RELAZIONE E VIAGGIO DELLA MOSCOVIA
... Я удивился громадности города. Он
превосходит любой из европейских и азиатских.
Благодаря этому пешком ходить невозможно, а надо
ездить — зимой на санях, летом в повозке. Для
этого при начале каждой улицы стоять наготове
извозчики с санями и повозками. В нем живет
несчетное множество народа — иные насчитывают
миллион, а иные, более сведущие, немногим больше
700 тысяч. Без сомнения, он втрое больше виденных
мною Парижа и Лондона.
Он заключает в своей
окружности семь холмов; церквей, и там и сям
рассеянных, насчитывают свыше 2 тысяч. Все они —
каменные; главы и колокольни либо вызолочены,
либо раскрашены, что издали представляет [170] приятную картину. Два
столетия тому назад один болонский архитектор,
по имени Аристотель, нанят был за большое
вознаграждение в 1475 г. царем Иваном Васильевичем
строить церкви, укрепления и стену этого города.
Иовий говорит, что в Москве он воздвиг большой
каменный храм во имя Блаж. Девы. После женитьбы на
деспине, порфироносной дочери Фомы Палеолога,
родственнице императоров византийских, этот
князь стал жить с большей утонченностью...
Хотя большая часть строении там из дерева, однако
снаружи они довольно красивы и вперемежку с
хоромами бояр представляют чудесный вид. Улицы
широки и прямы; много обширных площадей; вымощены
они толстыми, круглыми сплошными бревнами и
укатываются санями, кои ездят по ним во
множестве. При каждом жилище или боярских
хоромах — дворы, службы, баня и сад. Главные
ворота (т. е. Спасские) — велики и роскошны; близ
них высится небольшая деревянная башня, где
постоянно стоит часовой и на случай пожара, и для
означения деревянной колотушкой по доске ночных
часов, по захождении солнца. Самые лучшие и
высокие здания не бывают больше, чем в два яруса,
а у простого народа в один. Вот отчего этот город
так и обширен. Серединою его текут — с юга р.
Москва, давшая ему имя, а с севера — Неглинная; на
той и другой — мельницы. Первая летом судоходна,
зимой почти все время покрыта льдом. Р. Яуза течет
предместьями другой части города. Он лежит под 55°
6’ широты и 66° долготы. Он имеет 3 ряда каменных
стен с великолепными воротами; они опоясывают
его тройным кругом; делится на 4 части: первая
называется “Красный город” (pietra rossa), по
окружающей его красной стене; вторая — “Белый
город” (pietra bianca), где арсенал и мастерские и где
льют пушки и колокола; здесь живет большая часть
бояр, князей и других вельмож; третья — заключает
разные рынки, из коих не меньше других домовый;
четвертая — зовется “Стрелецкой слободой”
(Stilitza slavoda); она назначена для жилья царской
гвардии; но в ней живет очень много и другого
простого народа. В первой части есть замок,
окруженный рвом и снабженный хорошим гарнизоном;
величиною он с большой город; там Царский дворец,
а неподалеку жилище патриарха и другие дома
главных сановников, также некоторые большие
монастыри и больше 40 каменных церквей. В храме св.
Михаила погребаются цари. В этой части живут
наиболее богатые купцы, многие князья и главные
бояре. Площадь перед замком очень обширна. Каждый
день полна она народу; здесь производится
торговля — вся она застроена лавками; все улицы [171] выходят на площадь; они очень
широки и прямы; на каждой стороне — лавки.
Замечательно, что для каждой специальности
назначен свой ряд: торговцы шелком отделены от
суконщиков и холщевников; всякое ремесло и
производство имеет отдельное место. Один ряд,
протянувшийся на добрую милю, занят живописцами,
торгующими только образами; в других находятся
рисовальщики цветов, плодов, видов; ремесленники,
делающие только церковное облачение, имеют свой
ряд; золотых дел мастера, работающее кубки, чаши и
крышки отделены от других — серебреников и
ювелиров; костоправы, отдельно от цирюльников,
занимают другой ряд; сапожники и портные и
шорники — тоже; так же и другие ремесленники....
Есть особый ряд, где торгуют только шерстью; там
ее столько накидано, что идешь точно по матрасу, а
другого производства или торговли в ней нет.
Между предместьями — главное Кукуй; дома в нем
деревянные, но красивы точно игрушки; оно
предоставлено немцам. У лютеран там три кирки, у
кальвинистов-голландцев и англичан — две, все
без колоколов. Заведуют ими особые царские
сановники. В ближайшей к нему слободе Басманной
(Basmanik) живут перекрещенцы, принявшие московскую
веру. Вне города, в кибитках, живут подданные
татары, коим позволено иметь мечеть. В бытность
мою в Москве, там проживал князь-христианин из
Грузии, нашедший убежище при этом дворе. Жил он
пышно и богато; от царя давалось ему обильное
содержание. Был еще персидский посол-резидент,
прекрасный человек, с одетою по-персидски
челядью; он жил богато и пышно, пользовался
почетом, но к целованию руки царь его не допускал,
называя магометан и других неверных собаками;
взамен того они целуют его колена. См.: Ercole Zani, Relazione e viaggio della Moscovia. Bologna, 1690, стр. 27-34.
(пер. И. Ивакина)
Текст воспроизведен по изданию: Бернгард Таннер. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1891
© текст - Ивакин И. 1891
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Abakanovich. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ИОИДР. 1891
Текст воспроизведен по изданию: Бернгард Таннер. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1891
© текст - Ивакин И. 1891
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Abakanovich. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ИОИДР. 1891