Еще до появления индологии как научной
дисциплины легенда о походах в Индию Диониса и Геракла привлекла
внимание мыслителей раннего нового времени. Г.Воссиус считал, что за
фигурой Диониса нужно видеть библейского
героя Ноя, давшего начало сельскохозяйственной деятельности человека3.
Следующую попытку — сравнить Диониса с Рамой — предпринял В.Джонс4.
Такой же точки зрения придерживался А.Х.Л.Хеерен, который полагал, что образ Диониса-Рамы происходит из плохо понятого индийского эпоса и что он может указывать также на развитие культа Шивы, земной реинкарнацией которого и являлся Рама5.
Сообщения о походах Диониса и Геракла в Индию содержатся в трудах Диодора Сицилийского, Страбона, Арриана и Курция Руфа, которые, в свою очередь, черпали информацию из сочинений биографов Александра и «Индики» Мегасфена (Diod. П.38-39; Strabo. XI.5.5; XV. 1.7-9; Arr. Ind. 7-9, Anab. IV.28.1-2, V.1.5-O; Plin. N.H. 6. 59, 76, 79; Curt. VIII.10.11, VI?.11.2).
Вот краткое изложение этих легенд.
В доисторические времена в Индию с войском, в котором было много женщин, с запада пришел Дионис. В его армии началась моровая болезнь, которую он вылечил на горе Мерос. Придя в Индию, он нашел ее совершенно дикой и ввел основы цивилизованного образа жизни: основал множество городов, ввел
законы, установил суды, научил жителей Индии выращивать, собирать и хранить различные виды продовольствия, ввел основы земледелия. За совершенные благодеяния был избран правителем. Он ввел богопочитание, установил собственный культ, включавший танцы под музыку и ношение длинных волос, и основал династию; после него правили Спатемба, Будия и Крадэва. Дионис особенно
почитался «философами», жившими в горах.
Геракл завоевал Индию через 15 поколений после Диониса, неудачно пытался штурмовать скалу Аорн, совершил много подвигов, очистив Индию от разного рода нечисти. Разделил всю Индию среди сыновей, а единственной дочери по имени Пандайя даровал царство «на юге». В этой стране женщины рожали
в семь лет, а в 40 достигали старости. Обойдя всю землю и море, Геракл нашел жемчужину, которую подарил Пандайе в качестве украшения. В конце жизни для продолжения мужской линии династии совершил с ней инцест. За совершенные блага почитался жителями равнин, в городах Метора и Клейсобора, в племенах сурасенов и сибов, считавших себя потомками его войска. Геракл
основал много городов, носил львиную шкуру и дубину, отличался необыкновенной силой и отвагой.
В исследовательской литературе этот сюжет рассматривается исключительно с точки зрения возможности прояснить религиозную ситуацию в Индии в конце IV— начале III в. до н.э. Особенности индийской литературы — ее текучесть, отсутствие четких датировок, предпочтение желательной картины мира фактической — выдвинули античные источники на первый план при решении вопроса о доминирующих культах в поздне- и послеведийскую эпоху, а данные
«Индики» Мегасфена, первого более или менее четко датируемого источника стали едва ли не самыми авторитетными в решении этого вопроса. Неполнота уже имеющихся историографических обзоров1, отсутствие единства мнений среди исследователей, разнообразие подходов2, наличие ошибок при передаче положений опубликованных исследований и появление все новых работ по этой
теме заставляют коротко остановиться на проблемах историографии.
Т.Бенфей попытался показать, что все цифровые данные Мегасфена — количество индийских правителей от Диониса до Сандракотта и время их правления — абсолютно точно соответствуют данным индийского эпоса и традиции пуран.
Наиболее экстравагантная точка зрения изложена в сочинении полковника сэра Томаса Холдича, который на основе рассмотрения этой легенды «открыл» новую страницу в истории древнего
мира. По его мнению, существование легенды о завоевании Индии Дионисом говорит ни много ни мало о захвате Индии «западной расой (которая могла быть греческого происхождения) до вторжения ассирийцев, мидян, персов... на многие века раньше VI в. до н.э.» (Holdich 1910: J28). Ситуация, современная полковнику британской армии, расквартированной в Индии, и дала основу для такого радикального и прямолинейного заключения.
Однако вся история о введении Дионисом цивилизованной жизни
в Индии и сама фигура Диониса — выдумка Мегасфена. В преемнике Диониса — Спатембе — Лассен увидел первого царя Лунной династии, к которой принадлежал Чандрагупта Маурья — Ману Сваямбхуву. Его прозвище, по мнению Лассена, точно соответствует имени «товарища-вакханта» Диониса — Спатембы.
В следующем правителе, Будии, он видит Будху — сына Ману, а в Крадэве — искаженное имя Пурурваса — следующего индийского правителя по пуранической традиции8. Из этого следует вывод, что последняя, как и эпос, во времена Мегасфена была уже вполне сформировавшейся
источник
героя Ноя, давшего начало сельскохозяйственной деятельности человека3.
Следующую попытку — сравнить Диониса с Рамой — предпринял В.Джонс4.
Такой же точки зрения придерживался А.Х.Л.Хеерен, который полагал, что образ Диониса-Рамы происходит из плохо понятого индийского эпоса и что он может указывать также на развитие культа Шивы, земной реинкарнацией которого и являлся Рама5.
Сообщения о походах Диониса и Геракла в Индию содержатся в трудах Диодора Сицилийского, Страбона, Арриана и Курция Руфа, которые, в свою очередь, черпали информацию из сочинений биографов Александра и «Индики» Мегасфена (Diod. П.38-39; Strabo. XI.5.5; XV. 1.7-9; Arr. Ind. 7-9, Anab. IV.28.1-2, V.1.5-O; Plin. N.H. 6. 59, 76, 79; Curt. VIII.10.11, VI?.11.2).
Вот краткое изложение этих легенд.
В доисторические времена в Индию с войском, в котором было много женщин, с запада пришел Дионис. В его армии началась моровая болезнь, которую он вылечил на горе Мерос. Придя в Индию, он нашел ее совершенно дикой и ввел основы цивилизованного образа жизни: основал множество городов, ввел
законы, установил суды, научил жителей Индии выращивать, собирать и хранить различные виды продовольствия, ввел основы земледелия. За совершенные благодеяния был избран правителем. Он ввел богопочитание, установил собственный культ, включавший танцы под музыку и ношение длинных волос, и основал династию; после него правили Спатемба, Будия и Крадэва. Дионис особенно
почитался «философами», жившими в горах.
Геракл завоевал Индию через 15 поколений после Диониса, неудачно пытался штурмовать скалу Аорн, совершил много подвигов, очистив Индию от разного рода нечисти. Разделил всю Индию среди сыновей, а единственной дочери по имени Пандайя даровал царство «на юге». В этой стране женщины рожали
в семь лет, а в 40 достигали старости. Обойдя всю землю и море, Геракл нашел жемчужину, которую подарил Пандайе в качестве украшения. В конце жизни для продолжения мужской линии династии совершил с ней инцест. За совершенные блага почитался жителями равнин, в городах Метора и Клейсобора, в племенах сурасенов и сибов, считавших себя потомками его войска. Геракл
основал много городов, носил львиную шкуру и дубину, отличался необыкновенной силой и отвагой.
В исследовательской литературе этот сюжет рассматривается исключительно с точки зрения возможности прояснить религиозную ситуацию в Индии в конце IV— начале III в. до н.э. Особенности индийской литературы — ее текучесть, отсутствие четких датировок, предпочтение желательной картины мира фактической — выдвинули античные источники на первый план при решении вопроса о доминирующих культах в поздне- и послеведийскую эпоху, а данные
«Индики» Мегасфена, первого более или менее четко датируемого источника стали едва ли не самыми авторитетными в решении этого вопроса. Неполнота уже имеющихся историографических обзоров1, отсутствие единства мнений среди исследователей, разнообразие подходов2, наличие ошибок при передаче положений опубликованных исследований и появление все новых работ по этой
теме заставляют коротко остановиться на проблемах историографии.
Т.Бенфей попытался показать, что все цифровые данные Мегасфена — количество индийских правителей от Диониса до Сандракотта и время их правления — абсолютно точно соответствуют данным индийского эпоса и традиции пуран.
Наиболее экстравагантная точка зрения изложена в сочинении полковника сэра Томаса Холдича, который на основе рассмотрения этой легенды «открыл» новую страницу в истории древнего
мира. По его мнению, существование легенды о завоевании Индии Дионисом говорит ни много ни мало о захвате Индии «западной расой (которая могла быть греческого происхождения) до вторжения ассирийцев, мидян, персов... на многие века раньше VI в. до н.э.» (Holdich 1910: J28). Ситуация, современная полковнику британской армии, расквартированной в Индии, и дала основу для такого радикального и прямолинейного заключения.
Однако вся история о введении Дионисом цивилизованной жизни
в Индии и сама фигура Диониса — выдумка Мегасфена. В преемнике Диониса — Спатембе — Лассен увидел первого царя Лунной династии, к которой принадлежал Чандрагупта Маурья — Ману Сваямбхуву. Его прозвище, по мнению Лассена, точно соответствует имени «товарища-вакханта» Диониса — Спатембы.
В следующем правителе, Будии, он видит Будху — сына Ману, а в Крадэве — искаженное имя Пурурваса — следующего индийского правителя по пуранической традиции8. Из этого следует вывод, что последняя, как и эпос, во времена Мегасфена была уже вполне сформировавшейся
источник