Originally posted by bigbeast_kd at Жду пинков )))
Глава 1. Пруссы, Скальвы, Ятвяги.
Вся Пруссия делится на три части – леса, болота и озера. Юго-восточный угол Прибалтики между Вислой и Неманом выглядел так же, как земли по соседству. От Дании до Финляндии пейзажи одни и те же – свинцовые волны, белый песок, к которому подступают густые леса, россыпи мелких озер, окруженных камышами, топкие заболоченные равнины, неспешно текущие реки, которые век за веком наносили косы, огородившие от ярости холодного моря просторные заливы, оставленные ушедшим ледником гряды и холмы.
Здесь, на земле, порождавшей волны великих переселений, время как будто остановилось. Последние варвары Европы, чтущие своих языческих богов и допотопные традиции - им не было места в новом мире.
К XI веку великое расширение европейской цивилизации, перехлестнувшей за доселе незыблемый римский лимес, было завершено. Если до того балты, славяне и финно-угры Прибалтики были одними из многих, не хуже и не лучше других, то теперь железное кольцо новых христианских государств стиснуло их со всех сторон. Дания, Швеция, Германия, Польша, Русь – вчерашние варвары жаждали урвать свою долю пирога. Выбор был прост – кто не создаст своего государства, будет принадлежать чужому.
Балтские племена жили здесь уже тысячелетия. Их языки считаются самыми архаичными из индоевропейских. Некогда на них говорили от Вислы до Волги, сегодня же – только в Латвии и Литве. Это последние осколки древнего языка пришедших в Европу индоевропейцев. Отсюда растут неожиданные параллели с такими вроде бы далекими от Балтийского моря языками, как фракийские, иллирийские и иранские. Отсюда же, из их статуса живых ископаемых – очень высокая схожесть балтийских языков между собой и столь же резкое разграничение с остальными языками Европы, даже с близкородственными славянскими.
Да, славяне по языку – самая близкая родня балтов. Единого мнения о том, какого рода это родство, нет. Праславянский язык может быть прямым потомком одного из балтских, может быть братом прабалтского, наконец, оба языка могли просто быть «сводными» братьями, росшими бок о бок. В любом случае, балты и славяне испокон веку жили рядом, и постепенно последние все больше и больше переваривали в себе первых, прижимая их к узкой полоске морского побережья. Лишь названия рек и озер хранят теперь память о древнем населении Восточноевропейской равнины.
К концу 10 века процесс расселения славян по Восточной Европе окончательно завершился. Народам, говорящим на балтских языках, осталась полоса побережья Балтики от Вислы до Западной Двины. Вглубь континента их земли простирались не далее полутысячи километров. По всему периметру их окружили княжества Руси и Польши. Поляки в основном ограничивались набегами. Балты в долгу не оставались, тем более что польские князья, как мы увидим, сами обожали втянуть соседей в свои междоусобные свары. У русских князей для этих нужд были степняки. Балтов же полагалось обложить данью, и ждать, когда они в следующий раз пойдут набегом. Поползновений обратить балтов в истинную веру или подчинить своей власти не предпринималось. Сложившееся равновесие предстояло нарушить немцам, которые как раз закончили покорять и крестить балтийских славян.
Балтийские языки делились на две большие группы. Восточнобалтийские – это современные литовский, латгальский и латышский, а также вымершие земгальский, селонский и куршский. Западнобалтийские – все вымершие: прусский, галиндский, ятвяжский и условно называемый «поморо-балтийским» язык исчезнувших без вести племен польского Поморья. То есть, население Пруссии при всей своей близости к литовцам и латышам, было все-таки отличным от них. Примерно как поляки от белорусов. Для завоевателей все население земель Восточной Пруссии было пруссами. На деле же скальвы и судавы, те из них, кто не ушел в Литву, войдут в состав прусского народа только в XIV веке. Пока это полностью самостоятельные народы.
Юго-восток Пруссии населяли судавы. Тем, кто знаком с историей Киевской Руси, более известно их второе имя - ятвяги. Это древний народ, впервые упоминаемый еще Птолемеем во II веке. Судавы феноменально долго – с первого тысячелетия до нашей эры и вплоть до конца XIII века сохраняли манеру погребения покойных в каменных курганах. То есть, к описываемому времени этот народ существовал полтора тысячелетия, а может и больше. Территория судавов расстилалась от среднего Понеманья до верховьев Нарева и среднего Побужья, занимая юго-запад Литвы, восток Калининградской области, северо-восток Польши и запад Белоруссии. Поэтому я не буду здесь рассказывать о ятвягах – хотя они и занимали значительную часть земель Пруссии, от больших Мазурских озер до Немана, для самих ятвягов это была всего лишь северо-западная граница. Большая часть их истории касается Литвы, Белоруссии и Мазовии.
Нижнее течение Немана заселяли скальвы. Они были либо родственны куршам, либо находились под их сильным влиянием. Скаловия (на немецком - Шалауэн) раскинулась по обоим берегам Немана, до нижнего течения реки Юра включительно. Центром Скаловии была Раганита (город Неман). Неподалеку от нее на северном берегу реки находится культовый языческий центр – холм Рамбинас, увенчанный до начала 19 века плоским камнем, на котором молодожены и жаждущие изобилия совершали жертвоприношения. Вода с Рамбинаса считалась целебной. Современные литовцы устроили здесь региональный парк, что как нельзя лучше устроило бы их предков-язычников.
Увы, поселения скальвов практически не изучены археологами, поэтому сказать что-то об особенностях их быта невозможно. К счастью, скальвы не скупились, провожая усопших на тот свет. Поэтому информацию о них сохранили могильники. Они делятся на две компактные группы, отличающиеся мелкими деталями – северную и южную. В источниках начала XIII века между Скальвой и Курсой фигурирует земля Ламата. По-видимому, к ней и относится северная группа могильников. Южная же группа обозначает собственно Скальву. Различия между этими племенами незначительны. Ламаты хоронили с мужчиной коня, скальвы же ограничивались упряжью. Зато они щедрее снабжали покойника оружием. При кремации скальвы зачем-то гнули и ломали оружие, чего не делали ламаты.
В районе Клайпеды и по Куршской косе обитал народ бравых морских разбойников -куршей. Хотя какая-то их часть и жила на территории Пруссии, но Куршская история – это часть истории Ливонии. Наконец, рядом с судавами, в мазурском поозерье, располагалась земля Галиндия. Она, как и Судавия, усыпана озерами, лежащими среди песчаных дюн. Народ галиндов упоминается рядом с судавами все тем же Птолемеем во II веке. Культурно они тогда были близки прочим западным балтам. В VI-VIII веках галинды обретают свое собственное лицо. Здесь, в западной части Мазурского Поозерья, появились пришельцы из среднего Подунавья. В их обиходе совмещались лангобардские, аварские и славянские черты культуры. Щупальце Аварского каганата, наводящего ужас на Восточную Европу, дотянулось и до Пруссии. Территория, населяемая так называемой «мазурской культурной группой» была невелика – 60 на 60 километров. Зато военно-политическая тень, стоящая за ее спиной, распространила влияние галиндов от моря до центральной Литвы. У них возникает свое товарное ремесло, скрестившее балтские и дунайские традиции. Однако, насколько мы знаем авар, человеколюбие и мирный нрав их достоинством не были. Вряд ли галинды отказывались от участия в набегах, и любви соседей им это явно не прибавляло. В начале VIII века пруссы разгромили Галиндию, увезли богатую добычу, и низвели ее до положения слабой и зависимой земли. Конец галиндам положили, видимо, польские походы. К началу XIII века Галиндия превратилась в пустошь.
Вся Пруссия делится на три части – леса, болота и озера. Юго-восточный угол Прибалтики между Вислой и Неманом выглядел так же, как земли по соседству. От Дании до Финляндии пейзажи одни и те же – свинцовые волны, белый песок, к которому подступают густые леса, россыпи мелких озер, окруженных камышами, топкие заболоченные равнины, неспешно текущие реки, которые век за веком наносили косы, огородившие от ярости холодного моря просторные заливы, оставленные ушедшим ледником гряды и холмы.
Здесь, на земле, порождавшей волны великих переселений, время как будто остановилось. Последние варвары Европы, чтущие своих языческих богов и допотопные традиции - им не было места в новом мире.
К XI веку великое расширение европейской цивилизации, перехлестнувшей за доселе незыблемый римский лимес, было завершено. Если до того балты, славяне и финно-угры Прибалтики были одними из многих, не хуже и не лучше других, то теперь железное кольцо новых христианских государств стиснуло их со всех сторон. Дания, Швеция, Германия, Польша, Русь – вчерашние варвары жаждали урвать свою долю пирога. Выбор был прост – кто не создаст своего государства, будет принадлежать чужому.
Балтские племена жили здесь уже тысячелетия. Их языки считаются самыми архаичными из индоевропейских. Некогда на них говорили от Вислы до Волги, сегодня же – только в Латвии и Литве. Это последние осколки древнего языка пришедших в Европу индоевропейцев. Отсюда растут неожиданные параллели с такими вроде бы далекими от Балтийского моря языками, как фракийские, иллирийские и иранские. Отсюда же, из их статуса живых ископаемых – очень высокая схожесть балтийских языков между собой и столь же резкое разграничение с остальными языками Европы, даже с близкородственными славянскими.
Да, славяне по языку – самая близкая родня балтов. Единого мнения о том, какого рода это родство, нет. Праславянский язык может быть прямым потомком одного из балтских, может быть братом прабалтского, наконец, оба языка могли просто быть «сводными» братьями, росшими бок о бок. В любом случае, балты и славяне испокон веку жили рядом, и постепенно последние все больше и больше переваривали в себе первых, прижимая их к узкой полоске морского побережья. Лишь названия рек и озер хранят теперь память о древнем населении Восточноевропейской равнины.
К концу 10 века процесс расселения славян по Восточной Европе окончательно завершился. Народам, говорящим на балтских языках, осталась полоса побережья Балтики от Вислы до Западной Двины. Вглубь континента их земли простирались не далее полутысячи километров. По всему периметру их окружили княжества Руси и Польши. Поляки в основном ограничивались набегами. Балты в долгу не оставались, тем более что польские князья, как мы увидим, сами обожали втянуть соседей в свои междоусобные свары. У русских князей для этих нужд были степняки. Балтов же полагалось обложить данью, и ждать, когда они в следующий раз пойдут набегом. Поползновений обратить балтов в истинную веру или подчинить своей власти не предпринималось. Сложившееся равновесие предстояло нарушить немцам, которые как раз закончили покорять и крестить балтийских славян.
Балтийские языки делились на две большие группы. Восточнобалтийские – это современные литовский, латгальский и латышский, а также вымершие земгальский, селонский и куршский. Западнобалтийские – все вымершие: прусский, галиндский, ятвяжский и условно называемый «поморо-балтийским» язык исчезнувших без вести племен польского Поморья. То есть, население Пруссии при всей своей близости к литовцам и латышам, было все-таки отличным от них. Примерно как поляки от белорусов. Для завоевателей все население земель Восточной Пруссии было пруссами. На деле же скальвы и судавы, те из них, кто не ушел в Литву, войдут в состав прусского народа только в XIV веке. Пока это полностью самостоятельные народы.
Юго-восток Пруссии населяли судавы. Тем, кто знаком с историей Киевской Руси, более известно их второе имя - ятвяги. Это древний народ, впервые упоминаемый еще Птолемеем во II веке. Судавы феноменально долго – с первого тысячелетия до нашей эры и вплоть до конца XIII века сохраняли манеру погребения покойных в каменных курганах. То есть, к описываемому времени этот народ существовал полтора тысячелетия, а может и больше. Территория судавов расстилалась от среднего Понеманья до верховьев Нарева и среднего Побужья, занимая юго-запад Литвы, восток Калининградской области, северо-восток Польши и запад Белоруссии. Поэтому я не буду здесь рассказывать о ятвягах – хотя они и занимали значительную часть земель Пруссии, от больших Мазурских озер до Немана, для самих ятвягов это была всего лишь северо-западная граница. Большая часть их истории касается Литвы, Белоруссии и Мазовии.
Нижнее течение Немана заселяли скальвы. Они были либо родственны куршам, либо находились под их сильным влиянием. Скаловия (на немецком - Шалауэн) раскинулась по обоим берегам Немана, до нижнего течения реки Юра включительно. Центром Скаловии была Раганита (город Неман). Неподалеку от нее на северном берегу реки находится культовый языческий центр – холм Рамбинас, увенчанный до начала 19 века плоским камнем, на котором молодожены и жаждущие изобилия совершали жертвоприношения. Вода с Рамбинаса считалась целебной. Современные литовцы устроили здесь региональный парк, что как нельзя лучше устроило бы их предков-язычников.
Увы, поселения скальвов практически не изучены археологами, поэтому сказать что-то об особенностях их быта невозможно. К счастью, скальвы не скупились, провожая усопших на тот свет. Поэтому информацию о них сохранили могильники. Они делятся на две компактные группы, отличающиеся мелкими деталями – северную и южную. В источниках начала XIII века между Скальвой и Курсой фигурирует земля Ламата. По-видимому, к ней и относится северная группа могильников. Южная же группа обозначает собственно Скальву. Различия между этими племенами незначительны. Ламаты хоронили с мужчиной коня, скальвы же ограничивались упряжью. Зато они щедрее снабжали покойника оружием. При кремации скальвы зачем-то гнули и ломали оружие, чего не делали ламаты.
В районе Клайпеды и по Куршской косе обитал народ бравых морских разбойников -куршей. Хотя какая-то их часть и жила на территории Пруссии, но Куршская история – это часть истории Ливонии. Наконец, рядом с судавами, в мазурском поозерье, располагалась земля Галиндия. Она, как и Судавия, усыпана озерами, лежащими среди песчаных дюн. Народ галиндов упоминается рядом с судавами все тем же Птолемеем во II веке. Культурно они тогда были близки прочим западным балтам. В VI-VIII веках галинды обретают свое собственное лицо. Здесь, в западной части Мазурского Поозерья, появились пришельцы из среднего Подунавья. В их обиходе совмещались лангобардские, аварские и славянские черты культуры. Щупальце Аварского каганата, наводящего ужас на Восточную Европу, дотянулось и до Пруссии. Территория, населяемая так называемой «мазурской культурной группой» была невелика – 60 на 60 километров. Зато военно-политическая тень, стоящая за ее спиной, распространила влияние галиндов от моря до центральной Литвы. У них возникает свое товарное ремесло, скрестившее балтские и дунайские традиции. Однако, насколько мы знаем авар, человеколюбие и мирный нрав их достоинством не были. Вряд ли галинды отказывались от участия в набегах, и любви соседей им это явно не прибавляло. В начале VIII века пруссы разгромили Галиндию, увезли богатую добычу, и низвели ее до положения слабой и зависимой земли. Конец галиндам положили, видимо, польские походы. К началу XIII века Галиндия превратилась в пустошь.