Originally posted by bulochnikov at Как президенту уволить губера? Только посадить его. А более никак.
Ультиматум
Кудрина, в котором он заявил, что у правительства нет денег на
выполнение майских указов президента, — результат феерической победы
"Единой России". Начало работы новой Государственной думы, необходимость
правительству предлагать новые варианты бюджетного планирования — все
это является серьезным поводом для того, чтобы рассмотреть
взаимодействие Президента, Правительства и Госдумы. Дело в том, что
естественное развитие отношений в этой тройке всегда приводило к очень
специфическому эффекту — возникновению заговора Правительства и Думы
против Президента.
Связано это с очень простой вещью. Дело в том, что ключевым источником развития российской экономики — не важно, растет она или падает, — является распределение государственных денег, бюджета. Его распределением у нас занимаются как раз Правительство в лице Минфина и Госдума, которая принимает закон о бюджете. Администрация Президента, которая формально отвечает за социально-политическую стабильность, на этот процесс влияния оказать не может. И это постоянно создает проблемы у всех кураторов социально-политического блока — в последние годы это были Владислав Сурков и Вячеслав Володин.
У них было какое-то количество губернаторов, глав региональных предприятий, которых хотелось поощрить. Но были и те, кого хотелось поругать. Главный критерий поощрения или наказания — бюджетные деньги. Поскольку деньги выделяет Правительство, на этой почве регулярно возникали острые конфликты между кураторами из Администрации Президента и Минфином. Поскольку контролировать распределение бюджетных средств Администрация Президента не может, у нее остается только один рычаг — антикоррупционные посадки и увольнения.
Каждое увольнение министра или даже замминистра — это скандал, а "посадка" чиновников такого уровня — не меньший скандал. Конструктивного же механизма решения проблемы не существует. Именно поэтому я не исключаю, что назначение Сергея Кириенко, который — безусловный технократ, человек, понимающий, как работают институты, — это попытка воссоздать тот механизм, который существовал в Администрации Президента до 1998 года.
Цели назначения Кириенко
Связано это с очень простой вещью. Дело в том, что ключевым источником развития российской экономики — не важно, растет она или падает, — является распределение государственных денег, бюджета. Его распределением у нас занимаются как раз Правительство в лице Минфина и Госдума, которая принимает закон о бюджете. Администрация Президента, которая формально отвечает за социально-политическую стабильность, на этот процесс влияния оказать не может. И это постоянно создает проблемы у всех кураторов социально-политического блока — в последние годы это были Владислав Сурков и Вячеслав Володин.
У них было какое-то количество губернаторов, глав региональных предприятий, которых хотелось поощрить. Но были и те, кого хотелось поругать. Главный критерий поощрения или наказания — бюджетные деньги. Поскольку деньги выделяет Правительство, на этой почве регулярно возникали острые конфликты между кураторами из Администрации Президента и Минфином. Поскольку контролировать распределение бюджетных средств Администрация Президента не может, у нее остается только один рычаг — антикоррупционные посадки и увольнения.
Каждое увольнение министра или даже замминистра — это скандал, а "посадка" чиновников такого уровня — не меньший скандал. Конструктивного же механизма решения проблемы не существует. Именно поэтому я не исключаю, что назначение Сергея Кириенко, который — безусловный технократ, человек, понимающий, как работают институты, — это попытка воссоздать тот механизм, который существовал в Администрации Президента до 1998 года.