолетов — достаточно редкая для России дисциплина: чаще всего такого рода агрегаты востребованы эксплуатантами гражданских самолетов. Самые современные тренажеры для отечественных машин Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) — SSJ100, семейства Ту-204/214 и МС-21 — сделаны на иностранной платформе. Динамическая платформа для тренажера дозаправки в воздухе реализована на отечественной элементной базе.
— Для подготовки летчиков истребительной авиации динамические тренажеры используются редко, что обусловлено высокими маневренными характеристиками самолетов, — рассказала официальный представитель корпорации «МиГ» Анастасия Кравченко. — Одна из основных целей процедурного тренажера — помочь летчику в освоении многочисленных элементов управления самолетом на базе информационно-управляющего поля кабины самолета. На современном многофункциональном истребителе, каковым является МиГ-29 поколения 4+, количество пультов управления и управляющих символов превышает 500 элементов, что по большому счету превышает возможности человека. При этом необходимо научить летчика не только управлять самолетом, но и решать тактические и боевые задачи без ущерба безопасности самолетовождения.
Из-за того что авиационные системы подвижности не позволяют воспроизвести реальные перегрузки, которые испытывает боевой самолет (у пилотов гражданских лайнеров перегрузки ниже, режимы пилотирования гораздо легче), а значит, и передать истинные ощущения во время полета, в истребительной авиации динамические тренажеры используются крайне редко, однако режим дозаправки в воздухе — это как раз тот случай, когда от летчика требуется филигранное пилотирование за лидером (самолетом-дозаправщиком), а полет проходит без больших перегрузок в условиях воздействия вихревых потоков, и именно это дает возможность применить динамическую платформу для создания реалистичности полета.
По словам Андрея Пономаренко, руководителя отделения технических средств обучения и полунатурной отработки РСК «МиГ», тренажер должен обеспечить обучение летчиков одному из наиболее сложных режимов полета — дозаправке в воздухе. Этот режим требует от летчика высокого психофизиологического напряжения и мастерства пилотирования.
— Ошибка при дозаправке может стоить потери двух самолетов, поэтому процедуру дозаправки надо постоянно и тщательно отрабатывать. И именно поэтому так много усилий и времени мы уделяем разработке процедурного тренажера, обеспечивающего тренировку данного режима, — поясняет Пономаренко.
Три года назад в сотрудничестве с Московским физико-техническим институтом, Московским авиационным институтом и компанией «Константа Дизайн» специалисты инженерного центра ОКБ Микояна создали статический тренажер со «стереодозаправкой». Изделие прошло эргономические испытания и в настоящий момент защищено патентом. Программное обеспечение системы моделирования внешней обстановки, включая изображение самолета-дозаправщика с системой обеспечения собственно самой дозаправки, позволило летчику в стереоформате ощутить реальное пространство, в котором он работает.
— Реальность будет ощущаться как абсолютная, если добавить передачу ощущения полета — система подвижности в сочетании со стереовизуализацией призвана реализовать полную иллюзию полета в режиме дозаправки в воздухе, — говорит Пономаренко.
Сегодня в Москве уже монтируются два промышленных образца нового тренажера для дозаправки. На движущуюся платформу ставят «кабину» промышленно выпускаемого действующего процедурного тренажера, нашпигованного современной авионикой и технологиями, максимально повторяющую информационно-управляющее поле кабины самолета.
— Обычно производство средств обучения для международных производителей, будь то Boeing или Airbus, в гражданской авиации связано не только с особенностями разработки, но и годами сертификации. Российскому производителю войти в этот сегмент, к сожалению, практически невозможно, — говорит основатель компании «Эйдос» Рамиль Гайнутдинов. — Зато независимая от международных концернов российская военная авиация открыта для работы с отечественными поставщиками.
По словам департамента подготовки кадров ОАК Любавы Шепелевой, в этом году корпорация оснастит учебные производства несколькими новыми тренажерами.
Сегодня около двух десятков боевых истребителей МиГ-29К и их учебной версии МиГ-29КУБ эксплуатируются на российском Военно-морском флоте, а также в ВМС Индии — на авианосце «Викрамадитья».
По словам военного эксперта Алексея Рамма, в эксплуатации «на суше» остаются порядка 60 машин МиГ-29.
— Это один полк на Миг-29CМТ в Курске, две эскадрильи в астраханском 185-м центре, эскадрилья на базе Эребуни в Армении, — рассказал Рамм. — Сейчас строят еще 14 машин МиГ-29CМТ, они заменят одну эскадрилью в 185-м центре.
Иван Чеберко, «Известия». Фото: Сергей Борисов.