Интервью с археологом Александром Скаковым на сайте "Антропогенез.ру"
Из-за чего случился бронзовый коллапс, как исчезла знаменитая майкопская культура, в чём заблуждаются сторонники «новой хронологии» и какие байки живут среди археологов, порталу АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ рассказал Александр Скаков — кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела бронзового века Института археологии РАН.
- Наверняка многие неспециалисты считают,
что бронзовый век характеризуется исключительно широким распространением
бронзы. А что на самом деле должен знать о бронзовом веке любой
образованный человек?
— Бронза как материал широко распространилась еще в эпоху энеолита,
перехода от каменного века (неолита) к бронзовому веку. Энеолит занял,
например, на Южном Кавказе, около двух тысячелетий, в интервале примерно
от первой половины VI до первой половины и середины IV тыс. до н.э.
Тогда же на широкой территории распространяются земледелие и
скотоводство, которые и по сей день являются основой существования
человечества.Самое главное для бронзового века (первая половина IV – II тыс. до н.э.) – это формирование первых цивилизаций, если и не на территории нашей страны, то рядом с ней. Именно с цивилизациями можно сравнить знаменитые майкопскую и кобанскую культуры Кавказа, синташтинскую культуру Южного Зауралья (хорошо «раскрученный» Аркаим и колесничные погребения), сейминско-турбинский межкультурный феномен, который распространился от Финляндии и Среднего Поволжья до Байкала и Монголии. Цивилизации – это первые государства, города, храмы, письменность.
У нас, на той периферии мира древних цивилизаций, протянувшегося от Китая до Балкан и Средиземноморья, которая была, тем не менее, его неотъемлемой частью, самое важное — это появление вождества, богатейших погребений, святилищ, развитой мифологии и элементов письменности. Великому Шелковому пути между Китаем и Европой предшествовал Великий нефритовый путь эпохи бронзы. Колыбелью металлургии меди были Анатолия, Кавказ и Иран. Но, например, олово (именно оловянистая медь во II тыс. до н.э. сменила мышьяковистую) поступало туда из каких-то других, соседних регионов. Об этом спорят, это могла быть Центральная Азия (нынешние Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), Западная Европа (Британские острова, нынешние Испания, Бретань во Франции и Рудные горы в Германии), Северная Африка. Янтарь с берегов Балтики попадает в Сирию, Грецию и на берега Эгейского моря. То есть речь идёт о первых трансконтинентальных торговых путях и трансконтинентальных воинских походах. В эпоху бронзы мир стал един, это была первая глобализация в истории человечества.
- Нам часто приходится сталкиваться со
сторонниками различных псевдонаучных теорий. Так, адепты «новой
хронологии» Фоменко и Носовского утверждают, что бронзовый век не мог
предшествовать железному. Мол, медь добывать сложнее, чем железо, и в
природе она редко встречается. Что на это ответить?
— Самородная медь, в виде кусков размером с орех, с кулак или ещё
больше, встречается в природе достаточно часто. Напротив, археологи
иногда удивляются, что её стали использовать так поздно. Первые медные
изделия появляются ещё в конце IX–VII тыс. до н.э. в Передней Азии.
Относились к ней как к заметному яркому (зелёненькому) камушку, из
которого можно сделать красивые и небольшие вещички — например, бусы или
рыболовные крючки. Попадая в огонь, медь меняла цвет и начинала менять
форму, плавиться.Одновременно с медью люди «открывают» и учатся обрабатывать свинец. Потом наши предки догадались, что для чего-то может сгодиться и внешне менее заметное метеоритное и самородное железо. Первые изделия из железа, найденные в Анатолии (современная Турция) относятся к III тыс. до н.э. Но железо, которое встречается в виде самородка (или метеорита), на самом деле менее распространено, чем медь. Оно считалось очень редким, ценным и престижным материалом. В гробнице Тутанхамона найдены два кинжала с золотой рукоятью, у одного из них клинок сделан из золота, у другого – из железа.
До сих пор неясно, возникла ли металлургия меди в одном центре и затем распространилась по миру, или же таких центров было много. Фантазировать можно всё что угодно, и логично тогда предположить, что первым металлом, который человек стал обрабатывать и из которого начал делать орудия труда, было золото – оно ведь гораздо заметнее, и встретить самородное золото можно относительно часто в различных регионах. Появление меди и сплавов с медью (бронзы) позволило в дальнейшем изготавливать массовые серии однотипных предметов. Попробуйте изготовить из камня тот же рыболовный крючок. При этом появление металла не привело к полному исчезновению каменных орудий. Только их набор беднеет, они изготавливаются менее тщательно, мастера «халтурят».
- Раз уж мы заговорили о паранауке… С чем связано её распространение сегодня?
— С массовой безграмотностью, исчезновением качественной
научно-популярной литературы, кризисом журналистики. О чём можно
говорить, если журналистка в статье о научном открытии легко путает
Малую Азию с Малайзией, ведь понятие «Малая Азия» она даже не слышала, а
товары из Малайзии у всех на слуху. Есть множество объективных способов
убедиться в обоснованности устоявшихся представлений об истории
человечества: методы датирования (радиоуглеродный, например, или
дендрохронология), стратиграфия, когда более поздние слои на поселениях
залегают выше, чем более ранние. А таких поселений многие тысячи, сотни
тысяч. Достаточно вспомнить Афины, Стамбул и Рим, с их несколькими
тысячелетиями истории. Можно прийти на раскопки в Великом Новгороде, и
увидеть деревянные мостовые, с XI по XV века, лежащие друг на друге,
образующие своего рода постамент высотой до 5 метров. Различным уровням
мостовых, различным векам, соответствуют свои формы керамики, бус,
монеты, да и те же берестяные грамоты, свидетельствующие об изменении
русского языка на протяжении столетий. Это все, если верить
Фомсенко-Носовскому и их почитателям, в столь правильном порядке
разместили «фальсификаторы» в лице династии Романовых? Древние надписи и
монеты не лежат в собрании музеев, отложенные туда создавшими их
«фальсификаторами истории», которые жили, якобы, в период позднего
Средневековья. Они лежат «in situ», в земле, потерянные или оставленные
при разрушении древних городов и гибели их обладателей.Гиперкритичность, к которой искренне тянет поклонников «новой истории», лучше обратить к событиям сегодняшнего дня, к сенсациям и слухам, распространяемым интернетом и телевидением, к заявлениям политиков, к прогнозам погоды, наконец. Любой адепт «новой хронологии» может принять участие в археологических раскопках, в том же Великом Новгороде, Нижнем Новгороде или Ярославле, и убедиться в реальности стратиграфии, в реальности истории, в смене архитектурных стилей и в последовательности многократных перестроек древних каменных зданий. Для этого надо только открыть глаза.
- Ещё сторонники лженауки любят говорить,
что «вопросы вызывают технологии изготовления различных орудий из меди и
бронзы, а также сверления камня». Что можно на это ответить?
— Действительно, не все технологии древности нам понятны, а некоторые
из них просто утеряны, поскольку давно вышли из употребления. Сейчас
сложно представить, как, к примеру, рудокопы древности могли долбить
известняковыми молотами заведомо более твердый гранит, периодически
нагревая и охлаждая его. Любая технология предполагает многократные
попытки, порой неудачные, опыт многих поколений, передающийся по
наследству и бережно хранимый. Сейчас есть так называемая
экспериментальная археология, в рамках которой создаются сооружения,
изготавливается керамика, отливается металл. Другое дело, что мы не
можем посвятить подобным занятиям несколько столетий или тысячелетий,
столько времени и усилий, сколько наши предшественники. Могу напомнить и
о плаваниях Тур Хейердала через Тихий океан на плоту «Кон-Тики» и через
Атлантику на лодке из папируса «Ра-II». Это тоже экспериментальная
археология. Но Тур Хейердал был один, а в древности было много тысяч
таких экспериментаторов. У одного из тысячи получалось, он создавал
новую технологию или открывал новый торговый маршрут.- Можно ли считать Северный Кавказ «колыбелью бронзового века» на территории нашей страны?
— Да, безусловно. Для территории современной Российской Федерации именно Северный Кавказ можно считать «колыбелью бронзового века». Северный Кавказ нельзя отрывать от Южного Кавказа, а именно Кавказ в целом, наряду с Анатолией и Ираном, был местом зарождения металлургии меди в Старом свете.
К эпохе энеолита на Северном Кавказе относится всего несколько достаточно ярких и исследованных памятников. Это, в первую очередь, Гинчинское поселение в Дагестане и Нальчикский могильник в Кабардино-Балкарии. Но уже в эпоху ранней бронзы здесь, с участием значительной группы населения, которое происходит из Северной Месопотамии и Восточной Анатолии, формируется яркая майкопская культура середины IV – середины — третьей четверти III тыс. до н.э. В конце IV – начале III тыс. на Западном Кавказе возникает дольменная культура, оставившая монументальные гробницы – дольмены. Аналоги дольменов можно встретить в различных регионах Средиземноморья.
На Северо-восточном Кавказе в III тыс. существует достаточно своеобразная гинчинская культура. Кроме дольменов, насыпаются многочисленные и нередко огромные курганы над гробницами (в том числе над гробницами знати). Строятся первые крепости, на скалы наносятся петроглифы с изображениями животных и людей. Наконец, в позднюю бронзу, в XII-XI вв. до н.э., возникает кобанская культура Северного и Центрального Кавказа, составляющая единую огромную общность с синхронной колхидской культурой Западного Закавказья и, скорее всего, принадлежавшая предкам современных абхазо-адыгов. С этой общностью, возможно, связано формирование знаменитого Нартского эпоса о героях-нартах, богатырях, прославившихся от Абхазии и Адыгеи до Чечни и Ингушетии (правда, в чечено-ингушской версии эпоса нарты выступают врагами местных героев). Всё это время, от энеолита до прихода ранних кочевников (киммерийцев и скифов) в VIII-VII вв. до н.э. и переселения древнегреческих колонистов на берега Черного моря в VII-VI вв. до н.э., Северный Кавказ являлся неотъемлемой частью единого Средиземноморья.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее про майкопскую культуру. Чем она примечательна?
— Майкопская культура занимала почти весь Северный Кавказ, она была
распространена от Таманского полуострова на западе до побережья
Каспийского моря на востоке, «от моря до моря». Она вплотную подошла к
порогу цивилизации благодаря своим переднеазиатским истокам, необычной
для того времени степени социального неравенства, воинственности,
подвижности и высокому уровню развития ремесла. Богатейшие захоронения
элиты под курганами с каменными гробницами, с большим количеством
предметов из золота и серебра, заметно выделяются на общем фоне
древностей Восточной Европы того времени.
- Как исчезла эта культура?
— По мере затухания первоначального импульса, по мере ослабления
связей с «прародиной» в лице Передней Азии, майкопская культура стала
терять свое «лицо», растворяться в среде окружающего её менее развитого
племенного массива. Поэтому её сменяет обширная и многочисленная, но
гораздо менее яркая так называемая северо-кавказская
культурно-историческая общность.
- А есть страны, на территории которых не было бронзового века?
— Те регионы, где жили охотники и рыболовы (северные регионы России,
значительная часть Сибири и Дальнего Востока) жили в бронзовом веке, как
и в раннем железном, были знакомы с металлом, но практически не
использовали его, обходясь камнем, костью и деревом. Например, на
территории Карелии для эпохи раннего железного века известно всего одно
крупное металлическое изделие, являющееся, безусловно, импортом.
Появление меди, бронзы, да и, на начальном этапе, железа, не привело
здесь к каким-либо изменениям в хозяйстве. Поэтому столь смехотворны и
фантастичны паранаучные рассказы о Гиперборее и огромных каменных
сооружениях, об атлантах на Севере и так далее. У жителей этих мест была
тогда своя оригинальная и интересная культура, но это была культура
охотников и рыболовов, которые не испытывали нужды ни в городах, ни в
письменности, ни в драгоценностях, ни в знаках власти. Бронзового века
как такового не было и, к примеру, в Японии: бронза и железо сюда пришли
практически одновременно, в III в. до н.э. – III в. н.э., из
материкового Китая.
- Переход от бронзового к железному веку
учёные называют «бронзовым коллапсом». Можете поподробнее рассказать,
из-за чего произошёл этот коллапс?
— С начала XII в. до н.э. начинается кризис и развал микенской
дворцовой цивилизации на территории современной Греции. Это было
связано, вероятно, не столько с очевидным экономическим кризисом,
сколько с нашествием пришельцев с севера, так называемых (в древнем
Египте) «народов моря». Это был союз народностей, в который входили в
том числе библейские филистимляне. Разрушаются торговые пути, теряются
технические навыки, резко падает уровень культуры и искусства.
Одновременно начинается расцвет обществ Северной и Центральной Европы и
Италии, но до уровня Микенской Греции с городами и письменностью они,
всё же, не поднялись. Прервавшиеся торговые связи привели к коллапсу
индустрии бронзы, поставки олова и других металлов практически
прекратились. Но следствием этого стало начавшееся как раз в XII-XI вв.
до н.э. в Леванте (современный Ближний Восток) распространение железных
орудий и оружия. Так бронзовый век начал сменяться железным.
- Теперь давайте немного отойдём от
бронзового века. Расскажите, пожалуйста, про типичный день российского
археолога, работающего в поле.
— День начинается ранним утром с побудки (студенты и не только часто
любят много поспать). Затем — завтрак, выдача ценных указаний дежурному и
начальникам раскопов. Далее идет работа на раскопе, нередко под палящим
солнцем или под начинающимся ливнем. Особенно «романтично» работать под
падающим снегом. А кроме работы на раскопе необходимо заниматься
«камералкой», то есть разбирать находки, проверять чертежи… Для
настоящей романтики с песнями под гитару остаётся только поздний вечер.- А можете рассказать пару археологических баек?
— Таких баек можно вспомнить много. Есть истории «мистические» и необъяснимые — например, однажды наша группа, которая состояла примерно из 10 человек, при раскопках древнего могильника на пустынной горе в Абхазии, далеко от человеческого жилья, неожиданно услышала похоронное пение. Причём, похоже, по православному обряду. Пение продолжалось около 20 минут.
Есть истории вполне обыденные и предсказуемые, связанные с новыми находками. К примеру, на могильнике эпохи поздней бронзы – раннего железа Джантух в Абхазии, который мы изучаем начиная с 2006 года, дважды были найдены «тайники», которые находились под погребальными ямами и были заполнены десятками килограммов обожжённых и сломанных бронзовых и железных вещей. В этих краях никто никогда не находил такие «склады» древних вещей.
Бывает, что приходишь на раскоп, и тебе сразу прямо в руки как будто бы «падает» (а иногда и на самом деле падает – с края ямы раскопа) прекрасная древняя вещь. И с каким необычным чувством ты потом смотришь на эту вещь, вернувшуюся из небытия и выставленную в витрине музея…
- Между археологами постоянно ведутся
различные споры — например, о состоятельности курганной гипотезы. Какие
темы сейчас — самые дискуссионные в современной археологии?
— Самой дискуссионной темой, как всегда, является хронология. Я имею в
виду не так называемую «новую хронологию», а вполне научные дискуссии
по вопросу «длинной» и «короткой» хронологии, которые различаются иногда
на 500 и более лет. Привести пример?
- Да, конечно.
— Существует дискуссия о датировке той же майкопской культуры.
Первоначально её датировали серединой — второй половиной III тыс. до
н.э. Затем утвердилась её датировка в рамках конца IV — третьей четверти
III тыс. до н.э. Сейчас иногда говорят уже о середине IV — начале III
тыс. до н.э. Предшествующие кобанской культуре «протокобанские»
древности еще недавно датировались началом XIV — первой половиной XII
вв. до н.э. Сейчас, в том числе, мною, «протокобанские» древности
датируются концом III тыс. до н.э. — XIII-XII вв. до н.э.В любом подобном споре свои аргументы имеют сторонники обеих хронологий. И эти аргументы опираются, в том числе, на различные естественнонаучные методы датировки. Видимо, эту дискуссию рассудят время и новые открытия.
- Какие ещё споры ведутся среди археологов?
— Дискуссию вызывает вопрос об археологической культуре, насколько
объективно и реально это понятие, соответствует ли такая культура (та же
самая майкопская) какому-либо древнему народу или группе родственных по
языку народов. Много спорят и о происхождении ряда археологических
культур, иногда их возникновение кажется внезапным и непонятным — как
будто культуры появились «на пустом месте». По всем этим вопросам
написаны уже целые библиотеки научной литературы. Но наука не обладает
сейчас и не будет обладать никогда истиной в последней инстанции, она
является лишь постоянным движением к этой истине.
- Александр, спасибо вам за интервью. Желаю побольше интересных находок!
— Спасибо!* * *
Наши уважаемые читатели часто
интересуются, что можно почитать по теме археологии. По нашей просьбе
Александр Скаков рассказал, с какими книгами стоит ознакомиться всем
интересующимся этой наукой.
— Не могу не назвать книги, которые должен прочесть каждый
образованный школьник. И здесь на первом месте — немецкие писатели и
журналисты XX века. Это К.В. Керам (настоящее имя — Курт Вильгельм
Марек) «Боги. Гробницы. Ученые» (1949 год), Эрих Церен «Библейские
холмы» (1961 год), Генрих Александр Штоль «Шлиман. Мечта о Трое» (1956
год) и «Боги и гиганты» (1964 год). Эти книги рассказывают об открытии
древних цивилизаций, в первую очередь Египта, Ближнего Востока и
Анатолии, об увлечённых поисках мифической Трои Шлиманом, о находке
эллинистического Пергамского алтаря с изображениями битвы богов и
гигантов немецким инженером Карлом Хуманном. Перечисленные произведения
давно переведены на русский язык.Для читателей портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ очень интересна может быть и мемуарная литература, например, воспоминания первой русской женщины-археолога Прасковьи Уваровой (урожденная Щербатова, выведена Львом Толстым как Китти Щербацкая в романе «Анна Каренина) под названием «Былое. Давно прошедшие счастливые дни». Ещё интересна книга знаменитой Агаты Кристи «Расскажи, как ты живешь», посвященная её участию в археологических раскопках на Ближнем Востоке. Писательница была на раскопках вместе со вторым мужем – известным археологом Максом Маллоуэном.
«Продвинутым» читателям могу посоветовать книги по истории археологии петербургского археолога Льва Клейна. В частности, советую двухтомник «История российской археологии: учения, школы и личности» (2014 год).
И, главное, рекомендую не читать Носовского и Фоменко, как и прочих фантастов. Вместо этого советую ходить по музеям и выставкам — благо, археологические древности не только России, но и всего мира периодически выставляются в нашей стране. Ещё рекомендую во время отпусков ездить по разным древним городам нашей страны и мира, а не только предаваться пляжному отдыху.
Беседовала Екатерина Шутова
Опубликовано на сайте «Антропогенез.ру»