Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

вторник, 1 ноября 2016 г.

ЭРКОЛЕ ЗАНИ ИЗВЕСТИЕ О ПУТЕШЕСТВИИ В МОСКОВИЮ

RELAZIONE E VIAGGIO DELLA MOSCOVIA

... Я удивился громадности города. Он превосходит любой из европейских и азиатских. Благодаря этому пешком ходить невозможно, а надо ездить — зимой на санях, летом в повозке. Для этого при начале каждой улицы стоять наготове извозчики с санями и повозками. В нем живет несчетное множество народа — иные насчитывают миллион, а иные, более сведущие, немногим больше 700 тысяч. Без сомнения, он втрое больше виденных мною Парижа и Лондона.
Он заключает в своей окружности семь холмов; церквей, и там и сям рассеянных, насчитывают свыше 2 тысяч. Все они — каменные; главы и колокольни либо вызолочены, либо раскрашены, что издали представляет [170] приятную картину. Два столетия тому назад один болонский архитектор, по имени Аристотель, нанят был за большое вознаграждение в 1475 г. царем Иваном Васильевичем строить церкви, укрепления и стену этого города. Иовий говорит, что в Москве он воздвиг большой каменный храм во имя Блаж. Девы. После женитьбы на деспине, порфироносной дочери Фомы Палеолога, родственнице императоров византийских, этот князь стал жить с большей утонченностью... Хотя большая часть строении там из дерева, однако снаружи они довольно красивы и вперемежку с хоромами бояр представляют чудесный вид. Улицы широки и прямы; много обширных площадей; вымощены они толстыми, круглыми сплошными бревнами и укатываются санями, кои ездят по ним во множестве. При каждом жилище или боярских хоромах — дворы, службы, баня и сад. Главные ворота (т. е. Спасские) — велики и роскошны; близ них высится небольшая деревянная башня, где постоянно стоит часовой и на случай пожара, и для означения деревянной колотушкой по доске ночных часов, по захождении солнца. Самые лучшие и высокие здания не бывают больше, чем в два яруса, а у простого народа в один. Вот отчего этот город так и обширен. Серединою его текут — с юга р. Москва, давшая ему имя, а с севера — Неглинная; на той и другой — мельницы. Первая летом судоходна, зимой почти все время покрыта льдом. Р. Яуза течет предместьями другой части города. Он лежит под 55° 6’ широты и 66° долготы. Он имеет 3 ряда каменных стен с великолепными воротами; они опоясывают его тройным кругом; делится на 4 части: первая называется “Красный город” (pietra rossa), по окружающей его красной стене; вторая — “Белый город” (pietra bianca), где арсенал и мастерские и где льют пушки и колокола; здесь живет большая часть бояр, князей и других вельмож; третья — заключает разные рынки, из коих не меньше других домовый; четвертая — зовется “Стрелецкой слободой” (Stilitza slavoda); она назначена для жилья царской гвардии; но в ней живет очень много и другого простого народа. В первой части есть замок, окруженный рвом и снабженный хорошим гарнизоном; величиною он с большой город; там Царский дворец, а неподалеку жилище патриарха и другие дома главных сановников, также некоторые большие монастыри и больше 40 каменных церквей. В храме св. Михаила погребаются цари. В этой части живут наиболее богатые купцы, многие князья и главные бояре. Площадь перед замком очень обширна. Каждый день полна она народу; здесь производится торговля — вся она застроена лавками; все улицы [171] выходят на площадь; они очень широки и прямы; на каждой стороне — лавки. Замечательно, что для каждой специальности назначен свой ряд: торговцы шелком отделены от суконщиков и холщевников; всякое ремесло и производство имеет отдельное место. Один ряд, протянувшийся на добрую милю, занят живописцами, торгующими только образами; в других находятся рисовальщики цветов, плодов, видов; ремесленники, делающие только церковное облачение, имеют свой ряд; золотых дел мастера, работающее кубки, чаши и крышки отделены от других — серебреников и ювелиров; костоправы, отдельно от цирюльников, занимают другой ряд; сапожники и портные и шорники — тоже; так же и другие ремесленники.... Есть особый ряд, где торгуют только шерстью; там ее столько накидано, что идешь точно по матрасу, а другого производства или торговли в ней нет. Между предместьями — главное Кукуй; дома в нем деревянные, но красивы точно игрушки; оно предоставлено немцам. У лютеран там три кирки, у кальвинистов-голландцев и англичан — две, все без колоколов. Заведуют ими особые царские сановники. В ближайшей к нему слободе Басманной (Basmanik) живут перекрещенцы, принявшие московскую веру. Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть. В бытность мою в Москве, там проживал князь-христианин из Грузии, нашедший убежище при этом дворе. Жил он пышно и богато; от царя давалось ему обильное содержание. Был еще персидский посол-резидент, прекрасный человек, с одетою по-персидски челядью; он жил богато и пышно, пользовался почетом, но к целованию руки царь его не допускал, называя магометан и других неверных собаками; взамен того они целуют его колена.
См.: Ercole Zani, Relazione e viaggio della Moscovia. Bologna, 1690, стр. 27-34.

(пер. И. Ивакина)
Текст воспроизведен по изданию: Бернгард Таннер. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1891

© текст - Ивакин И. 1891
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Abakanovich. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ИОИДР. 1891