Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

понедельник, 28 ноября 2016 г.

Что такое дежавю?

Психолог Вероника Нуркова о механизме возникновения эффекта дежавю и ошибках человеческой памяти


Рене Магритт. Память. 1948 (фрагмент)


Дежавю (франц. déjà vu — ‘уже видел’) — это феномен, при котором у человека возникает ощущение, что он уже переживал определенное событие, которое никогда с ним не происходило, или посещал место, где никогда не бывал прежде.
Когда люди рассказывают о дежавю, они описывают свои переживания следующим образом: «Я точно знал, что никогда не приезжал в этот город, но при этом чувствовал, что уже бывал здесь. Я точно знал, что за углом будет газетный ларек. Поворачиваю, а там газетный ларек. Это дежавю».
На самом деле здесь следует разделять воспоминания и метасуждения о своей памяти. Обращение к памяти у человека сопровождается специфическими переживаниями. Переживание «я знаю» дает нам понять, что мы воспроизводим некоторый факт, не связанный с нашим личным опытом, например: «Париж — столица Франции», «Айсберги белые и холодные». Совсем другое дело, когда человек вспоминает, что с ним что-то происходило, например: «Я был в Париже на прошлое Рождество», «Я был потрясен, когда увидел айсберг». В этом случае воспроизведение сопровождается переживанием «я вспоминаю». Обычно мы хорошо различаем данные переживания, но при эффекте дежавю ощущения «я знаю» и «я вспоминаю» ошибочно меняются местами. Например, мы знаем, по какому принципу в городах обычно расставлены газетные ларьки. Мы можем приехать в любой более или менее цивилизованный город и нормально там ориентироваться. При эффекте дежавю человек видит газетный ларек и ему кажется, что он это «вспоминает», а не «знает», то есть он там уже был раньше.
Таким образом, механизм дежавю заключается в том, что человек выносит ошибочное суждение об источнике знания о некотором объекте. К примеру, если человек видит сцену, которая происходит среди его близких людей, и думает: «Я это уже видел, они это уже говорили», то этому есть три возможных объяснения.
Первый вариант: он это действительно уже видел, они это на самом деле уже говорили. Люди действуют очень стереотипно. Все города устроены одинаково, почти за каждым углом может оказаться газетный ларек. То есть это просто узнавание и ничего больше.
Второй вариант: такого события не было, но в опыте человека уже было что-то очень похожее.
Третий вариант: человек просто знает об этом событии или смоделировал его. И тут у него происходит ошибка памяти: человек придумал событие, но ему кажется, будто оно произошло на самом деле.
Следовательно, под дежавю подразумевается либо реальное воспоминание, либо ошибка памяти. Феномен дежавю встречается очень редко. В России не было серьезных социологических опросов и тем более психологических исследований по этой теме, интерес к ней вызван скорее литературой и кино. Кстати, существует и обратный эффект — жамевю (франц. jamais vu — ‘никогда не видел’), когда человек точно знает, что уже встречался с кем-то или посещал какое-то место, но не испытывает чувства знакомости.
Главная проблема в изучении феномена дежавю в том, что люди всегда рассказывают о нем ретроспективно. Сам момент возникновения этой иллюзии ускользает от исследователей. Однако в 1960-х годах ученые Джеймс Диз, Генри Родигер и Кэтлин Макдермот предприняли попытку создать лабораторный аналог дежавю. Они разработали процедуру, которую назвали DRM (Deese — Roediger — McDermott paradigm) по первым буквам фамилий авторов. В исследовании DRM испытуемым предлагался большой перечень слов, к примеру: «подушка», «матрас», «кровать», «кресло», «будильник», «дрема», «ночной кошмар», «пижама», «ночник» и так далее. Все эти слова относятся к одной категории — процессу сна. Но слова «сон» нет в этом списке. Когда через некоторое время испытуемых спрашивали, было ли в списке слово «сон», большинство «вспоминали», что оно было. Конечно, полученный эффект не слишком похож на реальное дежавю, но авторы настаивали на тождестве механизмов их возникновения.
Важно заметить, что феномен дежавю не несет какой-либо позитивной функциональной нагрузки, хотя, вероятно, какие-то люди подвержены ему в большей степени. Поэтому трудно сказать, что кроме бескорыстного научного любопытства должно побуждать исследователей изучать эту ошибку памяти.
Вероника Нуркова
доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им М.В.Ломоносова