Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 24 ноября 2016 г.

КУРГАНЫ РАННЕСКИФСКОГО ВРЕМЕНИ НА МОГИЛЬНИКЕ ГЕРАСИМОВКА В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ


А.А. Ткачёв, А.А. Тишкин


(г. Тюмень, Институт проблем освоения Севера СО РАН; г. Барнаул Алтайский государственный университет)

КУРГАНЫ РАННЕСКИФСКОГО ВРЕМЕНИ НА МОГИЛЬНИКЕ ГЕРАСИМОВКА В ВОСТОЧНОМ КАЗАХСТАНЕ
A.A. Tkachov, A.A. Tishkin
(Tyumen, The Institute of the North experience problem SD RAS, Barnaul, Altai State University)
The barrows of early scythian time on the Gerasimovka cemetery in the East Kazakhstan


В 1998 году Верхне-Иртышской археологической экспедицией Восточно-Казахстанского государственного университета проводились археологические раскопки на курганном могильнике Герасимовка, расположенном в 13 км к северо-западу от г. Усть-Каменогорска на первой надпойменной террасе левого берега Иртыша (рис. 1.-1). Исследованные объекты оказались пострадавшими от грабителей. Однако по данным, зафиксированным при раскопках (рис. 1), можно реконструировать основные элементы реализованного погребального обряда.

Курган N 22 распахивался. Первоначально земляная насыпь этого объекта была сооружена из желтого суглинка (привезенного, вероятно, со стороны), имела диаметр около 6-7 м и высоту не более 0,2 м. Под ней, на уровне древнего горизонта, находилась ограда диаметром около 5 м из крупных камней белого кварца. В центре этого надмогильного сооружения обнаружена могильная яма, ориентированная по линии ЮВ-СЗ, размерами 3,05x1,25 м (рис. 1.-5). На фоне светло-серого песчаного заполнения могилы хорошо фиксировался овальный вход грабительского лаза. Отдельные обломки гранитных плит отмечены при выборке ямы. Как выяснилось, они составляли верхнее перекрытие, которое было обложено крупной речной галькой и засыпано серым крупнозернистым песком. На глубине 1,1 м обнаружены четыре плиты, лежавшие горизонтально на материковых уступчиках (рис. 1.-5). Под ними найден составной каменный ящик (рис. 2.-1), ориентированный по линии ЮВ-СЗ и впущенный в яму размерами 2,45(0,8 м, глубиной 0,5 м (рис. 1.-5,6; рис. 2.-1). Погребение нарушено. Судя по непотревоженным костям, умерший человек лежал вытянуто на спине, головой на СЗ (рис.2.-1). В северном углу ящика исследована округлая ямка диаметром 20 см, глубиной 15 см, в которой обнаружены хорошо сохранившиеся бронзовые удила и псалии (рис. 2.-1,2,3)
Курган N 28 имел земляную насыпь округлой формы, диаметром 6 м, высотой 0,1 м, сооруженную из желто-серого гумусированного суглинка. Под ней прослежена подквадратная оградка размерами 4,5(4,5 м с округлыми углами (рис. 1.-2). На восточную стенку этой каменной конструкции опирался наклонно лежащий стеловидный камень длиной 1,3 м, шириной 0,3 м, толщиной до 0,2 м, с уплощенной нижней частью и немного сколотым с одной стороны верхом. В центре ограды фиксировалась кладка из небольших плоских сланцевых плит, под которой обнаружена могильная яма, ориентированная по линии ЗЮЗ-ВСВ и имевшая такие размеры: 2,0x1,2x1,65 м. Каменное перекрытие в западной части нарушено. При выборке заполнения грабительского лаза встречены кусочки дерева от перекрытия, а ближе ко дну - отдельные кости лошади. В южной стенке могильной ямы зафиксирована ниша высотой от дна 0,7 м и шириной около 0,5 м (рис. 1.-3). Там найдены разрозненные кости человеческого скелета (рис. 1.-4).

Рис.1. Курганный могильник Герасимовка. 1- план памятника; 2,3,4 - курган 28, 5,6 - курган 22.



Герасимовка. курган 22. 1- погребение в куаменном ящике; 2,3,4, - бронзовые удила с псалиями.


Исследованные курганы на могильнике Герасимовка относятся к верхнеиртышской группе памятников раннескифского времени. Особенности устройства этих погребальных сооружений, положение и ориентация погребенного характерны для Восточного Казахстана (Степная полоса..., 1992, с. 141-143; Марсадолов Л.С., 1996, с. 64-66; и др.).
Обнаруженные удила с псалиями в кургане N 22 продолжают серию находок элементов конского снаряжения раннескифского времени в предгорьях Алтая (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997, с. 63-76). Такой комплект является механизмом в виде кинематической цепи, состоящей из четырех звеньев (Тишкин А.А., 1998, с. 87). Бронзовые псалии (рис. 2.-3,4) относятся к категории дырчато-шпеньковых и представляют характерный тип таких изделий: слабо изогнутый стержень имеет в центре Т-образный выступ для соединения с удилами, а по краям - своебразно оформленные окончания с двумя подовальными отверстиями, которые связывали "удильный аппарат" (по А.В. Адрианову, 1916, с. 27) с ремнями оголовья. Круг аналогий этим предметам весьма ограничен:
    1. Два идентичных экземпляра из кургана N 33 могильника Уйгарак в низовьях Сырдарьи также найдены в соединении с удилами (Вишневская О.А., 1973, с. 29, табл. IX.-17-19). Однако эти изделия, не смотря на конструктивную схожесть с другими подобными находками, имеют свои особенности. Так окончания псалиев оформлены в виде цилиндрических трубочек с отверстиями внутри, а удила снабжены по краям двумя проемами, из которых большие, подтрапециевидной формы, предназначены для того, чтобы вставлять в них Т-образный "крючок" и привязывать поводья, а малые, дополнительные, по мнению О.А. Вишневской, служили для закрепления среднего конца разрезанного натрое нащёчного ремня. Комплект из удил с псалиями был обнаружен в ногах погребенного, у восточной стенки могилы вместе с набором других элементов конского снаряжения и датирован VII-VI вв. до н.э. (Там же, с. 101).
    2. Два одинаковых экземпляра, соединенные с удилами, внешние стремевидные окончания которых имеют отверстия колокольчиковидной формы, происходят из кургана © 42 могильника Кок-Су-I (Горный Алтай) (Сорокин С.С., 1974, рис. 2.-1-6, с. 75,79). Они обнаружены в юго-восточной части ямы, где не было погребения человека, вместе с остатками черепа и костями лошади, другими деталями рассматриваемого снаряжения и зольным пятном (Сорокин С.С., 1969). Псалии представляют собой слегка изогнутые, круглые в сечении стержни с двумя овальными отверстиями по краям, в которых сохранились остатки ремней узды, и с "...пуговкой на невысокой стойке в центре" (Сорокин С.С., 1974, рис. 2.-3, с. 79). Датирован исследованный объект VII-VI вв. до н.э. (Сорокин С.С., 1969, с. 251).
    3. Три схожих между собой экземпляра из памятника Вакулиха-I найдены в верховьях Алея (Алтайский край) (Бородаев В.Б., 1998, с. 56,58, рис. 3.-3; рис. 3.-5). Два из них составляли комплект с удилами, внешние стремевидные окончания которых имели подпрямоугольные отверстия. Вакулихинский "клад" датирован VII в. до н.э. (Там же, с. 73) и, судя по всему, не связан с погребением человека. Бронзовые псалии представляют собой следующий тип изделий: стержень слабо изогнутой формы имеет немного смещенный от центра шпенек в виде Т-образного выступа, а по краям - два отверстия, вокруг которых сделаны небольшие утолщения; окончания его разные по длине (одно короче, другое примерно в три раза длиннее) и похожи на цилиндры с куполоподобными завершениями (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997, с. 66) 4. Два разных по оформлению бронзовых псалия с Т-образным выступом и двумя отверстиями известны науке с прошлого века, т.к. они были опубликованы И.-Р. Аспелиным еще в 1877 году как бронзовые вещи, обнаруженные близ Змеиногорска на Алтае (Aspelin J.R.,1877). Затем их же при обосновании майэмирского этапа переопубликовал М.П. Грязнов (1947, с. 10, рис. 3.-6,11), представив при этом фрагмент реконструкции в месте соединения псалия с внешним стремевидным окончанием удил и ремнями оголовья (Там же, рис. 3.-2). Каждый из этих изделий выделен по своим особенностям в отдельный тип (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997, с. 67, рис. 38.-7; рис. 50.-5): один, достаточно массивный, сильно изогнутой формы имеет несколько смещенный от центра шпенек в виде Т-образного выступа и два отверстия по краям, вокруг которых оформлены утолщения (по некоторым данным этот предмет происходит из коллекции М.П. Погодина (Степная полоса..., 1992, табл. 61.-8) и хранится в ГИМе: инв. N 54746 (Марсадолов Л.С., 1998, с. 8)), другой псалий - клюшковидной формы с некоторыми специфическими чертами. 5. Случайные находки из Северного Казахстана представлены двумя экземплярами бронзовых псалий из Омского музея и опубликованы М.П. Грязновым (1956, с. 13, рис. 3.-9,10). Судя по схематичным рисункам эти изделия немного отличаются друг от друга и можно предположить, что один похож на вакулихинские вещи, а другой - на аналогичные предметы из Герасимовки. 6. По сведениям Н.А. Боковенко в ГИМе хранятся еще два псалия (NN 85/36б-3474, 3476), которые являются случайными находками из Минусинской котловины (Бородаев В.Б., 1998, с. 73). Более подробной информацией о них мы не располагаем.
Таким образом, сейчас нам известно 15 экземпляров бронзовых псалиев, у которых, не смотря на явное сходство, фиксируемое, главным образом, по наличию Т-образного выступа и двух отверстий по краям, имеется ряд своеобразных отличий, заключающихся, например, в степени и в виде изогнутости, в месте расположения шпенька (в центре или несколько смещенный от него), в оформлении окончаний и отверстий, по размерам стержня (толщине, длине), форме его поперечного сечения и т.д. Отмеченные идентичные парные экземпляры, вероятнее всего, отлиты в одной форме или по одному образцу, что свидетельствует об ограниченном серийном производстве и демонстрирует, таким образом, вариабельность имеющихся деталей общей конструктивной формы, используемой для соединения ремней оголовья с удилами.
Происхождение, точное время существования, территория распространения таких псалиев и другие проблемы еще предстоит решить при накоплении массового материала. Сейчас мы лишь наметим возможные пути научного поиска.

М.П. Грязнов (1956, с. 9,13), представляя находки из Омского музея отметил их сибирско-казастанское происхождение, указав, что на Енисее, среди многих десятков псалий, таких форм нет. Для Восточной Европы такие изделия не характерны (Марсадолов Л.С., 1998, с. 9). Не обнаружены они пока в Туве, Монголии и других регионах. Поэтому наиболее вероятной территорией возникновения и существования рассмотренной формы псалиев являются западные и северо-западные предгорья Алтая. Находки в других указанных районах являются отражением обычных процессов распространения предметов и заимствования оптимальных конструктивных форм.
В.Б. Бородаев (1998, с. 72) считает, что двудырчатые псалии с Т-образным выступом посредине стержня являются исходной моделью для получения использовавшихся, по его мнению, позднее У-образных изделий. На этой же основе П.И. Шульга (1998, рис. 10.-4-6) выстроил "вероятную схему развития конструктивной мысли в VII - нач. VI вв. до н.э.". При этом исследователи не объясняют, почему была заменена одна деталь на другую, не совсем, на наш взгляд, эффективную. Традиционно считается, что это результат поиска оптимальных форм конской узды в раннескифское время (Марсадолов Л.С., 1998, с. 11). Однако, если исходить из логики зафиксированной исследователями тенденции, когда бронзовые предметы являются усовершенствованием таких же изделий, но из менее прочных материалов (Тишкин А.А., 1998, с. 87), то выстраивается несколько иная гипотетическая цепочка, в начале которой находятся У-образные псалии, созданные на основе деревянных или роговых образцов (Марсадолов Л.С., 1998, рис. 1). Если это так, то имеющееся ответвление являлось своеобразным атавизмом первоначальной природной модели, не имевшим особо значимого функционального назначения. Поэтому более совершенные и универсальные псалии стали иметь два отверстия и шпенек различной формы, но без дальнейшего отростка (Тишкин А.А., 1999, с. 87-88). Судя по вакулихинским находкам две рассматриваемые формы сосуществовали на определенном этапе (Бородаев В.Б., 1998). Универсальность Т-образного выступа бронзовых псалиев косвенно подтверждают найденные вместе с ними удила, у которых по разному оформлены внешние окончания. Форма У-образного псалия, вероятно, послужила также основой для появления двудырчатого S-видного псалия, о чем уже ранее указывалось (Степная полоса..., 1992, с. 165; Шульга П.И., 1998, с. 49). Однако данное предположение, на наш взгляд, менее логично, чем допустимый вариант появления такого типа изделия от S-видных трёхдырчатых псалиев (Марсадолов Л.С., 1998, рис. 1). Не исключено, что у каждого из рассмотренных выше типов бронзовых изделий конской узды были свои отдельные линии развития, в основе которых лежали формы трёхдырчатых псалиев, сделанных из рога, кости, дерева.
В заключении необходимо обратить внимание на то, где был найден комплект бронзовых вещей в могиле: слева от головы погребенного, в северном углу каменного ящика. Такое расположение элементов конской узды, на первый взгляд, кажется необычным для раннескифского времени, т.к. место подобных прикладов порой зависит от того, где должна была бы располагаться лошадь: в восточной или южной стороне от погребенного человека (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин А.А., 1997, с. 59; Кубарев В.Д., 1998, рис. 1; Боковенко Н.А., 1998, с. 50; и др.). В зафиксированном случае противоречия нет. Удила с псалиями лежат там, где они должны быть, потому что в VII - нач. VI вв. до н.э. появился и существовал наряду с другими несколько иной обряд погребения умершего с лошадью (см. Шульга П.И, 1998, рис. 3).
Опираясь на выше сказанное, раннескифские курганы могильника Герасимовка следует датировать, вероятно, серединой VII в. до н.э.