Originally posted by russkoeleto at Почему в Израиле еще памятник Джугашвили не поставили?
«Национальный
и расовый шовинизм есть пережиток человеконенавистнических нравов,
свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма
расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма.
Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий
капитализм из-под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся,
как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в
джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не
могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма. В СССР
строжайше преследуется законом антисемитизм, как явление, глубоко
враждебное Советскому строю. Активные антисемиты караются по законам
СССР смертной казнью» (Соч., т. 13, с. 28).
Опубликовано в
газете “Правда” № 329, 30 ноября 1936 г. Было включено в вышедший в
1948 году 13-й том собрания сочинений Джугашвили.
«Маркс в 40-х годах [XIX] века стоял за национальное движение поляков и венгров против национального движения чехов и южных славян. Почему? Потому, что чехи и южные славяне являлись тогда «реакционными народами», «русскими форпостами» в Европе, форпостами абсолютизма, тогда как поляки и венгры являлись «революционными народами», боровшимися против абсолютизма. Потому, что поддержка национального движения чехов и южных славян означала тогда косвенную поддержку царизма, опаснейшего врага революционного движения в Европе» (Соч., т. 6, сс. 142-143).
«Я был свидетелем того, как… в составе ЦК раздавались речи, не соответствующие коммунизму, — речи, не имеющие ничего общего с интернационализмом… Основная опасность, отсюда проистекающая, состоит в том, что в связи с нэпом у нас растёт не по дням, а по часам великодержавный шовинизм, старающийся стереть всё нерусское, собрать все нити управления вокруг русского начала и придавить нерусское… Вот эту опасность, товарищи, мы должны во что бы то ни стало свалить на обе лопатки» (Соч., т. 5, сс. 244-245).
Отвечая на вопрос немецкого писателя Э. Людвига «Допускаете ли Вы параллель между собой и Петром Великим? Считаете ли Вы себя продолжателем дела Петра Великого?»,
Джугашвили ответил: «Ни в каком роде. Исторические параллели всегда рискованны. Данная параллель бессмысленна. Пётр Великий сделал много для возвышения класса помещиков и развития нарождавшегося купеческого класса. Пётр сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев. Надо сказать также, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счёт крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры. Что касается меня, то я только ученик Ленина и цель моей жизни — быть достойным его учеником. Задача, которой я посвящаю свою жизнь, состоит в возвышении другого класса, а именно — рабочего класса. Задачей этой является не укрепление какого-либо «национального» государства, а укрепление государства социалистического, и значит — интернационального, причём всякое укрепление этого государства содействует укреплению всего международного рабочего класса. Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению социалистического государства этого класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной. Вы видите, что Ваша параллель не подходит» (Соч., т. 13, с. 105).
«Маркс в 40-х годах [XIX] века стоял за национальное движение поляков и венгров против национального движения чехов и южных славян. Почему? Потому, что чехи и южные славяне являлись тогда «реакционными народами», «русскими форпостами» в Европе, форпостами абсолютизма, тогда как поляки и венгры являлись «революционными народами», боровшимися против абсолютизма. Потому, что поддержка национального движения чехов и южных славян означала тогда косвенную поддержку царизма, опаснейшего врага революционного движения в Европе» (Соч., т. 6, сс. 142-143).
«Я был свидетелем того, как… в составе ЦК раздавались речи, не соответствующие коммунизму, — речи, не имеющие ничего общего с интернационализмом… Основная опасность, отсюда проистекающая, состоит в том, что в связи с нэпом у нас растёт не по дням, а по часам великодержавный шовинизм, старающийся стереть всё нерусское, собрать все нити управления вокруг русского начала и придавить нерусское… Вот эту опасность, товарищи, мы должны во что бы то ни стало свалить на обе лопатки» (Соч., т. 5, сс. 244-245).
Отвечая на вопрос немецкого писателя Э. Людвига «Допускаете ли Вы параллель между собой и Петром Великим? Считаете ли Вы себя продолжателем дела Петра Великого?»,
Джугашвили ответил: «Ни в каком роде. Исторические параллели всегда рискованны. Данная параллель бессмысленна. Пётр Великий сделал много для возвышения класса помещиков и развития нарождавшегося купеческого класса. Пётр сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев. Надо сказать также, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счёт крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры. Что касается меня, то я только ученик Ленина и цель моей жизни — быть достойным его учеником. Задача, которой я посвящаю свою жизнь, состоит в возвышении другого класса, а именно — рабочего класса. Задачей этой является не укрепление какого-либо «национального» государства, а укрепление государства социалистического, и значит — интернационального, причём всякое укрепление этого государства содействует укреплению всего международного рабочего класса. Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению социалистического государства этого класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной. Вы видите, что Ваша параллель не подходит» (Соч., т. 13, с. 105).