Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 3 ноября 2016 г.

Пещеры Бхаджа (BHAJA CAVES)

Originally posted by masterok at Пещеры Бхаджа (BHAJA CAVES)


Пещеры Бхаджа - самые ранние буддистские святыни в Индии. Оба комплекса пещер находятся примерно в десятке километров от райцентра Лонавалы и входят в комплекс «Lonavala Caves»  который состоит их трех пещерных комплексов: Карла, Бхаджа и Бедсе, расположенных на скалистых холмах в долине реки Индраяни в штате Махараштра, лежащего примерно на полпути между Мумбаем и Пуной. . Архитектура обеиз комплексов схожа, однако есть что посмотреть в обоих кавернах. Чтобы попасть к пещерам нужно подняться по лестнице в 100 ступенек.

В наше время это тоже является небольшим испытанием, из-за количества палаток с сувенирами и зазывающих торговцев. Сверху у пещер есть площадки, откуда открывается замечательный вид на окрестности, лежащие внизу поля и посёлки. В целом пещерные комплексы не большие, и, конечно же не идёт в сравнение с комплексами Аджанты и Эллоры. И в отличии от них потока туристов сюда практически нет, вернее он совсем слабый.

Давайте посмотрим на них подробнее…

Фото 2.





В древние времена по долине реки Индраяни проходил караванный путь к торговым портам Араваийского моря Кальяну и Сопаре, который начинался во внутренних районов Декана и спускался к побережью через перевал Боргхат (Borghat pass) в Западных Гхатах близ населенного пункта Лонавала.

Обычно в те времена буддистские монахи сооружали свои обители (которые вначале служили им только в качестве убежища на период сезона дождей) рядом с населенными пунктами, расположенными на караванных путях (но не в самих поселениях, а некотором удалении от них).



Фото 3.





Этим обеспечивалось как уединение обитателей монастыря от мирской жизни, так и возможность дарителям из крестьян без труда обеспечивать общину пищей, а купцам и знатным людям  – финансировать и организовать сооружение религиозных объектов и жилых помещений для монахов.

Пещеры Бхаджи, наряду с пещерным монастырем Питалкхора, пещерами Кондане и пещерой N 10 Аджанты, относятся к самым древним пещерным буддистским сооружениям Индии и датируются концом 3-го – началом 2-го века до н.э. Старше их по дате создания являются только расположенные в Бихаре пещеры адживиков Барабар (Barabar Caves) которые мы уже обсуждали, и находящиеся недалеко от них джайнские пещеры Сон Бхандар (Son Bhandar Caves).



Фото 4.





Буддистский пещерный комплекс Бхаджа вырублен в ориентированном на запад невысоком скальном обрыве, расположенном близ вершины холма, возвышающегося над одноименной деревней. Перепад высоты от подошвы холма до монастыря составляет около 120 м.

По нумерации ASI в состав Бхаджи входит 22 пещеры, среди которых самыми известными являются пещера N 12 – грандиозная чайтья-гриха(зал общих собраний монахов), являющаяся главной достопримечательностью монастыря, и пещера N 18 с хорошо сохранившимися барельефами 1-2 веков до н.э..

Объекты основной нумерации ASI монастыря Бхаджа размещены на трех условных участках: северная площадка (пещеры с N 1 по N 17), южная площадка (пещера N 18 и ряд небольших пещер) и соединяющая их тропа с расположенными на ней в скальной нише 14-тью ступами. Кроме этого на всем протяжении скального утеса вплоть до южного водопада разбросаны небольшие пещеры-вихары в разной степени сохранности, которые не входят в основную нумерацию (такие объекты обычно нумеруются по мере их открытия римскими цифрами).



Фото 5.





Дорога к монастырскому комплексу начинается от аккуратной деревенской парковки, за которую взимается плата в размере 10 рупий.





Общая длина северной площадки около 100 м, а ширина в самой широкой части – метров пятнадцать. Слева, немного обособленно, расположены самые ранние пещеры с N 1 по N 8.



Фото 7.





Центральная чайтья-гриха монастыря Бхаджа не так огромна и импозантна как чайтья-гриха в Карле, но она по своему гармонична и изящна и к тому же имеет ряд интересных особенностей.

Во-первых, по общему мнению ученых в отличии от святилищ в Карле и Канхери, имеющих узкие и высокие веранды с фасадной стеной высеченной из камня, в древние времена перед аркой главного зала собраний Бхаджи находилось огромное деревянное сооружение, состоявшее вероятно из деревянной конструкции-экрана перед аркой проема (см. остатки пазов для балок выше верхнего фриза на фотографии внизу) и портика-мандапы, имеющего высоту примерно до нижнего края арки.



Фото 8.





Во-вторых чайтья-гриха Бхаджи имеет наклонные колонны, что вероятно является наиболее точным повторением архитектуры деревянных зданий того периода, в которых наклон колонн был необходим для распора арочного свода здания.

В пещерных сооружениях по понятным соображениям в наклоне колонн нет никакой необходимости, а высекать ряды наклонных колонн из монолита все-таки довольно сложно, поэтому все последующие пещерные чайтьи-грихи сооружались уже с вертикальными колоннами.



Фото 9.





Главный зал собраний буддистских монахов (собственно чайтья-гриха) имеет традиционную планировку: удлиненное помещение с закругленной (апсидальной) задней стенкой и огибающий помещение ряд из 27-ми колонн, которые отделяют основное пространство зала от коридора-обхода.

Размеры зала составляют: глубина – 17 м, ширина – 8 м и высота – 8.8 м. Ширина коридора-обхода – немногим более 1 м.



Фото 10.





Одним из самых удивительных сооружений Бхаджи является декоративный свод потолка, сооруженный из тиковых ребер и прогонов более 2200 лет тому назад и сохранившийся в целости и сохранности до наших дней. Всего таких конструкций, насколько я знаю, с древних времен до наших дней сохранилось всего две: еще одна находится в чайтья-грихе монастыря Карла.

Но в Карле толком рассмотреть древнюю деревянную конструкцию практически невозможно – огромный полутемный зал и высоченный (14 м)  потолок. В Бхадже же помещение после обеда полностью освещается солнечным светом и все детали и особенности конструкции свода прекрасно видны.

В конце пещеры арочный свод заканчивается деревянной конструкцией в виде полукупола, под которым находится каменная ступа.



Фото 11.





Монолитная каменная ступа имеет традиционную тхеравадинскую форму и состоит из цилиндрического основания, полусферического тела ступы (анды) и хармики – кубического навершия, украшенного орнаментом. Нижняя часть хармики является частью монолита ступы, а верхняя – своеобразной каменной крышкой с реликварной камерой внутри и отверстием на верхней плоскости, предназначенным для установки священного зонта.

Между ступой и колоннами оставлено неширокое пространство для традиционного обхода.



Фото 12.





В отличии от подобных сооружений немногим более поздних периодов колонны чайти-грихи в Бхадже  имеют очень простую форму: восьмиугольные наклонные столбы без базы и капители. На нескольких колоннах высечены небольшие выпуклые рельефные изображения, представляющие собой символику раннего буддизма.

На колоннах сзади и справа от ступы сохранились остатки рисунков, изображающих Будду, которые датируются не ранее 5-6 веков н.э.



Фото 13.



Фото 14.



Фото 15.





В вестибюле пещеры N 11 из куска обвалившегося скального перекрытия высечен алтарь йони – символического изображения женского лона в шиваизме. Время и история появления этого небольшого святилища неизвестны.

Обычно такого вида алтари изображают пару линга-йони, т.е. в центре йони установлен шивалингам – невысокий цилиндр  со закругленным в виде полусферы верхним концом, являющийся символическим изображением мужского детородного органа. Пара линга-йони, символизирующая слияние мужского и женского начала в мироздании, является одним из основных и самых почитаемых символов в шиваизме и имеет доарийское происхождение, связанное с древнейшими культам плодородия.







Здесь шивалингам по неизвестной причине отсутствует. Вроде бы у шактистов есть алтари, изображающие йони без лингама, но в данном случае причина скорее всего более прозаическая и связана с разрушением этой части алтаря по неизвестной причине.

Кстати такие изображения йони очень удобны для ориентации по сторонам света: ее удлиненный конец с канавкой всегда и везденаправлен строго на север.



Фото 16.



Фото 17.



Фото 18.



Фото 19.





Справа от чайтья-грихи расположена двухэтажная вихара с кельями для проживания монахов, которая состоит из четырех нумерованных пещер: N 13 и N 14 – внизу и N 15 и N 16 – наверху.

В отличии от находящихся слева пещер NN 9-11 фронтальная часть скалы перед пещерами NN 13-16 довольно хорошо сохранилась. Поэтому здесь хорошо видны фризы в с чередованием арок в форме листа пипала и орнамента с мотивом ведики, которые составляют единую композицию с архитектурными элементами, обрамляющими главную арку входного проема чайтья-грихи.



Фото 20.





Находящаяся внизу и сразу справа от чайтьи-грихи пещера N 13 имеет три фронтальные и две боковые кельи, выходящие в единый вестибюль, по бокам которого высечены две каменные лежанки.

Здесь примечательны каменные решетки окон боковых келий, которые в скальной архитектуре встречаются довольно редко. Еще одно подобное окна с каменной решеткой можно увидеть здесь же в Бхадже – в пещере N 18.  Похожие каменные решетки находятся и в старейшей пещере N 9 буддистского монастырского комплекса Кондевита в Мумбае.



Фото 21.





После пещеры N 17 северная площадка сужается и переходит в тропу, ведущую к южной площадке с пещерой N 18.

На фотографии ниже хорошо видна лестница за пещерой N 14, по которой можно подняться на второй этаж к пещерам N 16 и N 15.





Примерно на полпути к южной площадке находится по своему уникальное для истории раннего буддизма место, которое во многих статьях упорно называют «кладбищем», слепо повторяя в течении ста пятидесяти лет это неудачное определение основателя ASI.



Здесь частично на открытой площадке (которая раньше находилась под обрушившимся ныне скальным козырьком), а частично в неглубокой скальной нише расположены четырнадцать небольших монолитных каменных ступ.

Согласно надписям письмом брахми, сохранившимся на боковых поверхностях восьми из них, каждая отдельная ступа была воздвигнута в честь какого-либо монаха, вероятно достигшего высокого уровня просветления, а в  реликвариях этих ступ (обычно расположенных в хармике) соответственно находился пепел, оставшийся после кремации тела святого подвижника.







В качестве примера: надпись на второй ступе (по Дж. Бёрджессу) звучит так:«The Thupo of the venerable reverend Dhamagiri» («Ступа преподобного многоуважаемого Дхамагири»). В разных источниках монахов, чей пепел был помещен в реликварии этих ступ, называют или «archats» (архат – человек достигший просветления и вышедший из колеса перерождений, но не обладающий свойствами Будды), или«sthaviras» (санскр.), «theras» (пали) – старцы, старейшины, но их действительный статус и причины сооружения для каждого из них отдельной ступы точно не известены.







Девять из четырнадцати ступ расположены в ряд на открытом пространстве.

Остальные пять ступ находятся в скальной нише расположенной у северной оконечности группы (сразу за первой ступой с уцелевшей фигурной хармикой).




Главная художественная достопримечательность этого места, изображения которой есть во всех книгах по ранним буддистским храмам, начиная уже с 19-го века – это первая в ряду ступа с изысканной хармикой в виде обратной пирамиды, поверхность которой покрыта филигранной резьбой по камню. В центре полусферы (ниже и чуть левее находящейся по центру выбоины) хорошо видна полуистертая надпись, написанная письмом брахми.


Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

Метров через тридцать после ступ тропа расширяется и выходит на южную площадку, которой собственно и заканчивается территория монастыря Бхаджа.

Здесь находится знаменитая пещера N 18, которая была раскопана еще в конце 19-го века и несколько небольших пещер, которые очищались и исследовлись уже в последующие периоды.




Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

Сразу слева перед выходом на площадку расположена небольшая пещера-келья. Еще одна подобная пещера находится в самом конце площадки рядом с водопадом.




Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

Главный объект южной площадки – пещера N 18 – представляет собой буддистскую вихару с верандой, отделенной от внешнего пространства колоннадой, состоящей из шести колонн и двух пилястров.




Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)shus

Это самая необычная вихара среди пещерных сооружений раннего буддизма. При наличии у нее ряда уже ставших стандартными для таких пещерных сооружений решений, в ней все-таки присутствует много нетрадиционного. Поэтому у меня создалось впечатление, что эта вихара была спроектирована и высечена какими-то другими, возможно пришлыми мастерами, имевшими отличные от местных строителей традиции.


Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)

Веранда пещеры N 18 действительно представляет удивительное творение и стоит тех эпитетов, которыми ее награждают. Что представляют собой внутренние помещения увидеть не удалось, но судя по описаниям там все обычно и как всегда  аскетично.




Три барельефа 2-го века до нашей эры расположены на фронтальной стене в простенках между дверями и между центральной дверью и решетчатым окном, а еще два – самые знаменитые, без которых не обходится не одна статья о Бхадже – слева и справа от дверного проема в правое боковое помещение (см. фото выше).

На барельефе слева изображен бог-солнце Сурья на колеснице, запряженной четырьмя лощадьми, повергающий демона.




Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)shus

На барельефе справа изображен глава пантеона ведических богов громовержец Индра верхом на своем слоне Айравати. Здесь тоже идет какая-то битва: под ногами масса поверженных врагов, а слон вырвал дерево и в пылу борьбы размахивает им как палицей, но в подробностях сражения без специальных знаний разобраться довольно трудно.


Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)shus

Южная площадка заканчивается невысоким обрывом, а сразу за ней находится крутой ступенчатый каменный желоб с небольшим водопадом.


Пещерный буддистский монастырь Бхаджа (Bhaja caves)shus

Некоторые выемки-купели ниже водопада имеют явно рукотворное происхождение и наверняка служили еще обитателям древнего монастыря в качестве места стирки и купания.



Фото 22.



Фото 23.



Фото 24.





Фото 26.



Фото 27.



Фото 28.
















источники

http://webshus.ru/?p=5312

http://www.ashram.ru/karla-i-bhaja.html

http://dostoyanieplaneti.ru/3152-peshchernyj-monastyr-bkhadzha