Древности Алтая. Известия лаборатории археологии № 4.
Горно-Алтайск: Изд.ГАГУ, 1999 г.
Горно-Алтайск: Изд.ГАГУ, 1999 г.
В фондах Минусинского музея хранится (шифр: МКМ № 11665) поясная ажурная пластина в прямоугольной рамке (рис. 1). Местонахождение ее неизвестно. Размеры пластины: 11*5 см.
По краю пластины наблюдаются прямоугольные углубления, возможно, в оригинале, гнезда для инкрустации. Внутри рамки заключена композиция в виде двух копытных животных (оленей ?) располагающихся в статичной, можно даже сказать, "геральдической" позе: крест-накрест, кусающих друг друга за хвост. Стоит отметить, что поверхность тел животных достаточно хорошо проработана плавным невысоким рельефом. Открытые пасти выделены прорезями, уши имеют вытянутую листовидную форму и направлены назад. Четко выделены миндалевидные глаза и каплевидные ноздри. Венчает головы животных рога, похожие на ветвь дерева с отходящими от нее отростками (листьями). На шеях прорисованы полоски шерсти (холки).
Обращает на себя внимание неестественно вывернутые перекрещенные передние (правая и левая) ноги животных и преувеличенно длинные закрученные хвосты.
Прямоугольное отверстие (справа) для шпенька на пластине показывает, что мы имеем дело с деталью поясного набора (возможно, пряжкой).*)
Данная пластина из Минусинского музея имеет два принципиальных отличия от других аналогичных вещей скифо-сарматского времени из Сибири. 1) У оленей — длинные и тонкие тела, каплевидные ноздри, губы и уши тоже удлинены, — что придает образам животных некие "драконьи черты". 2) Два оленя не борются между собой, а лишь кусают друг друга за хвост, и при этом образуя "Х-образное" (перекрещенное) взаиморасположение. Нам не удалось найти точную аналогию пластине из Минусинского музея, но анализ каждого в отдельности элемента данного изображения позволяет сделать вывод об ее ордоском происхождении.
Известно, что изображения дракона появляются уже с неолитического времени в Китае, но на пластинах — только с гуннского времени, причем, сюжет распространяется на довольно большую территорию. (рис.2-1 — Коллекция Петра I (Ростовцев, 1932); рис.2-3 — Иволгинский могильник (Давыдова, 1996), погребение № 4 на о. Осинском (Смотрова, 1992), Сидоровский Курган (Матющенко, 1997), случайная находка с памятника Иланьхугоу (Catalog for.., 1997), коллекция А.В. Адрианова и коллекция С.Т. Loo (Дэвлет, 1980) и коллекция A.M. Sacler (Catalog for.., 1997); рис.2-5 — курган "Короля Наньюэ" пров. Гуандун (Хуан Чжань Юэ; 1996); рис.2-6 — памятник Даодуньцзы пров. Нинся (У Энь, 1988) и коллекция из Institute of Silk Road (Япония) (Catalogue for.., 1997).
Изображения дракона в бронзе свидетельствует о взаимовлиянии культур: китайский вкус (взгляд на вещи) появляется у степных, кочевых народов, и с другой стороны, — в Китае стали тоже использоваться бронзовые вещи со "степным" звериным стилем. Вообще, подобные изделия, выполненные с несомненным художественным изяществом, имели в гуннское время очень широкое бытование. Не случайно, что пластины с драконом найдены и в "Царском Кургане" Южного Барбара Китая и в Сибири. Поэтому, можно предположить, что олени с длинными телами и ушами на пластине из Минусинска изображены под влиянием "драконовидного орнамента" из Китая.
Хотелось бы указать на еще одну очень важную деталь — олени на пластине изображены крест-накрест и находятся, так сказать, в "геральдической" позе. Подобный тип пластин был отмечен еще М.И. Ростовцевым (Ростовцев, 1932). Однако, сюжет на минусинской пластине является уникальным, так как изображена не сцена терзания или борьбы, что было бы совершенно характерным для даннного региона в скифо-сарматскую эпоху. В связи с этим, очень интересна пластина из коллекции "The Far East Museum" (Sweden), на которой изображены две птички (утки?) с переплетенными шеями (рис. 2-9), и их головы ориентируются по краям пластины (У Энь, 1988) И хотя эта пластина является случайной находкой, можно предположить, учитывая некоторую стилизацию изображения, что она найдена где-то в северной части Китая. Интересно, что сюжет с "переплетенными" шеями (рис. 2-10) отмечен нами на дисковой черепице Государства Чинь (Лю Ли, 1983). Государство Чинь находилось в северо-западном Китае, (сейчас — пров. Шэньси, и Нинся), а к северу от него — Барбары (археологическая ордоская культура). В археологических памятниках государства Чинь, часто находят различные предметы с изображениями выполненными в зверином стиле, что свидетельствует о взаимосвязи между Барбаром и Китаем (Лю Ли, 1983). Черепица, приведенная на нашем рисунке, датируется Лю Ли — 5—3 вв. д.н.э, то есть позднескифским временем. Однако, если судить по внешним признакам, (о чем уже было сказано выше) то данную вещь с изображениями оленей можно датировать гуннским временем. И все же, мы попытаемся уточнить датировку, используя материалы из памятников, имеющих аналогичные пластины в комплексе с другими находками. Обратим внимание на прямоугольные углубления на рамке пластины. Подобных вещей достаточно много в ордоских материалах (рис. 2-7, Ордоские бронзы, 1986). Пластины, только с краем, который украшался наклонной линией, встречаются уже с 4 в. д.н.э.(например, Алучайдэн и Сигоупань — Ордоские бронзы 1986). Однако, вплоть до рубежа эр встречались углубления на рамках ажурных пластин в виде каплевидной формы и лишь потом они повсеместно переходят в наклонную линию. В качестве иллюстрирующего примера можно отметить, ажурные пластины из "Tenli university collections" и Иланьхугоу (Catalog for… 1997), которые датируются 1—2 вв. н.э. А пластины из гуннского могильника Даодуньцзы (рис. 2-2,6,8) имеют и тот и другой типы рамок (У Энь 1988). Этот памятник, благодаря найденным в нем китайским монетам, сравнительно точно датирован: со второй половины 1 в.д.н.э. до рубежа н.э.
Учитывая все вышесказанное, нам представляется возможным датировать ажурную пластину из Минусинского музея — 2 в.д.н.э.
Литература
1. Давыдова А.В. Иволгинский археологический комплекс // Т.2. СПб 1996г.2. Дэвлет М.А. Сибирские поясные ажурные пластины II в.д.н.э. – I в.н.э. // САИ вып. Д-4-7 М.1980г.
3. Матющенко В.И., Татаурова Л.В. Могильник Сидоровка в Омском Прииртышье. Н-ск 1997.
4. Смотрова В.И. Находки бронзовых ажурных пластин в Прибайкалье // Сб. Проблемы археологии и этнографии Сибири. Иркутск 1980 г.
5. Ростовцев М.И. Средняя Азия, Россия, Китай и звериный стиль // Скифика. Петербургский археологический сборник № 5. СПб 1993г.
6. Ван Жэнь Сян. Краткое сообщение о пряжках // Каогу 86-1.
7. Лю Ли. О происхождении черепицы типа Цинь с звериным стилем в Чжаньго время // Каогу ю вэнъу цонган 83-3.
8. Сунь Дзи. Поясные пряжки из золота и серебра // Вэнъу 94-1
9. Takahama Shu. An ordos plaque from Bactria//The Ancient Oriental Museum, Vol. III, 1981.
10. Тянь Гуан Дзин и Го Шао Син // Ордосские Бронзы, Пекин 1986 г.
11. Они же // Древние бронзовые культуры Северного Народа (Обзор китайских бронз), № 15, Пекин, 1995.
12. У Энь. Гуннские могильники Даодуньцзы в Тунсинь, Нинся // Каогу сюэбао 88-3.
13. Он же. Краткое сообщение о фантастических зверях и некоторые вопросы, связаны с ними // Каогу ю вэнъу 94-3.
14. Он же. О происхождении древнего звериного стиля в Северном Китае // Каогу ю Вэнъу 94-3.
15. Хуан Чжань Юэ. О проблемах связанных с пряжками со звериным стилем, найдеными на территории Лянгуан (пров. Гуандун и Гуанси) // Каогу ю вэнъу 96-2.
16. Catalogue for «Mounted Nomads of Asian Steppe - Chinese Northern Bronze». (Текст Такахама Шу) // Tokyo 1997.
Рис. 1. Ажурная пластина ордосского типа из Минусинского музея.
Рис. 2. Ажурные пластины.
1) коллекция Петра I (собр. Гагарина);
2) могильник Даодуньцзы (м. 1);
3) Иволгинкий могильник (м. 100);
4) Курган «Короля Наньюэ», пров. Гуанчжоу (per. H. E 21)
5) Курган «Короля Наньюэ», пров. Гуанчжоу (per. H. D 73-1)
6) Могильник Даодуньцзы (м. 14)
7) коллекция С.Т. Лу
8) могильник Даодуньцзы (м. 19)
9) коллекция "The Far East Museum" (Sweden)
10) дисковая черепица государства Чинь
*) В виду того, что данное утверждение является не бесспорным, то в дальнейшем мы будем придерживаться термина "пластина".