Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 26 сентября 2016 г.

О символической деятельности и археологии

- Вопрос, который мне неоднократно задавали: в какой момент в эволюции человека появилась "символическая деятельность"? Т.е. когда появляются явные свидетельства ритуалов, какого-то искусства? Я так понимаю, это уже на стадии палеоантропов происходит?
Самый первый след такого рода – галька из красного камня, найденная в Макапансгате в Южной Африке.
Её датировка – 2,5-3 миллиона лет назад. На ней нет следов обработки или использования, но имеются естественные выбоинки в форме рожицы. Самое замечательное, что ближайшее месторождение таких красных галек расположено в 32 км. То есть, некий ранний хабилис или даже австралопитек увидел в камне лицо, ему понравился цвет, и он не поленился тащить эту гальку за 32 км – хороший дневной переход.
Более поздние следы символического мышления – параллельные надрезки на ребре и малой берцовой кости слона из Бильцингслёбена в Германии с датировкой около 300-400 тыс.л.н., надрезанные костяные обломки из Олдислёбена в Германии из слоя культуры микок с примерно такой же датировкой (на одном куске надрезки параллельные, на другом – вроде даже в виде человечка, хотя крайне схематично). Другие примеры – камни "в форме обезьяньей головы", известные из Олдувая (Танзания, 1,8 млн.л.н) и из Пампау (Германия, >400 тыс.л.н.): совсем необработанные или чуть подработанные камни схожей формы, в коей можно при желании углядеть форму головы с выступающей мордой; суть в том, что эти камни обнаруживаются в большом количестве, скорее всего, их "коллекционировали" за своеобразную форму.
Но, конечно, мало-мальски приличное символическое поведение обнаруживается уже у неандертальцев, причём чаще у поздних. Из наиболее ранних примеров можно привести пещеру Лазаре (Франция, 150-200-250 тыс.л.н.): два черепа волка лежали у двух входов в помещения жилища, устроенного в виде навеса у стены пещеры, один череп был повернут к выходу из пещеры. Поздних примеров символического поведения неандертальцев довольно много, но самые яркие (подвески из зубов в Арси-сюр-Кюр и Кинкае во Франции, резное изображение льва на конце кости из Пронятина на Укране) относятся ко времени около 30 тыс.л.н., когда сапиенсы уже 10 тыс. лет подряд жили рядом. Впрочем, у неандертальцев и их предков несколько раньше были захоронения, ритуальный каннибализм, "культ медвежьх черепов" и прочие подобные вещи. Древнейший пример "санитарного захоронения" – кости людей, расчленённых и брошенных в шахтоподобную пещеру Сима де лос Уэсос (Испания, 325 тыс.л.н.). Самое замечательное, что туда же бросали кости хищников (медведей Денингера, пантер, лис), но ни одной кости травоядных. То есть, люди как-то ассоциировали себя с хищниками. НО! Символическое поведение в более-менее современном значении обнаруживается только у предков сапиенсов в Африке с датировками примерно от 85 тыс.л.н. – это бусы из ракушек (древнейшие – в Марокко в Тафоральте и Бломбос Кэйв в Южной Африке) и скорлупы яиц страуса, рисунок на плитке известняка из Аполло 11 в Намибии, куски охры со следами использования в качестве красящего вещества и геометрическим орнаментом из той же Бломбос Кэйв. Отсюда (географически и хронологически) надо начинать вести отсчёт символического поведения современного человека. Примерно тогда же появляются первые следы погребального инвентаря в могилах (рог лани в руке скелета Кафзех 11 и челюсть кабана в руке скелета Схул 5 – оба из Израиля, около 90 тыс.л.н.) и погребения двух человек в одной могиле (Кафзех 9 и 10 – женщина с ребёнком) – у неандертальцев ни инвентаря, ни двух человек в одной могиле никогда не бывало.
Вы упомянули о том, что важно понимать отличия антропологии от археологии. В чем в первую очередь они заключаются?
Археология – наука о древних вещах, антропология – наука о древних людях. Археология изучает быт, образ жизни, социальные отношения по остаткам материальной культуры (чаще всего – по мусору:)) ), антропология изучает изменчивость биологических свойств человека во времени и пространстве. Археология – история вещей, антропология – нормальная биология человека (ненормальная – это медицина). Например, когда исследуется древнее погребение, археологу интересны вещи из него, ориентация, могильные сооружения, мусор поверх кургана и тому подобное, антропологу же – кости самого человека. Как правило, археологи имеют крайне туманное представление (вероятно, даже чаще – не имеют никакого) о людях, культуру которых они изучают; антропологи же весьма плохо ориентируются (обычно вообще никак не ориентируются) в тонкостях типологии керамики, фибул и нумизматике. Однако, в идеале должно быть тесное сотрудничество. Без археологов у палеоантропологов не было бы материалов, датировок, представления о социальном строе, уровне развития и обществе данного времени и народа. Антропологи же дают данные о расовом составе, миграциях населения (по археологии можно установить миграции вещей и идей, но не людей), уровне стресса (из-за войн, эпидемий, голода), демографии, особенностях питания (независимо от археологов), специфических нагрузках и видах деятельности (которые иногда отражаются на костях и зубах). В идеале, суммарно должна появляться комплексная картина жизни людей. К сожалению, в реальности такая картина появляется редко из-за бытовых причин: археологов и раскопок много, антропологов мало, часто археологи не сохраняют антропологические материалы или собирают их не целиком, антропологи часто тоже ленятся или не имеют времени (по себе знаю: уже сто лет обещаю одному археологу качественную обработку материалов по Артезианскому некрополю, но, каюсь, не знаю, когда руки дойдут), опубликовать совместный труд накладно, в конце концов. Но надо стремиться к лучшему:)))
Беседовал А. Соколов