Темы

Австролоиды Альпийский тип Америнды Англия Антропологическая реконструкция Антропоэстетика Арабы Арменоиды Армия Руси Археология Аудио Аутосомы Африканцы Бактерии Балканы Венгрия Вера Видео Вирусы Вьетнам Гаплогруппы генетика Генетика человека Генетические классификации Геногеография Германцы Гормоны Графики Греция Группы крови Деградация Демография в России Дерматоглифика Динарская раса ДНК Дравиды Древние цивилизации Европа Европейская антропология Европейский генофонд ЖЗЛ Живопись Животные Звёзды кино Здоровье Знаменитости Зодчество Иберия Индия Индоарийцы интеллект Интеръер Иран Ирландия Испания Исскуство История Италия Кавказ Канада Карты Кельты Китай Корея Криминал Культура Руси Латинская Америка Летописание Лингвистика Миграция Мимикрия Мифология Модели Монголоидная раса Монголы Мт-ДНК Музыка для души Мутация Народные обычаи и традиции Народонаселение Народы России научные открытия Наши Города неандерталeц Негроидная раса Немцы Нордиды Одежда на Руси Ориентальная раса Основы Антропологии Основы ДНК-генеалогии и популяционной генетики Остбалты Переднеазиатская раса Пигментация Политика Польша Понтиды Прибалтика Природа Происхождение человека Психология Разное РАСОЛОГИЯ РНК Русская Антропология Русская антропоэстетика Русская генетика Русские поэты и писатели Русский генофонд Русь Семиты Скандинавы Скифы и Сарматы Славяне Славянская генетика Среднеазиаты Средниземноморская раса Схемы США Тохары Тураниды Туризм Тюрки Тюрская антропогенетика Укрология Уралоидный тип Филиппины Фильм Финляндия Фото Франция Храмы Хромосомы Художники России Цыгане Чехия Чухонцы Шотландия Эстетика Этнография Этнопсихология Юмор Япония C Cеквенирование E E1b1b G I I1 I2 J J1 J2 N N1c Q R1a R1b Y-ДНК

Поиск по этому блогу

четверг, 24 ноября 2016 г.

Иванов А.И. Золотой набор китайскаго форменнаго пояса

Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 3. СПб., 1902.

Иероглифы заменены знаком #.
 

Крестьянин села Фирсовскаго, Ишимскаго округа Тобольской губ., Иван Федоров, 4 июня 1890 года, во время распашки земли на небольшом кургане в 5 верстах от названнаго села, наткнулся сохой на сверток истлевшей бересты, заключавший в себе 15 золотых блях разной величины, весом 1 ф. 54 зол. 35 долей. Эти предметы были доставлены в Археологическую Комиссию, которая передала их в Императорский Эрмитаж, уплатив находчику 735 рублей1).
Найденныя бляхи составляют набор китайскаго пояса, имеющаго оффициальное значение.
Набор состоит из 15 блях и гайки, или замка, вкладывающагося в одну из круглых блях (cм. табл. 17, рис. 1, на котором бляхи расположены в том порядке, в котором должны были находиться на поясе). Все оне украшены резным и чеканным орнаментом; большинство блях имеют задния пластинки, к которым приделаны золотыя же дужки для продевания пояснаго ремня (т. 17, рис. 2); те бляхи, при которых нет задней пластинки, прикреплялись к ремню посредством золотых проволочных закрепок. В состав набора входят следующие бляхи:

1) две круглыя с пробойчиками внизу для нижних ремней и с двумя дужками на задней пластинке для поперечнаго ремня; размеры этих блях: длина с гайкой 0,084 м., ширина — 0,075, высота — около 0,005 м.; {167}
2) две круглыя, одна с двумя скобочками, дл. и шир. 0,078 м., другая — с замком (т. 17, рис. 3);
3) две продолговатыя без задней пластинки и без дужек, дл. 0,07 м., шир. 0,04;
4) две более узкия, с заднею доскою и с одной скобкою для ремня, дл. 0,065, шир. 0,03;
5) две замыкающия пояс бляхи дл. 0,068 м., с откидными лопастями и пробойчиками, с заднею стенкою, но без дужек (ремень продевался сквозь самыя бляхи); на задней стороне одной из этих блях помещена китайская надпись (т. 17, рис. 4);
6) одна полукруглая бляха, назначение которой нельзя понять; ее можно было бы принять за конечное украшение ремня, еслибы боковой край ея давал возможность просунуть ремень вовнутрь бляхи; но это представляется невозможным, так как устройство ея таково, что она непременно должна была накладываться на ремень сверху;
7) четыре малыя золотыя бляшки для нижних ремней, которыя прибивались проволочными шпеньками.
Замок, который, как уже упомянуто, составлял принадлежность одной из крупных блях, имеет вид наглухо заделанной коробочки, внутри пустой (рис. 1).

Рис. 1 (н. в.)
По поводу этой весьма интересной находки можно предложить следующия соображения.
Шапка (# — гуань) и пояс (# — дай) издревле были существенной принадлежностью благородных, как в самом Китае, так и y степняков2). Лишение их было равносильно лишению свободы, как и y нас в старину: "пояса отрешити". Выражение ## цзе-дай "снять пояс" = выйти в отставку встречается в текстах и в настоящее время.
Начиная с династии Хинь (206 до Р.Хр. — 220 по Р.Хр.) право носить особый пояс жаловалось сановникам и близким государю людям3).
При нынешней династии, правящей Китаем с 1644 года, родственники  императорскаго дома делятся на Цзунъ-ши ## (манчж. уксунь) — близких или желтопоясных (по цвету присвоеннаго им пояса), потомков основателя нынешней династии Нурхаци (#####, правления ## 1616—1627, — Тай-цзу-гао-хуан-ди-тянь-мин) и его братьев; и Гиоро ## (цзио-ло, кит. транскрипция маньчж. слова) — краснопоясных или дальних потомков дядей Нурхаци.
Все сановники, согласно уложению нынешней династии, при представлении ко двору надевают особый придворный пояс ## чао-дай, материал котораго определен для каждой степени4).
Поясной набор, найденный в 1890 г. в Тобольской губ., вполне возможно расположить по прилагаемому (рис. 2 на стр. 170) рисунку придворнаго пояса. На одной из блях имеется кое-как нацарапанная надпись:
Возстановление ея не представляет особаго труда, но она, к сожалению, ничего не выясняет. Первые четыре иероглифа Ти-дяо5)-гуань-чжен обозначают управление, которому был поручен надзор (вероятно за мастерскими, где работали пояс).
Вторая строка (Ши-лу-хуа-чи-цзянь-цзяо) содержит имя и фамилию  (лу-хуа-чи) надзирателя (цзянь-цзяо); первый иероглиф „ши" этой строки значит "этот", "есть" и т.д.
Иерогифы первый (чжао) и четвертый (ли) третьей строки служат обыкновенно для обозначения фамилий. Наибольшее затруднение для перевода представляют повторяющиеся иероглифы второй и третий, пятый и шестой (## ти-фын); быть может, они обозначают чин, как при нынешней династии ##: ти-цзюй, манчж. добсунь джувере кодолора хожонь6), или ## гун-ти, название чина7), хотя обыкновенно чин стоит впереди имени собственнаго.
Четвертая строка заключает в себе имя мастера и вес вещи: Жень-цзян — мастер (должно-быть: цзян-жень), Цао — фамилия и Сян — имя.
### Па-у-цзинь — от 8 до 5 цзинь (лан), т.е. от 70,83 л. до 44,23 л. Хотя обыкновенно y китайцев меньшая мера ставится впереди большей, но возможно и обратное; a быть может, автор надписи разумел при каждом числительном известное весовое наименование, которое опустил. Когда мы определили средний вес, указанный в надписи (57,53), то оказалось, что он близко подходить к действительному весу блях.
За невозможностью определить принадлежность пояса на основании этой надписи приходится сравнить пояс с рисунками придворных поясов нынешней династии8) и на основании текста "Закона ο придворных поясах"9) решить, кому принадлежал данный пояс, если он сделан при нынешней династии. Вывод будет, наверное, годен и для династии предшествовавшей (Мин), так как трудно предположить, чтобы при каждой династии положения ο материале и форме поясов изменялись коренным образом; если и были изменения, то, вероятно, незначительныя. Рисунок 2, заимствованный из названнаго сочинения, изображает пояса Вана10) (князя 1 и 2 степ.), Бэйлэ (кн. 3 степ.), Бэйцзы (кн. 4 степ.), Чжэн-го-гуна (кн. 5 степ.), и Фу-го-гуна (кн. 6 степ.). {170} Три остальных рисунка, помещенных в том-же сочинении, отличаются от приведеннаго только формою блях.
Текст. "Цзун-ши носят пояс желтаго цвета, гиоро — красный; прочие носят пояс кубоваго или голубаго цвета. Ваны, бэйлэ и бэйдзы носят пояс из квадратных яшмовых блях в золотой оправе, причем y князей первой степени (## цинь-ван) каждая бляха украшена четырьмя жемчужинами и одним кошачьим глазом, y князя второй степени (## цзюнь-ван) в каждой бляхе по одной жемчужине" и т.д.

Рис. 2.
Пояса различаются по материалу: яшма, золото, серебро, железо, черепаха; по украшениям: рубин (### хун-бао-ши), бирюза (### лу-сун-ши); по форме блях: квадратныя или круглыя. Наконец мы встречаем следующее указание: гражданские и военные чины 3-й степени фынь-го-цзян-цзюнь (чин полководца), цзюнь-цзюнь-э-фу (зять князя 3-й степ.11) и {171} офицеры первой степени из государевой стражи носят пояс из круглых, гравированных цветами золотых блях.
Последнее описание вполне подходит к нашему поясу. Оно не только выясняет лицо, которому мог принадлежать пояс, но и самую находку его в Сибири. Стремление кочевников получить в жены принцессу из Китая известно давно, и нет ничего невероятнаго в том, что пояс зятя китайскаго князя 3-й степени из монголов попал в Сибирь благодаря нашим постоянным сношениям с монголами.

[Вклейка]




1) Дело Имп. Арх. Коммиссии 1890, № 122.
2) См. Кит.-Русский словарь Палладия и Попова под сл. «дай».
3) См. ## — Древния яшмовыя вещи. (Гу-юй-ту).
4) Гражданские и военные чины Китая делятся на 9 степеней. Чиновникам, отличившимся по службе, жалуются или лично, или наследственно титулы гун, хоу, бо, цзы, нань; первые четыре приравнены к 1-му классу чинов, a последний — ко второму.
5) Ти-дяо в настоящее время — управляющий правит. статистическо-географическим и законодательным учреждением ### (xyй-дянь-цзюай) в Маньчжурии, которое является, в сущности, отделением пекинскаго ### хуй-дянь-гуань, заведывающаго обнародованием законов и собранием статист.-географическвх сведений со всех концов Империи в видах наилучшаго управления ею.
6) Заведывающий соляными пошлинами, фискальные надзиратели по части соли, хлеба и чая. (См. Китайско-русский словарь Палладия и Попова).
7) См. тот-же словарь.
8) Рисунков парадных одежд и поясов прежних династий нет в СПб. бибилотеках.
9) См. ###### Цинь-дин-дой-цинь-хуй-дянь — Высочайше утвержденное Дайцинское уложение. Приложение 48 цз. стр. 13.
10) Близкие родственники императорскаго дома имеют 12 наследственных титулов.
11) Зять ## Э-фу.