Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 27 октября 2016 г.

Новосибирские археологи ищут древние верования народов Сибири в Гималаях

Тайны монастырей Малого Тибета прольют свет на древнюю историю Сибири. Съёмочная группа новосибирских «Вестей» вошла в состав, пожалуй, самой необычной археологической экспедиции года. Эксклюзивный репортаж из страны, долгие годы закрытой для иностранных путешественников - привез корреспондент «Вестей» Антон Лучанский.
Центральная часть индийского штата Джамму и Кашмир, одна из самых труднодоступных обитаемых территорий мира.
Бывшее княжество Занскар, лежащее на высоте четырёх тысяч метров над уровнем моря, долгое время было недоступно для иностранных путешественников. Но и теперь попасть туда можно только летом, когда снег открывает гималайские перевалы. Занскар - рай для путешественников, предпочитающих очень активный отдых - горный треккинг и сплавы. Местные гостиницы, правда, не могут похвастаться особым комфортом, зато местные жители — гостеприимный и дружелюбный народ.
Калиян Пхунчок - коренной занскарец, краевед, вдали от дома получил хорошее образование, но - вернулся обратно на родину.
Пхунчок Мутуп Калиян, горный гид: Мне кажется, что те, кто приезжает сюда, чувствуют себя счастливыми. Многие очарованы нашей природой, они приезжают, чтобы гулять по горам. Другие интересуются нашей культурой – у нас разнообразные культурные памятники. Это прекрасная страна, мы с удовольствием рассказываем о нашей истории.
Эти места называют Малым Тибетом. В отличии от Большого, вошедшего в состав Китая, здесь не было губительных для культуры реформ, силовики не преследовали инакомыслящих, хунвейбины не жгли храмы и книги. Если что-то разрушено, то временем.
Группа российских и индийских исследователей при поддержке фонда Герды Хенкель - восстанавливает древнее культовое сооружение в урочище МАндо. Это - своего рода каменная летопись. Кроме привычных изображений Будды и надписей на санскрите, археологи впервЫе обнаружили здесь более древние петроглифы, изображающие схватку яков.
Наталья Полосьмак, руководитель экспедиции, член-корреспондент РАН: Занскар привлёк нас тем, что, в связи со своей изолированностью некой и, в то же время, тем, что он является частью вот этого большого буддистского мира, в нём могло сохраниться то, что не сохранилось в других районах, а именно – добуддистский пласт культуры, который уже трудно различим в других районах Тибета, потому что там очень сильно видна и оказывает влияние культура буддизма. Нас, как археологов, интересует в первую очередь, то, что было до — более древний период и в Занскаре было больше шансов это увидеть.
Новосибирский археолог Наталья Полосьмак хорошо известна благодаря раскопкам «замороженных» курганов на плато Укок, исследованиям в Монголии и Тыве. В Гималаях она ищет нечто общее для всех кочевых народов Центральной Азии.
Больше всего информации, как и сотни лет назад, хранят монастыри. Здесь никого не удивит, например, книга или фреска одиннадцатого века. Помимо духовной ценности для верующих - изображения представляют большую ценность для историков: на них достаточно бытовых сцен. Огорчает лишь то, что, несмотря на холод и плохую освещённость, время неумолимо стирает древние краски. О серьёзной реставрации речи пока не идёт: росписи подновляют, как умеют.
Аджмаль Шах, доцент, хранитель Центрально-азиатского музея Университета Кашмира: Эстетика древних памятников - это очень важно. О консервации говорят ученые из разных стран. Консервация, конечно, подразумевает сохранение древних традиций. Однако, то что мы видим здесь и в других монастырях, это плохо. Традиции и характерные черты не сохраняются, многое перестраивается. Если так пойдёт дальше, через несколько лет от старины ничего не останется, здесь будут просто новоделы.
Перемены - радость и печаль Занскара. Уклад меняется, в том числе, из-за того, что территория теперь открыта для туристов. Это оживило экономику. Но появился серьёзный риск культурных потерь. И хранители традиций чувствуют это острее всех.
Сонам Вангчук Лонпо, лама: Всегда существовало здесь много духов и различных божеств и люди до сих пор молятся им. Некоторые - рады изменениям. Некоторые – нет. НО от них никуда не денешься, они есть и они неизбежны. Печально только, что люди стали меньше интересоваться своей культурой, всё меньше верят в своих богов и почитают старину.
Изучать сокровища Занскара надо сейчас - иначе многое может быть утрачено навсегда. Российско-индийской экспедиции удалось выполнить главную задачу. Учёные отыскали следы загадочной древней религии Бон - это своего рода смесь шаманских практик и анимистических верований. Она мало изучена: письменных источников недостаточно. Но, если повезёт, можно найти предметы культа, и здесь учёным повезло.
Наталья Полосьмак, руководитель экспедиции, член-корреспондент РАН: Мы видим, например, ступы, которые оканчиваются огромными снопами из можжевельника, мы видим свастику, развёрнутую в обратную сторону на некоторых ступах или где-то в других местах. Мы видим маски, не ламаистские маски, совсем другие: маски каких-то странных народных праздников. Всё это связано с добуддистскими культами народными и каким-то образом это, конечно, связано с Бон. А почему нас так интересует эта древняя религия – потому что, скорее всего, эти верования были распространены у очень многих народов Центральной Азии. В том числе, и тех, кого мы изучали в Монголии и на Алтае.
В Занскар ещё предстоит вернуться. Как ни странно, серьёзных археологических исследований здесь ещё никто не проводил. В этом случае, время - работает против историков. Быть может, именно новосибирцы станут первооткрывателями древней истории горной страны, которая, в свою очередь, станет ключом к тайнам истории Центральной Азии? 
Антон Лучанский, Иван Осинцев