Историк Валери Хансен о культурном обмене, истории Шелкового пути и документах, по которым мы его изучаем
Шелковый путь —
это широкий термин, употребляемый для обозначения основных торговых
направлений в Средней Азии. Их географическое положение не раз менялось.
В 1877 году, когда географ Фердинанд фон Рихтгофен сформулировал термин
«Шелковый путь», он имел в виду прежде всего торговый путь из Рима в
Китай.
Сегодня же мы используем этот термин для обозначения всех направлений Евразии, по которым шла торговля Китая с Западом.
После V века, периода крупных политических изменений, Шелковый путь стал связывать Китай с иранскими народами, особенно с жителями Самарканда, центра Согдианы. В ранний период правления династии Тан (618–907 гг.), или до 755 года, китайская армия размещала свои батальоны на территории современного Синьцзяна, и солдаты покупали различные товары, также участвуя в обогащении региона. В этот период путь проходил между городом Чанъань, столицей владений Тан, и Самаркандом. Его северная часть с севера обходила Такла-Макан, а южная шла по южным пустыням.
Еще один путь шел через луга несколько сотен километров севернее и соединял столицу Монгольской империи Каракорум с западными направлениями, с Черным и Каспийским морями через территории Сибири. Эта часть пути использовалась в 1200–1300 годах. Морской шелковый путь, соединявший Китай с Юго-Восточной Азией, Индией и исламскими государствами, использовался начиная с 400 до 1500 года, когда основные морские направления переместились в Европу.
Во всех государствах Центральной Азии и соседствующих с ними велись записи о Шелковом пути, наиболее известные из которых — китайские. Для реконструкции истории государств-оазисов этого региона очень важны, например, записи истории китайских династий. Также имеются свидетельства на греческом, латинском, арабском и персидском языках.
Многие документы были получены в раскопках в Центральной Азии начиная с 1890 года, когда был открыт манускрипт Бауэра, написанный на санскрите. Новые документы приходят и сегодня (например, многие документы, написанные на хотанском и описывающие быт Хотана — оазиса к востоку от Кашгара в Синьцзяне). Это языки центральноазиатского языкового союза, многие из которых мертвые и известны только небольшой группе ученых. Интересно, что большинство из раскопанных документов представляют собой переработанный материал. Люди, которые жили в области Шелкового пути, не уничтожали, а собирали и повторно использовали бумагу. Часто использованная бумага шла на изготовление подошв для бумажной обуви, фигурок из папье-маше и других объектов, которые помещались в захоронения для сопровождения умерших в их загробной жизни.
Когда археологи подвергли эти артефакты паровой обработке, слои бумаги отделились, и обнаружились спрятанные надписи. С невероятным удивлением ученые открывали записи о повседневной жизни: о ценах на ткань, об имущественных спорах, о врачебных рекомендациях и о стоимости рабыни в конкретный рыночный день тысячу лет назад. К тому же сухой климат пустыни Такла-Макан способствует сохранению различных археологических артефактов. Это существенно приумножает наши знания о людском быте: о том, что жившие в то время люди ели, какие ткани они ткали и как строили свои дома.
Шелк не являлся самым важным из товаров. Бумага, изобретенная в Китае в II веке до нашей эры, гораздо больше ценилась в Европе и исламских странах, тогда как металл, специи и стекло были товарами той же категории, что и шелк. Одним из самых распространенных товаров был хлорид аммония, его использовали для разных целей: для размягчения кожи, для охлаждения металла, а также для покраски тканей. Хлорид аммония в больших количествах приходил с территорий нынешнего Узбекистана.
Ключевая роль в торговле на Шелковом пути отводилась правителям династии Тан, которые посылали по пути тысячи рулонов шелка в качестве платы за услуги своих военных. Шелк было легче транспортировать на северо-запад, чем монеты, из-за его легкого веса. К тому же правительство само часто испытывало нехватку монет. Когда солдаты получали свое жалование, они тратили деньги на рынках, тем самым также внося свой вклад в экономику региона. Именно правительственные расходы, а не частная торговля были главным экономическим ресурсом Шелкового пути. В действительности частная торговля была нерегулярной и велась в относительно небольшом объеме, чего нельзя сказать об этих крупных государственных поставках.
Основную массу людских передвижений по Шелковому пути составляли беженцы. Как китайские беженцы перемещались на Запад, так же и люди из Самарканда, Индии и других стран в Китай. После того как эмигранты добирались до Китая, они начинали заниматься разнообразной деятельностью. Например, в начале IV века женщина, оставленная мужем, стала заниматься овцеводством со своей дочерью. Бывшие жители Согдианы, прибывавшие в Китай, занимались разнообразной деятельностью: земледелием, ремеслом, ветеринарией или военной службой.
Эмигранты способствовали технологическому обогащению региона,
привозя и развивая свое ремесло. Волны переселенцев, спасающихся от войн
или политических конфликтов в своем регионе, шли как на Восток, так и
на Запад. Технологии по производству бумаги и шелка распространялись на
Запад из Китая, тогда как, например, производство стекла пришло в Китай с
Запада.
Правители отправляли своих представителей для дипломатических визитов. Эти представители часто везли с собой дары, обычно небольшие по весу и размеру. Назад посланники возвращались с разнообразной информацией о государственном устройстве и быте соседних земель — это была почти что шпионская система. Бродячие артисты также путешествовали по пути, принося с собой типичные для своего региона орнаменты и рисунки. Помимо переселенцев и дипломатов, чьи маршруты проходили по пути, художники, ремесленники и разбойники также были в числе путешественников. Иногда они попутно занимались торговлей с целью покрытия дорожных затрат, хотя торговля и не являлась их главной целью.
С появлением ислама ситуация резко меняется. В Хотане ислам стал господствующей религией около 1006 года, и с этого времени начинаются разграбления буддийских монастырей и храмов войсками. Только через несколько веков регион Синьцзян стал исламским, но в конечном итоге Центральная Азия в целом становится исламским регионом между 1000 и 1500 годами. Практически все местные правители приняли ислам, и их подданные также были обязаны это сделать.
Можно обнаружить постоянное обращение к закону в разрушенной войной Ние в III–IV веках, когда многие семьи были вынуждены отдавать своих детей на усыновление. В случае если они платили деньги (так называемые «деньги на молоко») принимающей семье, к ребенку должны были впредь относиться как к члену семьи. Если они не могли заплатить этой так называемой платы за молоко, тогда ребенок фактически приравнивался к рабу в новой семье. И в связи с этим очень часто родители усыновленных детей обращались к местному правителю с просьбой удостовериться в том, что с их ребенком обходятся должным образом. Эти документы написаны на языке, близком к санскриту, и отражают правовую традицию, имевшую место в Индии.
Когда армии династии Тан завоевали Турфан в 640 году, местный правовой кодекс претерпел значительные изменения. Из раскопанных документов известно, что жители Турфана верили, что загробный суд происходит в точной аналогии с земным. Например, один чиновник низкого ранга был захоронен вместе с четырнадцатью долговыми контрактами, по которым должники не выплатили ему деньги (поскольку, если бы ему вернули эти долги, он должен был порвать эти бумаги). Люди возносили молитвы к своим загробным судьям с просьбами позаботиться о справедливом суде над только что умершим родственником или удостовериться в том, что суд был справедливым.
Из документов, написанных на согдийском языке — самом значимом языке Шелкового пути, сохранилось только около сотни документов. Самое большое собрание документов, найденное на Калаи-муг, на территории современного Таджикистана, включает подробный брачный контракт, который предполагал, что молодая пара — при этом не только мужчина, но и, как ни странно, женщина — могла подать на развод с последующим разделом имущества.
Столь уважительное отношение к закону жителей областей, где проходил Шелковый путь, помогало представителям разных культур, религий и языков регулировать общий быт и сожительство.
Одна из главных идей этой инициативы заключается в соединении пяти постсоветских стран — Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии и Таджикистана — до тех пор, пока Министерство иностранных дел Китая не отклонило проект. Само министерство заявило, что новый Шелковый путь должен быть доступен для любого государства, готового принимать инвестиции Китая в свою инфраструктуру. В частности, Венгрия была первой европейской страной, подписавшей соглашение с Китаем 7 июня 2015 года. Польша была также приглашена к сотрудничеству, следствием которого явилось строительство железной дороги, соединившей Варшаву с городом Чэнду в провинции Сычуань.
То, что нам доподлинно известно на сегодняшний день, — это то, что любая страна — участник этой масштабной инициативы по преобразованию инфраструктуры региона получит беспрецедентное инвестирование со стороны Китая и, вероятнее всего, реальные экономические преимущества. Официальные китайские сообщения подчеркивают позитивное значение Шелкового пути: считается, что история Шелкового пути была мирной и что она не знала войн, завоеваний и империализма. Китай также говорит об этой инициативе как о «счастливой», «мирной» и к тому же вполне соответствующей принципу win-win (двойного выигрыша).
Но есть и причины для скепсиса. Когда Китай инвестирует средства (на данный момент их объем оценивается в 40 миллиардов только в одном Пакистане), есть вероятность, что речь идет о чем-то большем, чем просто «счастливый» или «мирный» сценарий.
Сегодня же мы используем этот термин для обозначения всех направлений Евразии, по которым шла торговля Китая с Западом.
Путь через тысячелетия
С момента первого упоминания в источниках (а известно, что путь существовал и до этого), то есть около 1200 лет до нашей эры, шла торговля нефритом из оазисов Хотана (Восточный Синьцзян) в места захоронений правителей династии Шан в Аньяне (провинция Хэнань). Во время правления династии Хан (206 год до н. э. — 220 год н. э.), а также на протяжении III–IV веков самым важным торговым направлением был путь из Китая в Индию. Именно в этот период буддизм первый раз пришел в Китай.После V века, периода крупных политических изменений, Шелковый путь стал связывать Китай с иранскими народами, особенно с жителями Самарканда, центра Согдианы. В ранний период правления династии Тан (618–907 гг.), или до 755 года, китайская армия размещала свои батальоны на территории современного Синьцзяна, и солдаты покупали различные товары, также участвуя в обогащении региона. В этот период путь проходил между городом Чанъань, столицей владений Тан, и Самаркандом. Его северная часть с севера обходила Такла-Макан, а южная шла по южным пустыням.
Еще один путь шел через луга несколько сотен километров севернее и соединял столицу Монгольской империи Каракорум с западными направлениями, с Черным и Каспийским морями через территории Сибири. Эта часть пути использовалась в 1200–1300 годах. Морской шелковый путь, соединявший Китай с Юго-Восточной Азией, Индией и исламскими государствами, использовался начиная с 400 до 1500 года, когда основные морские направления переместились в Европу.
Изучая Шелковый путь
Когда мы задаемся вопросом, откуда мы получили наши знания о Шелковом пути, имеет смысл обратиться к периоду между 200 и 1400 годами, когда путь использовался наиболее активно. Источники можно разделить на три группы: сохранившиеся текстовые источники, документы, полученные из раскопок, и археологические артефакты.Во всех государствах Центральной Азии и соседствующих с ними велись записи о Шелковом пути, наиболее известные из которых — китайские. Для реконструкции истории государств-оазисов этого региона очень важны, например, записи истории китайских династий. Также имеются свидетельства на греческом, латинском, арабском и персидском языках.
Многие документы были получены в раскопках в Центральной Азии начиная с 1890 года, когда был открыт манускрипт Бауэра, написанный на санскрите. Новые документы приходят и сегодня (например, многие документы, написанные на хотанском и описывающие быт Хотана — оазиса к востоку от Кашгара в Синьцзяне). Это языки центральноазиатского языкового союза, многие из которых мертвые и известны только небольшой группе ученых. Интересно, что большинство из раскопанных документов представляют собой переработанный материал. Люди, которые жили в области Шелкового пути, не уничтожали, а собирали и повторно использовали бумагу. Часто использованная бумага шла на изготовление подошв для бумажной обуви, фигурок из папье-маше и других объектов, которые помещались в захоронения для сопровождения умерших в их загробной жизни.
Когда археологи подвергли эти артефакты паровой обработке, слои бумаги отделились, и обнаружились спрятанные надписи. С невероятным удивлением ученые открывали записи о повседневной жизни: о ценах на ткань, об имущественных спорах, о врачебных рекомендациях и о стоимости рабыни в конкретный рыночный день тысячу лет назад. К тому же сухой климат пустыни Такла-Макан способствует сохранению различных археологических артефактов. Это существенно приумножает наши знания о людском быте: о том, что жившие в то время люди ели, какие ткани они ткали и как строили свои дома.
Торговля по Шелковому пути
Основная торговля по Шелковому пути совершалась как неорганизованный обмен товаров местного производства. Один из сохранившихся торговых списков из Турфана 743 года нашей эры перечисляет в качестве товаров овощи, животных и ткани. Одним из товаров, приходящих издалека, были отделанные латунью высококачественные сабли, продававшиеся вместе с более дешевыми ложами местного производства.Шелк не являлся самым важным из товаров. Бумага, изобретенная в Китае в II веке до нашей эры, гораздо больше ценилась в Европе и исламских странах, тогда как металл, специи и стекло были товарами той же категории, что и шелк. Одним из самых распространенных товаров был хлорид аммония, его использовали для разных целей: для размягчения кожи, для охлаждения металла, а также для покраски тканей. Хлорид аммония в больших количествах приходил с территорий нынешнего Узбекистана.
Ключевая роль в торговле на Шелковом пути отводилась правителям династии Тан, которые посылали по пути тысячи рулонов шелка в качестве платы за услуги своих военных. Шелк было легче транспортировать на северо-запад, чем монеты, из-за его легкого веса. К тому же правительство само часто испытывало нехватку монет. Когда солдаты получали свое жалование, они тратили деньги на рынках, тем самым также внося свой вклад в экономику региона. Именно правительственные расходы, а не частная торговля были главным экономическим ресурсом Шелкового пути. В действительности частная торговля была нерегулярной и велась в относительно небольшом объеме, чего нельзя сказать об этих крупных государственных поставках.
Миграция и культурный обмен
Во время правления династии Тан уровень миграции в Китай был довольно высоким. Происходила ассимиляция эмигрантов как внутри эмигрантской среды, так и с коренными жителями. Шелковый путь был важен не столько с коммерческой точки зрения, сколько с исторической — как основной источник культурного, религиозного, языкового и технологического обмена между Востоком и Западом.Основную массу людских передвижений по Шелковому пути составляли беженцы. Как китайские беженцы перемещались на Запад, так же и люди из Самарканда, Индии и других стран в Китай. После того как эмигранты добирались до Китая, они начинали заниматься разнообразной деятельностью. Например, в начале IV века женщина, оставленная мужем, стала заниматься овцеводством со своей дочерью. Бывшие жители Согдианы, прибывавшие в Китай, занимались разнообразной деятельностью: земледелием, ремеслом, ветеринарией или военной службой.
Правители отправляли своих представителей для дипломатических визитов. Эти представители часто везли с собой дары, обычно небольшие по весу и размеру. Назад посланники возвращались с разнообразной информацией о государственном устройстве и быте соседних земель — это была почти что шпионская система. Бродячие артисты также путешествовали по пути, принося с собой типичные для своего региона орнаменты и рисунки. Помимо переселенцев и дипломатов, чьи маршруты проходили по пути, художники, ремесленники и разбойники также были в числе путешественников. Иногда они попутно занимались торговлей с целью покрытия дорожных затрат, хотя торговля и не являлась их главной целью.
История религий
Многие совершали путешествие по пути с паломническими целями. Так, миссионеры из Китая отправлялись изучать буддизм, миссионеры из стран, где практиковался зороастризм, главным центром которого был Иран, отправлялись изучать манихейство, а восточнохристианские паломники уходили из Сирии как на Запад, так и в Чанъань. До 1000 года нашей эры на территориях, через которые проходил Шелковый путь, существовало несколько типов религий, среди которых буддизм был самой распространенной, но также многие путешественники исповедовали зороастризм, манихейство и восточное христианство, центр которого находился в Сирии. Местные правители часто исповедовали буддизм, но не ограничивали своих подданных в их вероисповедании. Известны даже случаи, когда правители-буддисты платили пожертвования на содержание храмов и проведение жертвоприношений в рамках других религий.С появлением ислама ситуация резко меняется. В Хотане ислам стал господствующей религией около 1006 года, и с этого времени начинаются разграбления буддийских монастырей и храмов войсками. Только через несколько веков регион Синьцзян стал исламским, но в конечном итоге Центральная Азия в целом становится исламским регионом между 1000 и 1500 годами. Практически все местные правители приняли ислам, и их подданные также были обязаны это сделать.
Законодательные документы Шелкового пути
Большое количество документов, производимых в разных областях Шелкового пути, содержало записи законов, правовых вопросов и судебных разбирательств. В мультиязычном регионе Шелкового пути было подчас невозможно договориться из-за разницы языков, но жители принимали политику регулирования правовых вопросов, исходящую от властей. Население нуждалось в помощи по самым несущественным вопросам, таким как кража скота, нарушение данного обещания, и они прибегали к законодательным документам, ища разрешения своим проблемам.Можно обнаружить постоянное обращение к закону в разрушенной войной Ние в III–IV веках, когда многие семьи были вынуждены отдавать своих детей на усыновление. В случае если они платили деньги (так называемые «деньги на молоко») принимающей семье, к ребенку должны были впредь относиться как к члену семьи. Если они не могли заплатить этой так называемой платы за молоко, тогда ребенок фактически приравнивался к рабу в новой семье. И в связи с этим очень часто родители усыновленных детей обращались к местному правителю с просьбой удостовериться в том, что с их ребенком обходятся должным образом. Эти документы написаны на языке, близком к санскриту, и отражают правовую традицию, имевшую место в Индии.
Когда армии династии Тан завоевали Турфан в 640 году, местный правовой кодекс претерпел значительные изменения. Из раскопанных документов известно, что жители Турфана верили, что загробный суд происходит в точной аналогии с земным. Например, один чиновник низкого ранга был захоронен вместе с четырнадцатью долговыми контрактами, по которым должники не выплатили ему деньги (поскольку, если бы ему вернули эти долги, он должен был порвать эти бумаги). Люди возносили молитвы к своим загробным судьям с просьбами позаботиться о справедливом суде над только что умершим родственником или удостовериться в том, что суд был справедливым.
Из документов, написанных на согдийском языке — самом значимом языке Шелкового пути, сохранилось только около сотни документов. Самое большое собрание документов, найденное на Калаи-муг, на территории современного Таджикистана, включает подробный брачный контракт, который предполагал, что молодая пара — при этом не только мужчина, но и, как ни странно, женщина — могла подать на развод с последующим разделом имущества.
Столь уважительное отношение к закону жителей областей, где проходил Шелковый путь, помогало представителям разных культур, религий и языков регулировать общий быт и сожительство.
Шелковый путь в XXI веке
Концепция нового Шелкового пути, предложенная в 2013 году президентом Китая Си Цзиньпином и начатая в 2015-м, предполагает инвестирование в автомобильные и железные дороги и порты, что должно воссоздать старый Шелковый путь, существенно обогатив соседние регионы. Предполагаемые торговые коридоры должны соединить территории Синьцзяна, Пакистана, Афганистана и некоторых других «-станов» с Европой, хотя до сих пор не было опубликовано точного плана полностью воссозданного пути. Проект носит официальное название «Экономический пояс Шелкового пути и Морской шелковый путь XXI века» (или для краткости «Один пояс и один путь»).Одна из главных идей этой инициативы заключается в соединении пяти постсоветских стран — Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизии и Таджикистана — до тех пор, пока Министерство иностранных дел Китая не отклонило проект. Само министерство заявило, что новый Шелковый путь должен быть доступен для любого государства, готового принимать инвестиции Китая в свою инфраструктуру. В частности, Венгрия была первой европейской страной, подписавшей соглашение с Китаем 7 июня 2015 года. Польша была также приглашена к сотрудничеству, следствием которого явилось строительство железной дороги, соединившей Варшаву с городом Чэнду в провинции Сычуань.
То, что нам доподлинно известно на сегодняшний день, — это то, что любая страна — участник этой масштабной инициативы по преобразованию инфраструктуры региона получит беспрецедентное инвестирование со стороны Китая и, вероятнее всего, реальные экономические преимущества. Официальные китайские сообщения подчеркивают позитивное значение Шелкового пути: считается, что история Шелкового пути была мирной и что она не знала войн, завоеваний и империализма. Китай также говорит об этой инициативе как о «счастливой», «мирной» и к тому же вполне соответствующей принципу win-win (двойного выигрыша).
Но есть и причины для скепсиса. Когда Китай инвестирует средства (на данный момент их объем оценивается в 40 миллиардов только в одном Пакистане), есть вероятность, что речь идет о чем-то большем, чем просто «счастливый» или «мирный» сценарий.