Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Этническая принадлежность тавров неясна. Точно не известно, на каком языке говорили тавры, хотя делались попытки отнести его к индоевропейским (индоиранским) языкам, а в сообщении анонимного автора V века (Псевдо-Ариана) таврский язык назван готским, то есть (германским).
Тавры, на определённом этапе существования, соответствуют археологической Кизил-кобинской культуре. С таврами археологи связывают многочисленные памятники этой культуры, расположенные в горном и предгорном Крыму.
Сведения античных авторов и эпиграфики
Впервые о таврах упоминает Геродот, в рассказе о скифо-персидской войне. Тавры были среди тех народов, которые отказали скифам в помощи против персов. Геродот писал, что они жили в горной местности на полуострове, вдающемся в Понт, между Керкинитидой и Херсонесом Скалистым (до Керченского пролива). Эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, они приносили в жертву своей богине Деве, в которой некоторые греки видели Ифигению. Пленников ударяли дубиной по голове и сбрасывали в море или, по другим сведениям, закапывали в землю. Захваченным в бою врагам отрубали головы и выставляли их вокруг дома на высоких шестах в качестве охранителей. «Живут тавры грабежом и войной», заканчивает Геродот. Таврский царь (или цари) присутствовал на совете племён перед вторжением персов.В найденном в Херсонесе декрете в честь Диофанта, полководца царя Митридата, относящемся ко II веку до н. э., упомянуто, что были подчинены тавры, жившие около Херсонеса. Царь Боспора Аспург, судя по ряду надписей, в начале I века подчинил многие окрестные племена, в том числе и тавров.
В дальнейшем сведения о таврах чрезвычайно разрозненны. Страбон писал, что в гавани Симболон (Балаклава) недалеко от Херсонеса собирались их банды и грабили корабли.[1] Тацит упоминал о гибели в 49 году в земле тавров части римских воинов, ставших жертвами кораблекрушения, в том числе префекта когорты.[2] Аммиан Марцеллин также говорил о свирепости этого племени и о том, что римская чернь ревёт подобно таврам. Он также указывал, что три таврских племени: арихи, синхи (возможно, Синды) и напеи — наиболее злобны. Относительно обычая жертв Деве, которую также называли Орсилохой, Аммиан сообщал, что жертв закалывали, а их головы прибивали на стены храма «как вечные памятники славным деяниям».[3]
На территории Херсонеса были найдены надгробия с указанием о том, что покойный был убит таврами, а на территории Боспорского царства на некоторых надгробиях было написано, что сам умерший был тавром.
Можно предполагать деление тавров на разные племена, возглавляемые вождями. Поклонение Деве было воспринято от тавров и жителями Херсонеса, но без сопутствующих жертвоприношений.
Примечания
Ссылки
- Храпунов И. Н. «Очерки этнической истории Крыма в раннем железном веке. Тавры. Скифы. Сарматы». Симферополь, «Таврия», 1995. (адаптированный вариант).
- Геродот. История.