Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 7 июня 2016 г.

Храм Василия Блаженного: жемчужина российского зодчества, окутанная легендами

Собор Василия Блаженного. | Фото: s.pikabu.ru.

Собор Василия Блаженного. | Фото: s.pikabu.ru.

Вот уже пять веков стоит на Красной площади удивительный по своей красоте Храм Василия Блаженного. Его называют одной из жемчужин российского зодчества, чуть ли не главным символом страны. Как и многие другие выдающиеся памятники, этот собор окутан множеством легенд, разобраться в подлинности которых уже совсем непросто.

Собор Покрова Божьей Матери на Рву. | Фото:fotoprizer.ru.

Собор Покрова Божьей Матери на Рву. | Фото:fotoprizer.ru.

У храма несколько названий. До 17 века его называли Троицким храмом, т. к. изначально на том же месте стояла деревянная церковь с таким названием. После победы над Казанским ханством Иван Грозный велел возвести новый собор. Кстати, русские войска разгромили Казань 1 октября 1552 года, а этот день считался праздником Покрова Божьей Матери. Именно поэтому официальное название сооружения – Собор Покрова Божьей Матери на Рву.
Храм Василия Блаженного. Внутреннее убранство. | Фото:eduvluki.ru.

Храм Василия Блаженного. Внутреннее убранство. | Фото:eduvluki.ru.

Поначалу в храме не проводили службы и даже не отапливали. Он был большей частью мемориальным сооружением. В 1588 году в собор привезли мощи Василия Блаженного. После этого была пристроена церковь, получившая имя Святого. Там стали проводить службы. После этого народная молва окрестила весь собор по названию церкви.
Московский чудотворец Блаженный Василий. В. Ю. Графов, 2006. | Фото: портал1.рф.

Московский чудотворец Блаженный Василий. В. Ю. Графов, 2006. | Фото: портал1.рф.

Согласно легенде, сбором средств на возведение храма занимался Василий Блаженный. Ежедневно юродивый приходил на Красную площадь и бросал монету через плечо. Никто не смел прикоснуться к деньгам. А когда средств было достаточно, то Василий Блаженный передал их царю.

Если обратиться к житиям Святого, то дата его смерти – 2 августа 1552 года. А первый камень собора был заложен только в 1555 году, после похода на Казань. Василия Блаженного тогда уже не было в живых.
Храм Василия Блаженного. К. Рабус. | Фото:liveinternet.ru.

Храм Василия Блаженного. К. Рабус. | Фото:liveinternet.ru.

Многим со школьной скамьи известна легенда о зодчих Храма Василия Блаженного – Барме и Постнике. Иван Грозный был настолько поражен красотой храма, что приказал лишить мастеров зрения, чтобы они не смогли построить ничего краше. Официальных упоминаний того времени об архитекторах собора нет. Имена Постника и Бармы появляются в летописях только 16-17 вв. Одни ученые склоняются к версии, что зодчий был один – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Другие утверждают, что архитектор был из Западной Европы.
Храм Василия Блаженного. | Фото: moiarussia.ru.

Храм Василия Блаженного. | Фото: moiarussia.ru.

Вплоть до 1957 года считалось, что окончание строительства храма датировалось 1560-м годом. Но во время реставрации под слоями росписи была найдена храмозданная надпись – 12 июня 1561 года по новому стилю.

Еще одна легенда, связанная с собором, гласит, что в темных подвалах Покровского храма спрятана библиотека Ивана Грозного. Вот только это не может быть правдой, т. к. собор создавался на насыпном холме, поэтому ни о каких подземельях не может идти речи.
Храм Василия Блаженного. | Фото: moiarussia.ru.

Храм Василия Блаженного. | Фото: moiarussia.ru.

Собор Василия Блаженного пытались уничтожить несколько раз. После того, как Наполеон Бонапарт взял Москву, он отдал приказ взорвать храм. По легенде москвичи стали молиться, и произошло чудо: начавшийся дождь загасил фитили.

Нет документальных подтверждений еще одному распространенному мифу. В 1930х гг. советская власть активно перестраивала Москву. Ответственным архитектором и реставратором столицы был Петр Барановский. В 1936 году власти приняли решение снести собор Василия Блаженного, т. к. он мешал автомобильному движению. Барановский был категорически против этого, и даже послал телеграмму в Кремль с угрозами: если взорвут храм, то только вместе с ним. Правда это или нет, но Собор Покрова Божьей Матери на Рву так и остался украшать Красную площадь.
Храм Василия Блаженного. | Фото:img-fotki.yandex.ru.

Храм Василия Блаженного. | Фото:img-fotki.yandex.ru.

Как уже отмечалось, большинство выдающихся архитектурных памятников имеют свои легенды.

http://www.kulturologia.ru/blogs/090416/29097/