Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Культура полей погребальных урн Железный век | ||||
Расселение носителей КППУ в 1300—750 годах до н. э. |
||||
В составе |
Лужицкая, террамар, Пилинская, Кновизская |
|||
---|---|---|---|---|
Локализация |
Германия |
|||
Датировка |
1300 — 750 гг. до н. э. |
|||
Носители |
кельто-венето-италики |
|||
Преемственность: | ||||
|
Содержание |
Культура полей погребальных урн развилась на основе культуры курганных погребений и стала предшественником гальштатской культуры. Преемственность с последней, а также лингвистические сведения указывают на вероятную принадлежность культуры носителям пракельтского языка (и, возможно, других индоевропейских языков).
Символы, обнаруженные на изделиях культуры, частично интерпретированы как числительные (цифры), но пока не расшифрованы до конца.
Культура полей погребений возникла в бронзовом веке и существовала на протяжении длительного времени (свыше 700 лет). Поля распространены по всей Европе. В ранний железный век в могильниках уже начинают встречаться погребения сожжённого праха в ямках без урн и трупоположения.
- C 1300 до 300 года до н. э. от Балтийского побережья до Дуная и от реки Шпрее до Волыни существовала самая древняя из имеющих отношение к континууму культур полей погребений — лужицкая культура.
- Примерно в 1000 г. до н. э. в долинах рек Дунай и Рейн в северо-западной части Швейцарии и Восточной Франции возникли южнонемецкая и порейнская культуры полей погребений. В начале железного века носители этих двух культур проникли далее на территорию Франции, а в 800-700 гг. до н. э. — на Пиренейский полуостров (Каталония, Кастилия), в 900-700 гг. до н. э. появились в Британии. На территории Италии вариантом данной культуры была культура Голасекка.
Хронология
Культура погребальных полей делится на несколько этапов (по Г. Мюллеру-Карпе):год до н. э. | |
---|---|
Bz D | 1300-1200 |
Ha A1 | 1200-1100 |
Ha A2 | 1100-1000 |
Ha B1 | 1000-800 |
Ha B2 | 900-800 |
Ha B3 | 800-750 |
Само существование этапа Ha B3 всё ещё представляется спорным, поскольку предположение о его существовании основано только на нескольких женских захоронениях. Как видно уже из самих произвольных 100-летних отрезков, периодизация в высшей степени условна. Фазы основаны на типологических изменениях, но они не были строго одновременными по всему ареалу распространения культуры. В будущем учёные рассчитывают получить больше радиоуглеродных и дендрохронологических данных для уточнения датировки этих периодов.
Происхождение
Согласно современным представлениям, культура зародилась на территории современных Нидерландов[1]. Х. Фоккенс полагает, что распространение культуры было связано не столько с миграцией населения, сколько с общим экономическим кризисом и сменой культурной парадигмы. Распространение КППУ сопровождалось переходом от трупоположения к трупосожжению в тех регионах, где последнее до того не практиковалось.Культура полей погребальных урн вырастает из предшествующей культуры курганных погребений. Переход совершается постепенно, как в особенностях керамики, так и в похоронных обрядах. В некоторых частях Германии (например, в Вёльферсхаймском пласте) трупосожжение и трупозахоронение существовали параллельно. Некоторые могилы содержат сочетание керамики культуры курганных погребений и мечей культуры полей погребальных урн (Кресброн, район Бодензее) или резной керамики курганной культуры вместе с ранними типами урнопольской[2] (Менген). На севере урнопольская культура утвердилась только в период Ha A2.
16 заколок, найденных в отложении на дне болота в Эльмозене (р-н Бад-Айблинг, Германия) покрывают собой весь хронологический период от Bz D до Ha A. Это демонстрирует, что в ритуалах существовала существенная непрерывность. На Луаре, Сене и Роне, отложения на дне некоторых бродов содержат находки от позднего неолита вплоть до самого урнопольского периода.
Общепринята точка зрения, что обычай кремации пришёл в Центральную Европу с Балкан, где он был широко распространён в восточной части культуры курганных погребений. Примерно в это же время некоторое распространение он получает также в тшинецкой и ранней лужицкой культуре.
Расселение и локальные группы
Локальные группы, различаемые главным образом по керамике, включают в себя:
- Южнонемецкая урнопольская культура:
- Нижнемайнско-швабская группа в южном Гессене и Баден-Вюртемберге, включая пласты в Марбурге и Ханау, на нижнем Майне и Фридбергер-Ахе.
- Рейнско-швейцарская группа в Рейнланд-Пфальце, Швейцарии и восточной Франции, (по-французски сокращённое название этой области — RSFO).
- Унштрутская группа в Тюрингии, смесь Кновизской культуры с южнонемецкой Урнопольской.
- Порейнская (Нижне-Рейнская) урнопольская культура:
- Нижняя гессенская группа
- Северо-нидерландо-вестфальская группа
- Северо-западная группа в области Дельты Рейна и Мааса
- Среднедунайская урнопольская культура:
- Велатице-Байердорф в Моравии и Австрии (велатицкая, подольская, байердорфская, штильфридская группы)
- Добова-Руше
- Хотин-Вал
- Чаканская культура в западной Словакии
- Юго-восточная урнопольская культура
- Другие культуры, входящие в континуум полей погребальных урн:
- Кновизская культура в западной и северной Богемии, южной Тюрингии и северо-восточной Баварии
- Милавичская культура в юго-восточной Богемии
- Северо-Восточно-Баварская группа, разделяемая на нижнюю (Баварскую) и верхнюю (Пфальцевскую) группы
Значительные некрополи во Франции находятся в Шатенэ и Лингольсхайме (Эльзас). Своеобразное земляное сооружение Голоринг было сооружено в Волькене под Кобленцем в Германии.
Связанные культуры
Восточноевропейская Лужицкая культура во многих чертах родственна культуре Полей Погребальных Урн, но продолжается и в Железном веке без существенных изменений.Пилиневская культура в северной Венгрии и Словакии вырастает из культуры Курганных Погребений, но также применяет и захоронения в урнах. В керамике прослеживаются тесные связи с культурой Гава, но на поздних этапах обнаружено сильно влияние Лужицкой культуры. С XI по VIII столетие до н. э. поля с урнами встречаются во Франции (Лангедок). Изменения в погребальном обряде скорее всего вызваны влиянием тенденций на востоке.
Этническая принадлежность
Ввиду отсутствия письменных источников, язык носителей Урнопольской культуры неизвестен. Если в 1960-е гг. ряд исследователей, напр., Ян Филип, отождествляли данную культуру с протокельтами на том основании, что в местах её распространения в исторический период нередко локализовывались кельтоязычные народы. Также известно, что примерно в IX веке до н. э. в северо-восточную Испанию проникают некоторые элементы Урнопольской культуры, в частности характерный погребальный обряд, что однако, не затрагивает основы местной Иберийской культуры, это явление отождествляют с первой волной расселения кельтов[3], которые, действительно, достоверно появляются в регионе в течение нескольких последующих веков. И в целом, конфигурация ареала распространения данной культуры примерно соответствует основным районам, откуда спустя несколько веков будет осуществляться кельтская экспансия, задокументированная во многих источниках.Уже в 1970-е гг. этот взгляд подвергся критике. Хавьер де Ос указывал, что урнопольская культура оказала влияние на ряд очевидно некельтских (реты, иберы) народов, либо таких, чья кельтоязычность не доказана однозначно (лигуры). С его точки зрения, урнопольская культура была конгломератом народов, среди которых кельты могли играть определённую активную роль, но не более. Наследующая большинство черт культуры Погребальных Урн Гальштатская культура связывается с кельтами уже с большей вероятностью. С другой стороны, ряд кельтоязычных народов (ирландцы) не могут быть выведены ни от урнопольской культуры, ни от гальштатской.
Наконец, представляется равно вероятным и то, что распространение полей погребений не является результатом экспансии какого-нибудь одного народа или генетически связанных народов, а главный типологический признак — погребальный обряд — был принят этнически разными группами населения Европы независимо. Поскольку мы не обладаем в настоящее время достоверными сведениями о ходе и продолжительности этногенеза кельтов и других народов древних эпох, и общность материальной культуры не всегда означает прямую привязку к социальным и политическим единицам, этот вопрос остаётся дискуссионным.
Генетика
Анализ останков носителей культуры полей погребальных урн показал наличие 1 случая Y-хромосомной гаплогруппы R1b (пещера Лихтенштейн), 5 случаев I2a2b (пещера Лихтенштейн), 1 случай R1a (№ I0099, Хальберштадт, лужицкая)[4] и 2 случая предположительно гаплогруппы R1a1 (пещера Лихтенштейн)[5].Теория волны переселений
Широкое распространение в урнопольской культуре кладов (схронов), а также укреплённых поселений (городищ) рассматривается некоторыми учёными как свидетельство широкомасштабных боевых действий и потрясений. В письменных источниках зафиксировано несколько крахов и потрясений, приходящихся на времена, близкие к появлению Урнополья, имевших место в регионе восточного Средиземноморья, Анатолии и Леванта:- конец Микенской культуры, относимый к условной дате около 1200 до н. э.
- разрушение Трои VI около 1200 до н. э.
- сражения Рамзеса III с «народами моря», 1195—1190 до н. э.
- конец Хеттской империи 1180 до н. э.
- поселение филистимлян в Палестине около 1170 до н. э.
Исследователь Роберт Дрюс, пересмотрев и отвергнув гипотезу о переселениях, предположил, что наблюдаемые культурные ассоциации частично могут быть объяснены просто как результат появления и распространения нового способа ведения боя, основанного на вооружённых рубящими мечами[6] группах пехоты, заменивших колесницы. Дрюс предполагает, что политическая нестабильность, вызванная появлением этого вида войск в централизованных государствах, основу армий которых прежде составляли боевые колесницы (марьянну (англ.)), привела к падению династий и целых государств.
Селения
Поселения на открытой местности
Дома имели один или два свода. Некоторые были совсем небольшими, 4,5×5 м, как найденные у горы Рундер Берг в Швабском Альбе (Бад-Урах, Германия), 5-8 м длиной, как в южнонемецком Кюнциге, иные же достигали до 20 м в длину. Конструктивно они представляли собой плетнёвые мазанки на каркасе из столбов. Например, в древнем селении вблизи деревни Велатице (Южноморавского края Чехии было раскопано 44 такие постройки.В Кновизской культуре известны больши́е колоколовидные амба́рные я́мы. Например, в раскопанном древнем селении вблизи деревни Радонице Хомутовского района Чехии их было больше ста. Они использовались, вероятнее всего, для хранения зерна, и их количество свидетельствует, что хле́ба выращивалось и хранилось в избытке.
Свайные жилища
На озёрах южной Германии и Швейцарии сооружалось много свайных жилищ. Они состоят из простых однокомнатных мазанок или срубов. Поселение в Цуге (Швейцария) было уничтожено огнём и проливает свет на многие аспекты материальной культуры и организации поселений того времени. Там также было сделано много дендро-датировок.Укреплённые поселения
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Артефакты
Керамика
Другие сосуды включают кубки из кованой бронзы с клёпаными ручками (Енишовицкий тип) и большие котлы с некими приспособлениями (возможно для переноса). Деревянные сосуды также дошли до наших дней, но лишь в нескольких экземплярах: они оказались «законсервироваными» под водой, как образец из Auvernier (Neuchâtel), но могли быть распространены очень широко.
Орудия и оружие
Повозки
Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Клады
Клады очень характерны для Урнопольской культуры. Обычай угасает в конце Бронзового века. Они очень часто закладывались в реках и таких влажных местах, как болота. Поскольку такие места часто были совершенно недоступными, вероятнее всего, они представляют собой дары божествам. Другие клады содержат сломанные или бракованные изделия, которые, скорее всего, были бронзовым ломом для дальнейшей переплавки кузнецами. Поскольку поздние урнопольские клады часто содержат такой же набор предметов, что и ранние, некоторые учёные интерпретируют устройство таких схронов как способ обеспечить себе снаряжение в загробном мире. На реке Триё во французском департаменте Кот-д’Армор целые мечи были найдены вместе с многочисленными рогами красного оленя, что, вероятно, могло иметь какой-то религиозный символизм.Железо
Хозяйство
Погребальные обычаи
Могилы
На ранних этапах Урнопольского периода выкапывались могилы в форме человека, иногда с выложенным камнями дном, на который клались кремированные останки усопшего. Лишь позднее стало общепринятым помещение праха в урны. Некоторые исследователи высказывают предположения, что этот переход мог быть отражением коренных изменений в мифах людей той эпохи и/или их представлениях о земной и загробной жизни.
Размер полей погребений бывает различным: в Баварии они могут содержать до сотни могил, в то время как в крупнейшем некрополе в Баден-Вюртемберге в Даутмергене их всего 30. Покойные возлагались на погребальные костры в своих личных украшениях, на многих из которых остались следы огня, а иногда даже и следы принесённой в жертву пищи. Зачастую в захоронении находят неполные скелеты, однако останки после кремирования значительно крупнее, чем в римский период, что свидетельствует о том, что использовалось меньше древесины. Большинство погребальных полей-некрополей были покинуты с концом бронзового века, лишь в Порейнском ареале они продолжали использоваться ещё в начале века железного (Ha C, а иногда даже и Ha D).
Кремированные кости могли просто быть помещены в ямы. Иногда тесное скопление костей свидетельствует о том, что они были положены или завёрнуты в какой-то органический материал, потом истлевший, а иногда кости в могилу были просто брошены. Если кости были помещены в урну, они часто покрывались плоской чашей или камнем. В особом типе захоронений (так называемые колоколовидные могилы) урны целиком покрыты перевёрнутыми сосудами большего размера. Поскольку могилы редко накладываются, возможно, их отмечали деревянными столбами или камнями. Захоронения, размеченные камнями, типичны для Унштрутской группы.
Погребальные дары
Могилы знати
См. также
- Докельтское население Западной Европы
- Пещера Лихтенштейн — археологический памятник позднего бронзового века, скелеты из которого подверглись исследованию древней ДНК
- Символы культуры полей погребальных урн
- Золотая шляпа
- Солнечный крест
- Мюллер-Карпе, Герман
Примечания
- ↑ Fokkens, Harry (1997). The genesis of Urnfield: economic crisis or ideological change? In: Antiquity 71, pp. 360—373.
- ↑ Название «урнопольская культура» не является в настоящее время официально признанным, однако, каждый раз писать «культура полей погребальных урн» — слишком сильное нарушение стиля и удобочитаемости, а опускание части этого названия приводит к искажению смысла. Так что два единственно удобных варианта, как можно по-русски называть эту культуру, — это КППУ или урнопольская, что этимологически вполне родственно Urnenfeld или Urnfield.
- ↑ Ранний железный век на Пиренейском полуострове
- ↑ Massive migration from the steppe is a source for Indo-European languages in Europe
- ↑ Mitochondrial and Y-chromosome haplogroups extracted from historic and prehistoric human remains in Europe and related remains in Asia, arranged chronologically
- ↑ Drews. R (1993) «The End of the Bronze Age: Changes in Warfare and the Catastrophe Ca. 1200 B.C.» Princeton University Press ISBN 0-691-04811-8
Литература
- J. M. Coles/A. F. Harding, The Bronze Age in Europe (London 1979).
- G. Weber, Händler, Kieger, Bronzegießer (Kassel 1992).
- Ute Seidel, Bronzezeit. Württembergisches Landesmuseum Stuttgart (Stuttgart 1995).
- Konrad Jażdżewski, Urgeschichte Mitteleuropas (Wrocław 1984).
- Association Abbaye de Daoulas (eds.), Avant les Celtes. L’Europe a l’age du Bronze (Daoulas 1988).
Ссылки
Культура полей погребальных урн на Викискладе? |