В то время Вальдемар, король Дании, собрал большое
войско и много кораблей, чтобы идти в землю руян и подчинить её
себе. Ему помогали Казимир и Богуслав, князья поморян, и Прибислав,
князь бодричей, потому что герцог приказал славянам оказывать королю Дании
поддержку, когда бы он ни простёр руку свою для покорения
чужеземных народов.
И преуспело дело короля Дании, и могучей рукой
занял он землю руян, и они дали ему в выкуп за себя столько,
сколько король назначил.
И велел король вытащить этот древний идол Святовита,
который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему
на шею верёвку и тащить его посреди войска на глазах славян и,
разломав на куски, бросить в огонь. И разрушил король святилище
его со всеми предметами почитания и разграбил его богатую казну.
И повелел, чтобы они отступили от заблуждений своих, в которых
рождены были, и приобщились к почитанию истинного бога.
И отпустил средства на постройку церквей.
И было воздвигнуто 12 церквей в земле руянской
и поставлены священники, которые имели бы попечение над народом
во всех делах, принадлежащих богу. И были там епископы Абсалон
из Роскильда и Верно из Микилинбурга. Они со всем
расположением помогали королю закладывать почитание дома господа нашего «среди
строптивого и развращенного рода».
Князем же у руян был в это время благородный
муж Яромир, который, услышав о почитании истинного бога
и о католической религии, с охотой принял крещение, приказывая
всем своим также обновиться с ним через святое крещение. Став христианином,
он был столь же стойким в вере, сколь твёрдым в проповеди,
так что [в нем] можно было видеть второго, призванного Христом, Павла.
Выполняя дело апостола, он привлек этот дикий и со звериной
яростью свирепствующий народ к обращению в новую религию отчасти
ревностной проповедью, отчасти же угрозами, будучи
от природы жестоким.
Ибо из всех народов славянских, которые делятся
на области и княжества, один только народ руян упорнее других
в мраке неверия вплоть до наших дней остался, будучи для всех
недоступным по той причине, что окружён морем. Старое предание вспоминает,
что Людовик, сын Карла, пожаловал некогда землю руян св. Виту в Корвейе,
потому что сам был основателем этого монастыря. Вышедшие оттуда проповедники,
как рассказывают, обратили народ руян, или ран, в веру и заложили там
храм в честь мученика св. Вита, которого почитает эта земля. После
того же как раны, они же руяны, с изменением обстоятельств
отклонились от света истины, среди них возникло заблуждение, худшее, чем
раньше, ибо св. Вита, которого мы признаем слугой божьим, раны начали
почитать, как бога, поставили в честь его громадного идола и служили
творению больше, чем творцу. И с тех пор это заблуждение у ран
настолько утвердилось, что Святовит, бог земли руянской, занял первое место
среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный
в ответах. Поэтому и в наше время не только вагрская земля,
но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения,
почитая его богом ботов. Король же находится у них и меньшем
по сравнению с жрецом почёте. Ибо тот тщательно разведывает ответы
[божества] и толкует узнаваемое в гаданиях. Он от указаний
гадания, а король и народ от его указаний зависят.
Среди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить иногда
в жертву и людей-христиан , уверяя, что такого рода кровь
доставляет особенное наслаждение богам.
Случилось несколько лет тому назад, что великое множество
торговцев собралось сюда на рыбную ловлю. Ибо в ноябре, когда ветры
дуют сильнее, здесь добывается большое количество сельди, и тогда купцам
разрешается свободный доступ, если раньше опии уплатят богу этой земли
полагающееся ему.
И был там тогда случайно некий Готшалк, священник
господень, приглашённый из Бардевика, чтобы при таком множестве народа
совершить богослужение. Но это недолго составляло тайну для жреца
язычников. И, призвав короля и народ, он объявил, что боги сильно
разгневаны и их нельзя ничем иным успокоить, как только кровью того
священника, который решился совершать среди них жертвоприношения
по чужеземному обряду. Тогда, охваченный ужасом, языческий народ созвал
множество торговцев и потребовал выдать священника, чтобы принести его
своему богу в качестве умилостивительной жертвы. Когда христиане
воспротивились, им предложено было в дар 100 марок. Но когда
ничего не удалось добиться, то они начали угрожать силой
и объявлением войны на следующий день. Тогда торговцы, нагрузив
корабли уловом, этой же ночью вышли в путь и, доверив паруса попутному
ветру, избавили как себя, так и своего
священника от опасности.
Хотя ненависть к христианству и жар заблуждений были
у ран сильнее, чем у других славян, однако они обладали и многими
природными добрыми качествами. Ибо им свойственно в полной мере
гостеприимство, и родителям они оказывают должное почтение. Среди них нигде
не найти ни одного нуждающегося или нищего потому, что тотчас
же , как только кто-нибудь из них ослабеет
из-за болезни или одряхлеет от возраста, его вверяют заботам
кого-либо из наследников, чтобы тот со всей человечностью
его поддерживал. Ибо гостеприимство и попечение о родителях занимают
у славян первое место среди добродетелей. Что касается прочего,
то земля руянская богата плодами, рыбой и дикими зверями. Главный
город этой земли называется Аркона.