Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 31 октября 2016 г.

ТОМАС КАНЦОВ ПОМЕРАНСКАЯ ХРОНИКА

CHRONIK VON POMMERN
ИЗВЕСТИЕ О РОССИИ ВО ВРЕМЕНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА,
извлечённое Из Померанской Летописи Фомы Канцова, изданной Бемером (Boеhmer) в Штеттине, В 1835 году.

Умножение источников Русской Истории посредством точнейшего исследования Арабских и Скандинавских летописей весьма много способствовало к озарению некоторых эпох ея новым светом, хотя известия о России, сообщаемые иностранными летописями, не всегда бывают в состоянии выдержать строгое испытание критики.
Немецкие и франкские хроники и летописи еще по сие время не исследованы достаточным образом в отношении и к Русской Истории; а потому да позволено мне будет обратить внимание занимающихся Русскою Историю на одно место Померанской Хроники Фомы Канцова, указания коего, будучи сличены с нашими Летописцами, сообщающими весьма скудные известия об этом периоде, могут быть довольно занимательны. 
Померанская Хроника упоминает в начале, что в 1118 году Бернард, родом Испанец, посвященный Папою в Епископы, прибыл в Германию, а оттуда отправился в Померанию для обращения в Христианство тамошних язычников: чего весьма желал Польский Герцог Болеслав, дабы чрез то овладеть сею страною; но Проповедник должен был возвратиться назад, не достигнув своей цели, и прибыл сперва к Болеславу, а потом к Бамбергскому Епископу, Св. Оттону.
Далее продолжает Летописец на своем нижне-Германском языке следующим образом; мы переводим здесь его слова:

«В это время Русские, Прусаки и Померане, жившие еще в язычестве, заключили союз против Польского Герцога Болеслава, вторгнулись в его землю, и овладев городами и монастырями, разорили их, убили и увели в плен народу без числа, и пробравшись до Кракова, взяли этот город. Здесь Померане, из особенной ненависти к Полякам, вырыли гробы Королей и Герцогов, и, разбросав на все стороны кости их, совершив всякого рода насилия и неистовства, увели с собою людей и скот. Между тем Герцог Болеслав, подкрепленный друзьями своими, сразился прежде всего с Русскими и нанес им такое поражение, что они принуждены были просить мира и выдать за Болеслава дочь Короля своего, чрез что между ими водворилось на некоторое время согласие. Но дочь Короля их вскоре умерла, а [270] вслед за тем прекратилась и дружба с Поляками, что весьма безпокоило Герцога Болеслава, потому что он не в состоянии был противостать им. Тут он, не приступая к делу, выдумал хитрость и велел своему военачальнику (Feldhauptmann) Павлицкому, выбрав сильных воинов, бежать к Русскому Королю, как будто бы он Павлицкий был изгнан Болеславом. Русский Король принял их радушно, и так как они во всем вели себя верно и Король не имел на них никакого подозрения, то однажды, отправляясь на охоту, он взял их с собою. Они только дожидались удобного времени, и увидев, что оно пришло, схватили Короля, увели его с собою и привели к своему Государю Герцогу Болеславу. Таким образом сей последний одержал верх над Русскими без всякого кровопролития и даже не извлекал меча. Когда Король пожелал свободы, то он должен был заплатить за выкуп свой столько золота и серебра, что от того вся земля его обеднела. И притом они (Русские) должны были дать клятву, что впередь никогда не будут более помогать Померанам. По зтому случаю Русские отделились от Померан, помощию коих прежде они столь часто пользовались, и так как они оставлены были Померанами и находились в крайней бедности, то после сего не могли и не смели более восставать против Герцога Болеслава. Когда Померане отдалены были Болеславом от союза с Русскими, то он, Болеслав, вооружившись против [271] Померан всею своею силою, соединился с Датским Королем Николаем».

Далее Летописец рассказывает, что Померане заключились в крепостях своих, а Николай, Король Датский, появившись на море с большим флотом, соединился с Болеславом, осадил и взял Узедом: после чего Болеслав, по другим причинам « отозван был назад». Николай же остался, завоевал Воллин (Wollyn) и принудив Померанского Короля Вартислава просить мира. Он получил его от Датчан; но в следующий год Болеслав возвратился с большею силою, завоевал Штеттин и принудил граждан и поселян, которых он не велел уводить в плен, дать обещание и клятву, что они вместе с Князем своим примут Христианскую Веру. Но не нашлось никого, кто бы решился отправиться к Померанам для проповедывания Христианства, потому что жестокость их была известна, и Болеслав в течение трех лет тщетно искал между своими Епископами такого, который -бы согласился взять на себя это дело. Наконец Св. Оттон, Бамбергский Епископ, согласился на то, и в качестве Проповедника послан был с Польским толмачём Павлицием (Paulitius) к Померанам Папою Каликстом. Герцог Вартислав ласково принял его в Штаргарде и оказал ему пособие, так что Св. Оттон основал церкви сперва в Пирице (Pyritz), одном из Княжеских замков, а потом в Камине, столице Князя. — После, в следствие некоторых угроз Герцога Болеслава Польского, Христианство введено [272] было также и в Штеттине, в коем Св. Оттон провел зиму, чтоб укрепить тамошнюю Христианскую Церковь. За тем обращен был в Христианство и Воллин (Wollin), а так как тамошние язычники оказывали наиболее сопротивления, то Епископская резиденция учреждена в этом городе и Епископом туда назначен был Св. Адалберт, спутник Св. Оттона, разумевший Вендский язык. Хронологические указания, встречаемые в рассказе зтой Хроники, весьма не удовлетворительны: ибо в ней упоминается ясно один только год (1118), в который Испанец Бернард сделал первый опыт к обращению Померан; однако в Хронике сказано, что, три года спустя после сего, Герцог Болеслав принудил Померан (год спустя после отпадения Руссов от Поляков) к обещанию принять Христианство, и Папа Каликст послал в Померанию Св. Оттона, Епископа Бамбергского; а так как Каликст II, которого здесь разуметь должно, занимал Папский престол с 1119 до 1124, то из сего следует, что Померанская Хроника относит отпадение Руссов от союза с Померанами к пространству времени между 1119 и 1123 годами. Под Датским Королем Николаем, упоминаемым в этом повествовании, должно разуметь Короля Нильса (Niels), царствовавшего между 1105 и 1135 годами.
Неточный в своих повествованиях Длугош (Hist. Роlon. IV, S. 438) упоминает также о похищении Русского Князя, взятого в плен подобною хитростию одного знаменитого [273] Поляка, Петра Влощовича (Petius Wlosczowicz); этот Князь называется у него Ярополком Владимировичем, Князем Киевским, и пленение его показано в 1134 году. Сочинители Жизнеописания Св. Оттона, Богуфал и Кадлубек, называют, Русского Князя, взятого в плен подобным образом, «Володарем, Князем Перемышльским» 1 Длугош относит это пленение Володаря к 1127 и упоминает о выкупе его за такую сумму, которая привела в бедность всю Россию; однако он утверждает, что Володарь (Wolodar) взят в плен во время вторжения его в Польшу при городе Высокие (Wissokie). Вот какие различные показания сообщают нам иностранные Писатели об этом обстоятельстве; Русские же Летописцы почти совсем о том неупоминают 2.
Впрочем должно заметит, что Фома Канцов, сочинитель Померанской Хроники, родился в Стральзунде, в 1505 году, и учился сперва у Кранца в Ростоке, а потом у Меланхтона в Виттемберге; в 1528 году был Секретарем Померанских Князей Барнима IX и Георга І, которые управляли Помераниею (оба вместе с 1524 по 1531). Канцов имел под руками не только государственные, но также церковные и [274] монастырские архивы и основательно исследывал все древности, где бы они ни находились. из них-то он составлял с 1558 до 1542 (год его смерти) свою уважаемую всеми Учеными Померанскую Хронику. Главнейшие известия заимствовал он из монастырских и церковных архивов Камина,Букова, Эльдена, Штольне, Гробе, Штаргарда и Рюгена. Эти документы доходят до 1123 года, следовательно именно до того времени, к которому относятся помянутые сношения . Русских с Померанами. А потому сии известия, в сравнении с известиями Русских Летописцев, покажутся не чуждыми занимательности для всех любителей Русской Истории.
Ординарный профессор Дерптского университета Крузе

Комментарии
1. Володарь Ростиславович, Князь Перемышльский, упоминается также и Нестором, под 1100 годом.
2. Нестор, или скорее Сильвестр, который около этого времени продолжал Летопись, говорит только под 1122 годом, что в этом году Ляхи взяли в плен Володаря, брата Василька; но о причине и подробностях этого умалчивает.
(пер. Ф-К-Г. Крузе)
Текст воспроизведен по изданию: Известие о России во времена Владимира Мономаха, извлеченное из померанской летописи Фомы Канцова, изданной Бемером (Boehmer) в Штеттине, в 1835 году // Журнал министерства народного просвещения, № 5. 1836
© текст - Крузе Ф-К-Г. 1836
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Земляков В. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖМНП. 1836