Фото: Roland Weihrauch / dpa / Globallookpress.com
Ранние исследования ДНК, извлеченной из останков Homo neanderthalensis, показали, что евразийские гоминиды были более родственными друг другу и менее генетически разнообразными, чем современные люди. На протяжении тысяч лет численность неандертальцев оставалась небольшой, и спаривание между родственниками было обычным явлением.
Около 50-100 тысяч лет назад на территорию обитания неандертальцев пришли Homo sapiens, которые смешивались с местными гоминидами. Сегодня люди, живущие на северных территориях, несут в себе небольшую часть неандертальской ДНК (примерно два процента), которая размещена в определенных местах человеческого генома. Ее сохранение в Homo sapiens могло быть результатом естественного отбора, который оставлял нейтральные и положительные мутации и вычищал геном от вредных. Однако у самих неандертальцев из-за малочисленности их популяции большую роль играл не естественный отбор, а случайные события, приводящие к сохранению слабых вредных мутаций.
Исследователи использовали компьютерные программы для моделирования накоплений мутаций в процессе эволюции неандертальцев и оценили их количество, которое унаследовали люди. Согласно результатам анализа, совокупный эффект от слабых вредных изменений в ДНК приводил к потере репродуктивности Homo neanderthalensis на 40 процентов.
Хотя большинство вредных мутаций было утеряно в процессе естественного отбора, небольшая часть, вероятно, сохранилась у современных Homo sapiens. По оценкам генетиков, люди неафриканского происхождения на один процент менее репродуктивны из-за неандертальского наследия.
Ученые полагают, что их работа помогает разработать меры по спасению вырождающихся малочисленных групп населения, в которых остро стоят проблемы инбридинга (близкородственного скрещивания), низкого генетического разнообразия и накопления вред
ных мутаций. Одним из способов их решения может быть скрещивание с другими группами населения.