Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 20 октября 2016 г.

Доисторическая Австралия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

История Австралии

Flag of Australia.svg Портал Проект

просмотр обсуждение править
Территория протоматерика Сахул во время последнего ледникового максимума, когда уровень моря был на 150 м ниже нынешнего. Несмотря на это, перед мигрантами даже в то время имелась значительная водная преграда.
Береговая линия Тасмании и Виктории около 14000 лет назад с указанием ряда археологических памятников. Здесь, на месте Бассова пролива, когда-то существовала Бассова равнина
Доисторическая эпоха Австралии — временной отрезок с момента прибытия в Австралию первых людей и до их первой встречи с европейцами в 1606 г., когда начинается письменная история Австралии. По различным оценкам, праистория Австралии продолжалась от 40 до 70 тысяч лет.[1]

Содержание

Прибытие людей в Австралию

По общему мнению историков, человек прибыл в Австралию не позднее 40 тысяч лет назад[2] — к этому времени относятся следы обитания человека, обнаруженные в верховьях реки Суон в Западной Австралии. В Тасманию, которая в то время соединялась с материком сухопутным мостом, человек попал не менее 30000 лет назад.[3][4]
Существуют и более смелые прогнозы по поводу времени появления в Австралии первых людей. Так, анализ древней пыльцы из юго-восточной Австралии свидетельствует об увеличении пожаров, начиная примерно с 120000 лет назад. Отдельные исследователи связывали эти пожары с человеческой деятельностью, ставя при этом под сомнение их датировку.[5] Чарльз Дорч (Charles Dortch) датирует каменные орудия, найденные в Ротнесте (Rottnest), около 70000 лет назад[6]. В целом исследователи относятся к датировкам, превышающим 40000 лет, со скептицизмом.[7]
Миграция человека в Австралию произошла на завершающих этапах плейстоцена, когда уровень моря был намного ниже современного. Неоднократные оледенения в эпоху плейстоцена привели к тому, что уровень моря во время последнего ледникового максимума в Австралазии был более чем на 100 метров ниже нынешнего.[8] В это время континентальное побережье простиралось намного далее, покрывало Тиморское море, так что Австралия и Новая Гвинея образовывали единый материк, известный под названием Сахул, соединяясь сухопутным перешейком, проходившим по акватории нынешних Арафурского моря, залива Карпентария и Торресова пролива. Несмотря на это, море и в те времена представляло собой значительную преграду для путешественников, поэтому предполагается, что первые люди попали в Австралию, переплывая на короткие дистанции с острова на остров.[9] Предлагались два гипотетических маршрута данной миграции: один — по цепи мелких островов между Сулавеси и Новой Гвиней, и второй — на северо-запад Австралии через Тимор[10].
Свидетельством существования перемычек между Австралией, Новой Гвинеей и ближайшими к последней островами Индонезии, в том числе в более древние периоды, является общность флоры и фауны этого региона. Лишь около 4000 г. до н. э. уровень моря в регионе окончательно стабилизировался на современном уровне.
Неизвестно, сколько именно разнородных популяций селилось в Австралии до прихода европейцев. К началу 21 в. примерно одинаковый вес имеют гипотезы «тройного гибрида» и происхождения из единой популяции.[11]
Некоторые данные Y-хромосом указывают на относительно недавний приток населения с Индийского субконтинента.[12]

Огонь и исчезновение мегафауны

Дипротодон
Сумчатый лев
Археологические свидетельства (остатки древесного угля) показывают, что огонь стал использоваться чаще по мере того, как австралийские аборигены стали использовать его, чтобы загонять дичь, и/или чтобы на сожжённой почве возникла новая зелёная поросль, привлекающая новых животных, а также для расчистки непроходимого леса. Густо заросшие некогда территории превратились в более открытые склерофитовые заросли, а открытый лес превратился в луга. В растительности постепенно возобладали огнеустойчивые растения, в частности, казуарина, эвкалиптовые, акация и травы.
Изменения в фауне были даже более драматичными. Австралийская мегафауна, то есть виды существенно более крупные, чем люди, вымерли, а вместе с ними — и многие мелкие виды. В целом почти одновременно вымерло около 60 различных видов, включая семейство дипротодонов (сумчатых, внешне напоминающих бегемотов), несколько крупных бескрылых птиц (например, гениорниса), хищных кенгуру, сумчатого льва, мегаланию, а также миоланию — черепаху размером с небольшой автомобиль.
Непосредственная причина массового вымирания остаётся неясной. Это могли быть пожары, охота, климатические изменения или сочетание всех или некоторых факторов (когда-то популярная климатическая версия сейчас не считается основной). При отсутствии крупных травоядных, которые могли бы удержать рост низкой растительности и одновременно удобрять почву своим навозом, пожары становились всё более крупными и всё сильнее изменяли ландшафт.
Период около 18000 — 15000 лет назад характеризуется повышенной засушливостью на всём континенте при более низких температурах и меньших дождевых осадках, чем в настоящее время. В конце плейстоцена, около 13000 лет назад, в связи с подъёмом уровня моря постепенно стали исчезать крупные участки суши: перемычка с Новой Гвинеей на месте современного Торресова пролива, Бассова равнина между Викторией и Тасманией, а также мост с островом Кенгуру.
С этого времени тасманийские аборигены были географически изолированы. Около 9000 лет назад население небольших островов в Бассовом проливе и на острове Кенгуру погибло.
Как показывают лингвистические и генетические данные, существовали длительные контакты между австралийскими аборигенами на крайнем севере Австралии и австронезийским населением Новой Гвинеи и прилегающих островов, однако эти контакты ограничивались лишь торговлей, число смешанных браков было крайне невелико, массовой колонизации не было. Макасарские лодки — проа — также упоминаются в сказаниях аборигенов от Брума до залива Карпентария. Существовали временные поселения, известны случаи, когда австралийские аборигены переселялись в Индонезию.

Культура и технологии

Деревянный гроб австралийских аборигенов
Последние 5000 лет характеризуются относительным улучшением климата, повышением температуры и осадков и усложнением социальной структуры племён. Основными предметами торговли[источник не указан 1009 дней] были кремень, поделочные камни, раковины, семена, копья, продукты питания и др.
Языки пама-ньюнга распространились почти по всей территории Австралии, за исключением севера и Арнхема. Наблюдается также относительная близость религиозных представлений и мифов по всей Австралии. Некоторые сюжетные линии песен известны по всему континенту.
Инициация юношей и девушек (обряд перехода во взрослую жизнь, нередко связанный с испытаниями) отмечалась церемониями и праздниками. Поведение регламентировалось строгими правилами, определяющими отношения с многочисленными родственниками и ответственность перед ними. Весьма сложной была австралийская система родства и связанные с ней ограничения на вступление в брак с определёнными линиями родства.
Описывая культуру австралийских аборигенов в своей Бойеровской лекции в 1999 г., историк и антрополог Инга Клендиннен говорила:
"Они […] разработали настолько сложную систему представлений о мире, что в ней находится место для любого существа, для любого растения. Они путешествовали налегке, но сами по себе были ходячими атласами, ходячими энциклопедиями естественной истории. […] Подробные наблюдения за природой возвышались до уровня драмы путём создания множественных, многоуровневых сказаний, которые делали легко запоминаемыми сложные отношения между наблюдаемыми феноменами.[13]
Политическая власть находилась в руках скорее старейшин общин, чем наследственных вождей. Споры разрешались на общинном собрании в соответствии со сложной системой племенных законов (пример показан в современном фильме «Десять лодок»). Нередкими были кровная месть и межплеменная вражда. Племена нередко вступали в альянсы посредством браков, имели представления о происхождении от общих героев.
Кремация покойников вошла в практику около 25000 лет назад, намного раньше, чем где-либо на земле. Ранние образцы искусства аборигенов в пещере Кунальда на равнине Наларбор датируются около 20000 лет назад.[14]
В наиболее плодородных и населённых регионах аборигены жили в полупостоянных поселениях. В плодородном бассейне реки Муррей рыболовство и земледелие во многом вытеснило охоту и собирательство, доминирующие в остальных регионах. Экспедиция Стёрта вдоль реки Муррей пришла к ложному выводу, что аборигены Австралии практиковали земледелие, поскольку её участники видели крупные копны сена, используемые для долговременного хранения семян.[15]

Культурное и языковое разнообразие

По оценкам, в 1788 г. общая численность аборигенов Австралии составляла не менее полумиллиона. Их население состояло из сотен разрозненных, различных по культуре и языкам групп. Большинство аборигенов занималось охотой и собирательством, имело богатые устные предания, разработало собственную систему землепользования.
Белые колонисты до недавнего времени проявляли мало интереса к культуре и наследию австралийских аборигенов, поэтому многие знания об их обычаях и языках безвозвратно утрачены. Когда Джеймс Кук впервые заявил претензии Британии на Новый Южный Уэльс в 1770 г., аборигенное население состояло из носителей примерно 500 различных австралийских языков.

Контакты за пределами Австралии

Обитатели северного побережья — Кимберли, Арнем-Ленда, окрестностей залива Карпентария и мыса Кейп-Йорк — в течение тысячелетий поддерживали контакты с соседними народами (в основном носителями австронезийских языков). Даже после окончательного исчезновения сухопутного моста на месте Торресова пролива в результате подъёма уровня моря существовало активное перемещение людей и товаров между северным побережьем Австралии и Новой Гвинеей. Промежуточными остановками во время навигации на лодках служили коралловые рифы. Около 2500 лет назад острова Торресова пролива заселили носители морской меланезийской культуры, в результате чего появились аборигены островов Торресова пролива, говорящие на австралийских и папуасских языках. Они продолжали поддерживать контакты с аборигенами северо-восточной Австралии.
С другой стороны, в течение многих сотен лет индонезийские рыболовы-«бугисы», выходцы с Молуккских островов (например, Банда) ловили рыбу вдоль побережья Австралии. Макасарские торговцы с острова Сулавеси регулярно посещали побережье северной Австралии, где ловили трепанга, который был у них предметом торговли с китайцами как минимум до начала XVIII века.
О культурном и технологическом обмене свидетельствуют отдельные мотивы в аборигенном искусстве, появление таких предметов, как каноэ-долблёнки, табак и трубки для курения, наличие макассарских слов в аборигенных языках (например, Balanda как обозначение белого человека), наличие потомков малайской субрасы среди австралийских аборигенов в результате смешанных браков и миграций.

См. также

Примечания

  1. Australia colonized earlier than previously thought?. stonepages.com, Paola Arosio & Diego Meozzi (24 July 2003). Проверено 2 ноября 2007. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. — reporting on news in The West Australian (19 July 2003)
  2. Hiscock, Peter. (2008). Archaeology of Ancient Australia. Routledge: London. ISBN 0-415-33811-5
  3. Lourandos, pp. 84-87
  4. Wade, Nicholas. From DNA Analysis, Clues to a Single Australian Migration, The New York Times (8 May 2007).
  5. Lourandos, p88
  6. Stone Pages Archaeo News: Australia colonized earlier than previously thought?
  7. Lourandos, pp. 87-88
  8. Lourandos, p80
  9. Lourandos, p. 80
  10. Lourandos, p. 81
  11. Windschuttle, Keith; Gillin, Tim. The extinction of the Australian pygmies. Keith Windschuttle (The Sydney Line) (June 2002). Проверено 2 ноября 2007. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012.
  12. Alan J. Redd; June Roberts-Thomson, Tatiana Karafet, Michael Bamshad, Lynn B. Jorde,J.M. Naidu, Bruce Walsh, Michael F. Hammer (16 April 2002). «Gene Flow from the Indian Subcontinent to Australia: Evidence from the Y Chromosome» (pdf). Current Biology (Elsevier Science) 12: 673–677. DOI:10.1016/S0960-9822(02)00789-3. Проверено 2007-11-02.
  13. Inga Clendinnen, Boyer Lectures, «Inside the Contact Zone: Part 1», December 5, 1999
  14. BLAINEY, Geoffrey, Triumph of the Nomads: A History of Aboriginal Australia, 1976, ISBN 0-87951-084-6, p.84
  15. Flood, Josephine (1984), «Archaeology of the Dreamtime» (Uni of Hawaii Press)

Литература

  • Lourandos, H., Continent of Hunter-Gatherers: New Perspectives in Australian Prehistory (Cambridge University Press, 1997)
  • Isaacs, Jennifer (ed.), Australian Dreaming: 40,000 Years of Aboriginal History (New Holland Publishers, 2005, pp. 304, ISBN 1741102588)
  • Blainey, Geoffrey, Triumph of the Nomads: A History of Aboriginal Australia (The Overlook Press, 1976, pp. 285, ISBN 0-87951-084-6)