Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 28 ноября 2016 г.

Свидетельство «Килоновой скверны»

Shackled-wrists_1470449652.jpg.814x610_q85.jpg
Останки из Фалиро Дельта Alexis Konstantinidis / Reuters
   Массовое захоронение VII века до н. э. найдено на древнем кладбище Фалиро Дельта в пригороде Афин. Ученые полагают, что обнаружено свидетельство так называемой «Килоновой скверны» – жестокой расправы над участниками мятежа, поднятого афинянином Килоном, пытавшимся захватить власть в городе.

   Могильник Фалиро Дельта был открыт сравнительно недавно в муниципалитете Палео-Фалиро, когда там начались масштабные работы по возведению здания оперного театра и библиотеки («Культурного центра фонда Ставроса Ниархоса»). Теперь на этом месте работают археологи, а позднее рядом с оперой там планируют создать открытую археологическую зону, куда будут допускаться туристы. Ученые установили, что кладбище использовалось с VIII по V век до нашей эры. Сейчас там найдены тела более полутора тысяч человек. Археолог Стелла Хриссулаки говорит, что в Фалиро (Фалероне, как называли его в древности) было кладбище для бедных афинян, тогда как знатные и богатые покоились на кладбище в районе Керамик.

Skull-of-child-in-jar.jpg
Кувшин с черепом ребенка с кладбища Фалиро Дельта. Распространенный в Древней Греции способ детских погребений

   Недавно в кладбище Фалиро Дельта была обнаружены две братские могилы со скелетами восьмидесяти человек. В одной из могил они были похоронены бок о бок в длинном ряду, во второй тела были свалены в кучу. У 36 погребенных руки были скованы над головой, а у одного еще и связаны ноги. Судя по состоянию зубов, все погребенные были молодыми здоровыми мужчинами.

Falyron-Delta-mass-grave.jpg
Раскопки массового захоронения в Фалиро Дельта

   Еще предстоит подробное исследование останков специалистами по физической антропологии, изотопный анализ костей и изучение древней ДНК, но ученые уже сейчас убеждены, что нашли останки жертв одного из политических кризисов Древних Афин. Более того, они считают весьма вероятным, что эти люди были схвачены и жестоко убиты в ходе события, которое позднее назвали «Килоновой скверной».
Shackled-skeletons.jpg
Скованные скелеты
Shackled-skeletons-piled-on-each-other.jpg
Останки из второго захоронения

   Килон был знатным и богатым афинянином. К тому же на олимпийских играх 640 года до нашей эры он одержал победу в беге на два стадия. Олимпийские победители считались особо отмеченными милостью богов, и их слава и влияние в родном городе всего были велики. Женился Килон на дочери Феагена – тирана города Мегары, что находится к северо-западу от Афин. Поддержка тестя еще больше укрепила позиции Килона и он решился на отчаянный шаг – поднять в Афинах мятеж, чтобы захватить единоличную власть в городе, стать тираном Афин. У Килона было немало друзей и сторонников, Феаген обещал прислать воинов ему на помощь, в Афинах было немало недовольных жизнью бедняков, чью поддержку было легко заполучить. Но Килон все-таки колебался.
   В конце концов, он решил обратиться к оракулу Аполлона в Дельфах с вопросом, пытаться ли ему захватить власть в родном городе. В ответ, как рассказывает историк Фукидид, «бог изрек прорицание: на величайшем празднике Зевса Килон должен овладеть афинским акрополем» (перевод здесь и далее Г. А. Стратановского). Килон счел, что величайший праздник Зевса – это дни олимпийских игр, посвященных Зевсу Олимпийскому. И вот в 632 году до н. э. он со своими приверженцами и с отрядом, который прислал ему Феаген, захватил акрополь.
   Но жители Афин, даже притесняемые знатью бедняки, не поддержали Килона. Пророчества оракула часто обманчивы. Ведь, как замечает тот же Фукидид, Килон мог выбрать не тот праздник Зевса. Например, для Аттики большое значение имел праздник Диасии, тоже посвященный Зевсу.
   Далее, по рассказу Фукидида, произошло следующее: «Едва об этом событии узнали в городе, как жители толпами сбежались с полей и, расположившись перед акрополем, осадили Килона с его приверженцами». Прошло время, осажденные начали страдать от голода и жажды, но не хотели сдаваться. «Килону и его брату удалось бежать. Остальные же, находясь уже при смерти, сели у алтаря богини, как умоляющие о защите». Людей, находившихся, у алтаря нельзя было убить, это было бы святотатством, оскорбляющим Афину Палладу. По той же причине было невозможно просто дождаться, пока они умрут от голода.
   Во время переговоров архонт Мегакл убедил осажденных покинуть акрополь и прийти на суд Ареопага. Плутарх сообщает, что сторонники Килона все равно боялись расправы, поэтому привязали длинную веревку к алтарю Афины и двинулись к Ареопагу, держась за нее руками. От Ареопага до Пропилей – входа на Акрополь – даже по извилистым дорожкам вряд ли более 250 метров, если же считать от Парфенона, то идти им предстояло всего около 400 метров, но благополучно добраться им так и не удалось. По словам Плутарха, веревка неожиданно порвалась. Многие полагают, что ее нарочно обрубили мечом. Возможно, это сделал лично Мегакл. По крайней мере, именно он воскликнул, что богиня отвергает мольбу осажденных, и приказал хватать их. Несчастных забрасывали камнями и закалывали мечами. Убили даже тех, кто успел укрыться в священной роще Эвменид, находившейся рядом с Ареопагом.
   Так закончился мятеж Килона и свершилась Килонова скверна. Слово «скверна» обозначает грех, которых лежит на святотатцах и убийцах. В первую очередь проклятие касалось самих преступников, затем оно охватывало их родственников, а потом и всех жителей города, где свершилось кощунственное убийство.
   Было немало знаков, свидетельствовавших, что Афина разгневана. Зловещие знамения, эпидемии, поражения в войне с мегарянами, потеря острова Саламин... Людей, участвовавших в расправе над сторонниками Килона, стали называть проклятыми. В 596 году афиняне провели суд над теми, кого затронула Килонова скверна. В основном это были представители знатного рода Алкмеонидов, к которому принадлежал Мегакл и другие архонты, руководившие расправой. Живых постановили изгнать из Афин, а останки мертвых выкопать и выбросить за пределы Аттики.
   Потом изгнание Алкмеонидов повторялось в Афинах еще дважды, все по тому же обвинению в Килоновой скверне. Обвинение в давнем святотатстве стали способом политической борьбы между влиятельными   кланами. Когда при Перикле противостояние Афин и Спарты еще не вылилось в отрытую войну, спартанцы требовали от афинян изгнать Перикла, полагая, что это ослабит конкурентов. Предлог был все тем же, ведь мать Перикла Агариста принадлежала к роду Аклемеонидов (афиняне отвечали требованиям изгнать из Спарты причастных к другому святотатственному преступлению). Парадоксально, что, если сам мятеж    Килона был незначительным эпизодом и не оказал особо влияния на афинскую историю, то обвинения в Килоновой скверне стали важным фактором политической жизни Афин на протяжении почти двухсот лет.
Однозначного подтверждения, что похороненные в братских могилах в Палео-Фалири люди погибли во время мятежа Килона, нет. Найденные рядом с костями две небольшие вазы датируются 675 – 650 годами, что близко к дате мятежа, но все-таки чуть раньше. Но археологи надеются, что сумеют установить истину.
Источник: politru_logo_2012.jpg

Автор: Максим Руссо