Originally posted by nanonews_2011 at Ученые Самарского университета создают стратосферный беспилотник
© РИА Новости. Министерство обороны РФ
© РИА Новости. Министерство обороны РФ
Летательные
аппараты, способные обеспечивать сотовой связью крупные города в
качестве зависшей антенны, могут со временем взять на себя часть функций
искусственных спутников Земли.
МОСКВА, 1 июн – РИА Новости. Ученые
Самарского национального исследовательского университета приступили
к разработке многоцелевого атмосферного псевдоспутника (АПС) –
беспилотного летательного аппарата, который на высоте около 20 км
от Земли сможет длительно решать комплекс научных и практических задач.
Проект реализуется на базе университетского Института авиационной техники в рамках развития стратегической академической единицы "Аэрокосмическая техника и технологии", которая является одной из трех базовых "точек роста" конкурентоспособности Самарского университета на мировой научно-образовательной арене. В качестве соисполнителей проекта выступает Самарский аэрокосмический кластер, планируется участие Московского авиационного института и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, в качестве партнеров – РКЦ "Прогресс", "Компания "Сухой" и "ЭМЗ имени В.М. Мясищева".
Проект реализуется на базе университетского Института авиационной техники в рамках развития стратегической академической единицы "Аэрокосмическая техника и технологии", которая является одной из трех базовых "точек роста" конкурентоспособности Самарского университета на мировой научно-образовательной арене. В качестве соисполнителей проекта выступает Самарский аэрокосмический кластер, планируется участие Московского авиационного института и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, в качестве партнеров – РКЦ "Прогресс", "Компания "Сухой" и "ЭМЗ имени В.М. Мясищева".
В
ближайшие два года ученым Самарского университета вместе с коллегами
из Самары, Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга предстоит
создать летательный аппарат, который возьмет на себя часть функций
искусственных спутников Земли (ИСЗ). В задачи этого АПС будет входить
проведение мониторинга атмосферы, дистанционное зондирование Земли,
метеонаблюдение, а также обеспечение сотовой связью в мегаполисах
в качестве зависшей антенны. Дело в том, что в силу сравнительно малой
скорости – около 70 км/час – атмосферный псевдоспутник может практически
"зависнуть" над областью наблюдения. При этом из-за меньшего расстояния
до Земли на атмосферном псевдоспутнике достижимы аналогичные ИСЗ
потребительские характеристики целевой аппаратуры при ее меньшей массе
и стоимости. Кроме того, АПС обладает свободой маневра и может
перемещаться в зоны наибольшего интереса. Его взлет и посадка может
осуществляться с аэродромов, что делает вывод АПС на рабочую высоту
значительно дешевле запуска космических спутников.
Сейчас ученые Института авиационной техники Самарского университета определяют базовые характеристики нового летательного аппарата и его общую компоновку. "Основной вопрос – на какой высоте летать? Режим высоты магистральных самолетов не подходит, так как энергетически экономный самолет с небольшой скоростью должен быть устойчивым в полете. Оптимальная высота около 20 км – на данной высоте нет ветров, что и дает устойчивость", – поясняет заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского университета Валерий Комаров.
Ожидается, что новый российский АПС будет оснащен электромоторами, которые будут получать питание от аккумуляторов и солнечных батарей, выполняющих функции преобразователя солнечной энергии. Конструкция аппарата будет выполнена, в основном, из композитных материалов. Конструкторские и технологические решения, которые будут заложены в этот АПС, особенно в части определения максимального КПД на различных высотах солнечных батарей, предварительно "обкатаются" на уже созданных в Самарском университете беспилотных летательных аппаратах. Одним из испытательных полигонов для нового аппарата станет полуостров Крым, обладающий нужной широтой и солнечной активностью.
Создание нового российского стратегического беспилотника является серьезным вызовом для научно-исследовательского коллектива Самарского национального исследовательского университета. Поэтому к реализации этого проекта подключены четыре университетских института (авиационной техники, ракетно-космической техники, электроники и приборостроения, двигателей и энергетических установок), различные специализированные кафедры и научно-технические центры, совместная российско-словенская лаборатория "Композиционные материалы и конструкции", а также научно-исследовательская лаборатория "Сложные адаптивные аэрокосмические системы" под научным руководством профессора Георгия Ржевского (Великобритания). "Формирование научного кластера по данной теме позволит университету вести элитарную подготовку специалистов в области аэрокосмических наук через прорывные исследования", – отмечает директор Института авиационной техники Валерий Еленев.
Разработка концепции и основных научно-технических решений по созданию атмосферных псевдоспутников позволит Самарскому университету выйти в лидеры мирового научно-образовательного сообщества в области проектирования и производства длительно летающих высотных беспилотных аппаратов.
Сейчас ученые Института авиационной техники Самарского университета определяют базовые характеристики нового летательного аппарата и его общую компоновку. "Основной вопрос – на какой высоте летать? Режим высоты магистральных самолетов не подходит, так как энергетически экономный самолет с небольшой скоростью должен быть устойчивым в полете. Оптимальная высота около 20 км – на данной высоте нет ветров, что и дает устойчивость", – поясняет заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов Самарского университета Валерий Комаров.
Ожидается, что новый российский АПС будет оснащен электромоторами, которые будут получать питание от аккумуляторов и солнечных батарей, выполняющих функции преобразователя солнечной энергии. Конструкция аппарата будет выполнена, в основном, из композитных материалов. Конструкторские и технологические решения, которые будут заложены в этот АПС, особенно в части определения максимального КПД на различных высотах солнечных батарей, предварительно "обкатаются" на уже созданных в Самарском университете беспилотных летательных аппаратах. Одним из испытательных полигонов для нового аппарата станет полуостров Крым, обладающий нужной широтой и солнечной активностью.
Создание нового российского стратегического беспилотника является серьезным вызовом для научно-исследовательского коллектива Самарского национального исследовательского университета. Поэтому к реализации этого проекта подключены четыре университетских института (авиационной техники, ракетно-космической техники, электроники и приборостроения, двигателей и энергетических установок), различные специализированные кафедры и научно-технические центры, совместная российско-словенская лаборатория "Композиционные материалы и конструкции", а также научно-исследовательская лаборатория "Сложные адаптивные аэрокосмические системы" под научным руководством профессора Георгия Ржевского (Великобритания). "Формирование научного кластера по данной теме позволит университету вести элитарную подготовку специалистов в области аэрокосмических наук через прорывные исследования", – отмечает директор Института авиационной техники Валерий Еленев.
Разработка концепции и основных научно-технических решений по созданию атмосферных псевдоспутников позволит Самарскому университету выйти в лидеры мирового научно-образовательного сообщества в области проектирования и производства длительно летающих высотных беспилотных аппаратов.