Рериховские чтения. 1979 год. К 50-летию института «Урусвати».
Материалы конференции. Новосибирск, 1980.
Материалы конференции. Новосибирск, 1980.
Поэтому иконописец поместил образ этого ламы в правом верхнем углу иконы, в окружении четырех учеников, склонившихся почтительно перед видением Шамбалы, открытым для них учителем.
Современный тибетский лама Гарже Кхамдул Ринпоче (Gar-Je К'am trül Rinpoche) опубликовал недавно краткое описание географии и истории Шамбалы в полном соответствии с учением "Пути в
Рис. 1. Танка "Шамйала блистающая".
Музей истории религии и атеизма. Ленинград.
{в книге напечатан вертикально}
Прежде чем перейти к описанию страны, изображенной на иконе, необходимо пояснить, что Шамбала, по буддийским представлениям, не есть страна в географическом смысле этого слова: "...ее вид меняется в зависимости от кармы наблюдателя. Например, одну и ту же реку боги будут воспринимать как нектар, люди — как воду, а голодные духи — как гной и кровь..." Икона, как и выдержанный в традиции Калачакратантры текст Гарже Кхамдул Ринпоче, живописует Шамбалу с точки зрения "коллективной кармы живых существ"5).
Для указания местоположения Шамбалы необходимо вначале напомнить основы буддийской космогонии. Прежде всего, в центре необусловленной пустоты существуют потенциалы атомов пяти элементов: земли, воды, огня, ветра и пространства. Возникающие атомы образуют диски (mandala) друг внутри друга. Первый и самый большой диск — из ветра. Его диаметр — 400.000 йоджан6). Следующий диск — огненный, внутри него — диск из воды, составляющей Семь Соленых Океанов. Внутри водяного диска расположен диск земли диаметром 100.000 йоджан. Толщина всех дисков одинакова — 50.000 йоджан.
Невдалеке от горы Сумеру, находящейся в центре диска земли, расположены шесть Блаженных континентов, скрытых даже от света, солнца и луны вершинами Прохладных гор, окружающих кольцом этот ближайший к горе Сумеру район. Седьмой материк, Джамбудвипа, именуемый также Землей Труда (karma), лежит дальше от центра, за кольцом Прохладных гор. Он распадается на 12 частей, по три на каждую сторону света. Главный остров востока обозначается кругом, юга — полумесяцем, запада — треугольником, а севера — квадратом. Южный остров разделен на шесть районов, начиная с севера: 1 — Страна снегов, 2 — Шамбала, 3 — Китай, 4 — Хотан, 5 — Тибет, 6 — Индия. Именно район Шамбалы и изображен в центре иконы (см. рис. 1). "Он имеет форму круга и окружен снежными горами. Внутри он имеет форму раскрытого 8-лепесткового лотоса. Каждый из лепестков разделен протекающей по нему большой рекой. В центре, подобно сердцевине цветка, живописно вздымаются снежные горы. В каждом из лепестков лотоса расположены 120 миллионов городов, и ... каждые 10 миллионов городов составляют одно королевство"7). Как видно по рис. 1, икона полностью соответствует этому описанию. Каждое из королевств представлено на иконе одним дворцом8). Люди, живущие в бесчисленных городах и деревнях Шамбалы, богаты, счастливы и здоровы. Урожаи обильны, правители праведны. Учение Калачакры сохраняется в первозданной чистоте с того времени, когда оно было дано Буддой царю Шамбалы Дава Сангпо (Zla-ba bzang-po). Дава Сангпо, по возвращении в Шамбалу из Южной Индии, где он получил это учение, составил 12.000 комментариев на базовый текст Калачакра-тантры и построил в столице своей страны, Малайе, большую трехмерную мандалу Калачакры. Столица Шамбалы находится в центре страны, в "сердцевине" восьмилепесткового лотоса. Там находится парк, также именуемый Малайя, где и стоит мандала Калачакры. Восточнее мандалы расположено Ближнее озеро, а западнее — два озера Белых Лотосов, слившихся на иконе в одно. Севернее (т.е., выше мандалы Калачакры в композии иконы) стоит дворцовый комплекс несравненной роскоши и красоты — резиденция царей Шамбалы Риг-дэн (Rigs-ldan) — "Держателей каст". Этот титул наследуется царями Шамбалы после того, как он был присвоен царю Джамбал Дагпа ('Jam-dpal grags-pa), который объединил все касты в одну ваджрную касту. В настоящее время Шамбалой правит уяе двадцать первый Риг-дэн по имени Магагпа (Ma-gags-pa). Икона же изображает, очевидно, его предшественника — правившего до 1928 г. царя Тобпоше (sTob-ро-che). Царь Шамбалы восседает в центре своего дворца на золотом троне. Все нижнее поле иконы занято изображением великой битвы, которая произойдет в 2425 г. по нашему летоисчислению между воинством Шамбалы и сторонниками религии Лало (Kla-klo)9).
Последователи веры Лало не полагаются на медитацию и философию, некритически следуют здравому смыслу и превозносят насилие как способ реализации высших целей. Возникла эта религия давно, и к 625 г. в Мекке (Me-kha) уже жил седьмой из учителей Лало — Мадхумати (Ma-dhu-ma-ti), который организовал мощную церковь и широко распространил религию Лало, в ходе чего было разрушено множество буддийских монастырей10). В числе национальностей, которые примкнут к Лало в будущем, большая роль отводится ряду народностей, которые будут объединены после великой битвы в местечке Трили (Tri-li) и захватят полмира. Когда воплотившаяся в виде жены правителя Лало Данджи Лодоя (Dr'ang-tzii lo-dr') (богиня Ромати) (Ro-ma-te) укажет своему супругу и его министрам на богатство Шамбалы, лежащей на севере, все помыслы их устремятся к завоеванию этой страны.
Правящий Шамбалой в это время 25-й царь из династии Ригдэн, Дагпо Хорло-чэн (Dr'ag-po k'or-lo-chan) вынужден будет выделить военные силы, включающиее объединенные силы двенадцати великих богов, 90 млн. летающих лошадей, 400.000 слонов, 500.000 колесниц. Боевые слоны, лошади и колесницы изображены на иконе. Трактат Гарже Камду Ринпоче перечисляет далее современные виды вооружения, включая атомное оружие11), однако, во время создания иконы наиболее опасным оружием считалась артиллерия, и в нижней части иконы видно, как пламя, вылетающее из жерл орудий, сжигает города последователей Лало. В этой великой битве, которая состоится на берегах реки Шрита (Chrita) в Индии, силы Лало будут разгромлены, и Данджи Лодой падет от руки царя Шамбалы. Эта сцена изображена в центре нижней части иконы: Дагпо Хорло-чэн пронзает копьем царя Лало.
После этой победы буддизм распространится по всему материку Джамбудвипа, и начнется золотой век, который продлится тысячу лет. "После этого учение драгоценной Дхармы придет к концу"12) и этим завершается история легендарной Шамбалы, отраженная в своих важнейших моментах на иконе.
Что касается изобразительных особенностей иконы, то их изучение дает основание предположить, что танка представляет собой копию с более древнего тибетского образца. Об этом свидетельствует изображение в правом верхнем углу, отличающееся по иконографии от популярной в Монголии и на территории СССР традиции, опирающейся в основном на сборники "300 бурханов" и "500 бурханов"13). В отличие от изображения № 51 в "Сборнике 300 бурханов", III-й Панчен-лама Палдан Йешей (bLo-bzan dPal ldan Yе-ses) имеет атрибутом правой руки лотос с помещенными на нем книгой и мечом. Такой вариант образа подтверждается лхасским изданием Бхадракаль пика-сутры14).
Из композиционных особенностей иконы отметим только необычность формата — он горизонтален, а не вертикален, как обычно.
1) Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи. М., 1974, с. 23, 35, 43, 83 и др.
2)
Инвентарный номер Л-6416. См. рис. I.
3) A. Grünwedel. Der Weg nachŚambhala (Śambalai lam yig) des dritten Gross-Lama von bKra-sis lhun pobLo—bzań dPal-ldan Yeśes. München, 1915.
4) Gar-Je К'am trül Rinpoche. A geography end history of Shambala. — "The Tibet Journal", 1978, № 3, pp. 3 — 11.
5) Op. cit., p. 3.
6) На с. 4 того же сочинения йоджана определяется как 32.000 пальцев. Т.е., если принять толщину пальца равной 2 см, 1 йоджана = 6.400 м.
7) Op. cit., p. 7.
8) Лишь северный, верхний лепесток лотоса представляет исключение: на нем нарисовано только десять дворцов.
9) Op. cit., р. 10.
10) Понятно, что речь идет о мусульманском вторжении в Индию.
11) Op. cit., р. 10.
12) Op. cit., p. 11.
13) "Сборник изображений 300 бурханов". Изд. С.Ф. Ольденбург. СПб., 1903; R. Vira, L. Chandra. A Hew Tibeto-Mongol Pantheon. Pts. 8, 9.
14) Op. cit., pt. 16, pp. 61, 71; pt. 17, p. 100.