Темы

C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови ДНК Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России Наши Города Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология РАСОЛОГИЯ РНК Разное Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь США Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония генетика интеллект научные открытия неандерталeц

Поиск по этому блогу

понедельник, 29 августа 2016 г.

Мифы советской системы образования

Originally posted by arguendi at Мифы советской системы образования
Продолжаем самый важный разговор для русских сегодня - разговор об образовании. О том КАК и ЧЕМУ будут учиться наши дети.

Чтобы этот разговор вести плодотворно, для начала нужно избавиться от некоторых иллюзий. Чем мы и займемся.

Хороший коммент мне оставили к предыдущему тексту по данной теме:

"Научные кадры, выведшие СССР на мировой уровень в науке и технике, были воспитаны или в царской России, либо преподавателями из царской России, вот хороший пост на эту тему http://germanych.livejournal.com/191934.html. Когда это поколение сменилось, СССР 70-х и 80-х годов начинало все более отставать от запада в области науки и техники, тут никаких секретов особо нет. СССР оставил от себя выжженное поле в области гуманитарного мышления, старые традиции он уничтожил, а свои собственные оказались полностью нестостоятельными. В таких условиях формирование новых традиций займет довольно долгое время, наше общество постоянно мечется туда-сюда, поскольку совковая инерция не позволяет напрямую обратиться к дореволюционному или вообще национальному опыту, и додумать и переосмыслить как его, так и этот совковый опыт. Ну и то, что у многих людей и сейчас совок очень прочно сидит в головах, довольно очевидно".

А теперь почитайте замечательный пост уважаемого germanych. Несколько цитат оттуда:

"Если посмотреть на СССР, скажем, 50-х годов, в самом деле всё было очень шоколадно. СССР в самом деле имел изрядное количество учёных с мировым именем. В 50-х годах, да ещё и в 60-х, любой уважающий себя учёный, желавший быть в курсе всего самого передового в науке, помимо английского обязательно изучал и русский язык. Русский наравне с английским был языком международных научных симпозиумов".

***

"Интересна характеристика, которую дал Ландау военному прокурору 15 августа 1956, когда готовилась реабилитация Шубникова: «Лев Васильевич Шубников, несомненно, был один из крупнейших физиков, работавших в области низких температур не только у нас в Союзе, но и в мировом масштабе. Многие его работы до настоящего времени являются классическими. Говорить о его вредительской деятельности в области физики низких температур совершенно абсурдно, учитывая, что он как раз являлся одним из создателей этой области у нас. Его горячий патриотизм подчеркивается тем, что он добровольно бросил работу в Голландии для работы на Родине. Ущерб, нанесённый отечественной науке безвременной гибелью Л.В.Шубникова трудно переоценить». Ну это к слову о том, как рачительно при товарище Сталине заботились о развитии науки – шлёпнули создателя физики низких температур и все дела".

***

"Каждый желающий может поинтересоваться биографиями подписантов «письма трёхсот» – письма большой группы советских учёных, которое было направлено 11 октября 1955 года в Президиум ЦК КПСС. В письме описывалось мрачное положение в советской биологии к середине 1950-х годов. Просто любопытства ради поглядите когда родились и какое получали начальное образование все эти учёные и академики, двигавшие советскую науку в 50-х годах, то есть в период наибольшего расцвета т.н. «советской науки»... Итак, наглядно можно удостовериться, что все те громкие имена, которые всякий раз приводят в пример советские патриоты, когда хотят продемонстрировать мощь советской науки и техники, начальное и среднее, да и высшее образование как правило получили до революции, а если кто-то высшее получал уже после революции (как правило в 20-х годах), то обучали их старорежимные, в царские времена воспитанные, профессора.

О чём это говорит? Это говорит, как минимум, что утверждение о том, что без советской власти Россия почему-то стала бы отсталой безграмотной страной, без своей науки и техники, мягко говоря, высосано из пальца. Ибо совершенно непонятно, с какой бы это стати, например, Жуковский, который совершил ряд открытий ещё до революции, вдруг прекратил бы свою научную деятельность, если бы большевики не оказались у власти. Почему это Ландау без помощи большевиков не смог бы стать выдающимся физиком, а Туполев никак не смог бы реализовать свой талант и свои, полученные ещё при царе, знания? Зато совершенно очевидно, что именно получила отечественная наука благодаря большевикам: это красноречиво показывает пример хотя бы расстрелянного в 1937 году физика с мировым именем Шубникова".

***

"...Я кратко показал на примере воистину выдающихся личностей, что система начального и среднего образования в царской России хотя и не была всеобщей, но, тем не менее, была очень сильной и дала целую плеяду великих учёных и конструкторов, чей потенциал в полную мощь реализовался в зрелые годы. То, что их зрелые годы совпали в эпохой власти большевизма – есть не более, чем грустная случайность. Но их талант и заложенные в детстве и юности знания были бы всё равно реализованы в середине XX века при любом строе. Строго говоря можно сказать, что учёные творили не благодаря, а вопреки советской системе (примеры Ландау, Капицы, Королёва, Туполева и др.), то есть помимо собственно научной деятельности должны были ещё опасаться за свою жизнь и свободу, лавировать в омуте партийных съездов и т.д.

Если следовать логике советских патриотов о том, что советская система образования была лучшей, чем при царе, то тогда те люди, которые ни в какой царской гимназии не обучались, а обучались в советских школах, или кто обучался в ВУЗах не у бывших царских профессоров, а у самых то ни на есть советских, должны показать не меньшие, а, пожалуй, даже большие результаты, чем те люди, которых я перечислил выше. То есть люди, рождённые в каких-нибудь советских 50-х годах (апофеоз «советской» науки), отучившиеся в 60-х в советских средних школах и получившие высшее образование в советских ВУЗах в 70-х, должны были бы показать всему миру нечто новое неординарное. Ну и где эти новые Курчатовы, Келдыши, Капицы, Ландау, Туполевы, Королёвы, Лебедевы, Ершовы? Нету их почему-то.

То есть на самом деле любой непредвзятый человек может увидеть, что взрыв научной и конструкторской мысли в СССР базировался на людях, основу своего образования получивших в царское время или, во всяком случае, обучавшимся у царских специалистов. Их дело продолжали их ученики, но по мере ухода из жизни первых и вторых, т.н. «советская наука и техника» становятся всё более и более унылой. В 80-е года XX века и советская наука, и советская конструкторская мысль уже мало кого поражает и плеядами имён мирового уровня похвастаться не может. То есть советская система обучения по любому показала себя более ущербной, чем система обучения «лапотной» царской России. Академиков-то в 80-е было как кур нерезаных, но вот только чем обогатили науку эти академики – вопрос открытый.

Наука не бывает советской или капиталистической, или царской. Наука – это мысль, идея и беспрепятственный обмен этими идеями. Поэтому до 1917 года российская наука была полноценной составляющей европейской науки. Например, Попов и Маркони были составной частью единой науки, пусть и с национальным колоритом. А когда большевики решили создать какую-то отдельную «советскую науку», то первоначально показалось, что опыт удался, поскольку во имя развития военных отраслей большевики в самом деле вложили очень много средств в научно-техническое развитие некоторых отраслей (в ущерб многим другим). Однако изолированность «советской науки» неминуемо вела к регрессу и застою, явным красноречивым свидетельством чего явился факт исчезновения русского языка, как второго обязательного языка для учёных мира на международных симпозиумах. И это случилось уже в 70-е годы XX века. Мировая наука перестала говорить на русском языке, поскольку ничего интересного уже от «советской науки» не ожидала. Времена воспитанных в царских гимназиях Иоффе, Ландау и Курчатовых закончились, когда начались времена рядовых «советских учёных», взращённых в советской системе образования".
_________________

Друзья, наша цель - не ЕГЭ злополучный отменить! ЕГЭ может и не надо отменять вовсе, пусть остается в качестве одного из элементов проверки знаний. Наша задача куда масштабнее и серьезнее - сделать выбор в пользу самой системы образования. Выбрать те принципы и подходы, на которых будет строиться весь образовательный процесс.

Что вы можете сказать по этому поводу? Ничего. Впрочем, как и по всем иным поводам.

Сегодня русское общество ничего не может сказать. У него нет мнения. А в истории России еще не было периода, когда бы русское общество было настолько тупым и необразованным. Я не говорю про массы в целом, с ними все давно понятно - уровень дикарей и варваров. Я говорю об интеллигенции - более тупой и никчемной НАЦИОНАЛЬНОЙ интеллигенции у русских еще не было. Единицы что-то понимают. Единицы способны всерьез рассуждать о серьезных вопросах. 99% - поверхностно образованные выскочки, суть образования которых - чтение чьих-то постов в интернете.

Поэтому мы ничего не можем внятного и толкового сказать по теме образования. Хватает только пискнуть что-то дежурное про плохой ЕГЭ, ну и плесень еще надрывно мечтает о "самой лучшей в мире системе советского образования". На этом интеллектуальная работа русского общества по важнейшему вопросу своего бытия заканчивается.

Зато это дает шанс настоящим русским националистам основательно изучить вопрос и выйти на власть и широкое народное обсуждение с собственной концепцией тщательно продуманной и проработанной реформы. Не вешать нос, гардемарины!