Советская археология, № 1, 1962.
Здание А имело два помещения: первой — небольшое помещение, наподобие сеней, плохо сохранившееся, и второе — большое, основное помещение, от которого остались нижние части всех четырех стен, что позволило в плане восстановить его полностью. Здание ориентировано с северо-северо-запада на юго-юго-восток. Общие размеры здания — 19*9 м, площадь основного помещения 13*6,5 м. Стены обоих помещений были оштукатурены. Как фрески, так и граффити обнаружены только в основном помещении.
Стены помещения сохранились в высоту в среднем на 0,60-0,75 м, а соответственно уцелела покрывавшая их штукатурка, положенная на слой глины. Дошедший до нас in situ нижний ярус декоративной фресковой росписи стен представляет собой своего рода цоколь, состоящий из чередующихся вертикальных красных и черных прямоугольников, оставленное между которыми белое поле расписано наклонными коричневыми полосами. Этот ярус ограничен сверху горизонтальной черной полосой, выше идет узкий пояс белой штукатурки, обрамленный сверху горизонтальной красной полосой, над которой начинается второй пояс белой штукатурки. Высота от пола до верхнего края красной полосы — 0,54 м.4) На этом штукатурка обрывается, и вся остальная часть росписи стен стала известна лишь после изучения обвалившихся фрагментов.
Интересующие нас граффити были нанесены на стены только на высоту цоколя, включая промежуток между черной и красной полосами, а также на белое поле выше красной полосы. Граффити начинаются иногда очень близко от пола — на высоте 0,20 м; больше всего их расположено [174]
[175]
Рис. 1. Штукатурка с граффити на западной стене здания. [вклейка]
Рис. 2 и 3. Штукатурка с граффити на западной стене здания.
Рис. 4. Штукатурка с граффити на западной стене здания. [176]
Большинство граффити сконцентрировано на западной стене (рис. 1-4). На восточной стене рисунков очень мало (см. ниже, рис. 7, 11; рис. 8, 2-4; рис. 18, 25), но около стены найдены обломки штукатурки с граффити. От южной стены уцелела незначительная часть штукатурки, и там оказались два рисунка (рис. 5). На северной стене, где нижний ярус штукатурки сохранился довольно хорошо, нет ни одной граффити, однако они были обнаружены на обломках штукатурки, найденных у этой стены.
Граффити прочерчены по сухой штукатурке (по белому полю или поверх росписи) какими-то острыми орудиями (надо полагать, железными). Судя по различной толщине линий, здесь применялись разные острия.
Рис. 5. Граффити на южной стене здания.
Изображения людей (рис. 6) представлены фигурами одного всадника и трех пеших. Все они крайне примитивны.
Всадник (рис. 6, 1) выполнен несколькими линиями, обозначающими контур торса, ноги и руки; простой кружок изображает голову на короткой шее. В правой руке — копье, опушенное вниз широким овальным заостренным наконечником. Пальцы руки переданы тремя черточками. В левой руке всадник держит какой-то большой широкий предмет, направленный горизонтально, — возможно, палицу (изображение повреждено).
Все фигуры пеших людей сконцентрированы на северной половине западной стены. Одна из них (рис. 6, 2), расположенная несколько в стороне от других, на красном прямоугольнике, вооружена двумя копьями, причем одно копье выше человеческого роста; наконечники копий изображены широкими, овальными, незаостренными. Верхняя часть туловища имеет вид треугольника, обращенного вершиной вниз; нижняя часть повреждена; ноги прочерчены простыми прямыми линиями. Голова — в виде кружка на длинной шее, с обращенным влево носом.
Две другие человеческие фигуры (рис. 6, 3) начерчены столь же схематично — каждая в виде двух треугольников, соединенных вершинами. Ноги изображены линиями, причем у одной из фигур эти линии загнуты под прямым углом влево. Головы не сохранились (у одной из фигур уцелела лишь нижняя часть головы). Линия, отходящая вверх от туловища у левой фигуры, изображала, вероятно, поднятую руку. Не вполне ясные линии, начерченные между фигурами, могли изображать копья. Таким образом, все или почти все люди, нарисованные на штукатурке, представляли собой вооруженных воинов.
Способ изображения человеческих фигур в виде двух составленных вершинами треугольников находит ближайшие аналогии в живописи, [177] украшавшей стены одного из склепов Неаполя, высеченных в скале (склеп № 8).5) Сходство последней со схематизированными росписями керченских склепов сабазиастов6) отмечалось П. Н. Шульцем, усматривавшим здесь проявление сармато-аланского влияния на культуру поздних скифов.7) Однако В. П. Бабенчиков справедливо указывает, что в условных и геометризованных рисунках склепа № 8 нельзя видеть полной аналогии с росписью керченских склепов: разве что в геометрической трактовке человеческих и лошадиных туловищ.8)
Рис. 6. Изображения людей.
Изображения лошадей (рис. 6, 1; рис. 7; рис. 8, 2-5) разнообразны: среди почти двух десятков рисунков не найдется двух одинаковых. Одни лошади показаны стоящими, другие — бегущими. Большинство [178]
Рис. 7. Изображения лошадей и их частей.
1, 2, 5-14 — на сохранившейся in situ штукатурке; 3, 4 — на обломках штукатурки.[179]
Рис. 8. Изображения животных на западной (1, 5-9) и восточной (2, 4) стенах.
1 – голова осла; 2-4 – головы лошадей; 5 – лошадь; 6 – хищник или грифон; 7-9 – неопределенные животные.
Общее впечатление от этих рисунков таково, что они сделаны наскоро, иногда настолько условно, что фигуры лошадей не дорисованы. Рисунки выполнены руками разных людей, причем явно не профессиональных художников. В некоторых рисунках (рис. 7, 3, 11, 13) чувствуется несколько большее умение, чем в других. Следует отметить, что на лошадях, даже на лошади со всадником, не показаны ни уздечки, ни седла.
Исключением, пожалуй, является рис. 7, 2, где можно усмотреть подобие уздечки. Лошадь на рис. 7, 5 опоясана двойной линией.
Рис. 9. Фрагменты изображений лошадей на обломках штукатурки.
Однако даже наиболее сходные с нашими из всех этих рисунков имеют свои отличительные черты, и сходство по существу заключается в примитивности рисунка, общей для многих древних народов. Судя по [181] рассматриваемым граффити здания А, по упоминавшимся уже схематичным изображениям людей и животных в неапольских склепах, а также по приводимым ниже изображениям животных на современных нашим граффити и территориально близких им памятниках (часть которых принадлежит скифам), схематизм изображения был характерен и для рисунков поздних скифов. Но не следует забывать, что неапольские граффити сделаны не профессиональными художниками, а неумелыми людьми, по-разному, индивидуально, и что наряду с такого рода рисунками поздние скифы оставили нам и реалистическую живопись (известный склеп № 9 Неаполя скифского).
Рис. 10. Изображение повозки или тарана.
Из прочих рисунков на штукатурке в здании А Неаполя скифского наиболее интересно изображение повозки (рис. 10). Повозка имеет односкатную крышу, которая, как и передняя стенка, изображена двойной линией; сзади имеется подобие лесенки; видны два колеса со спицами. Есть предположение, что здесь изображено стенобитное орудие (таран?).19) Это предположение заслуживает внимания. Действительно, древние авторы первых веков нашей эры дают описание и чертежи таранов,20) из которых некоторые по схеме сходны с неапольским рисунком: есть прямое упоминание о таранах, ударявших стены по наклонной линии снизу вверх, что давало большой разрушительный эффект.21) Над тараном делался навес для защиты от падавших со стены камней — так называемая черепаха; кроме того, существовали и другие разного рода «черепахи», в том числе и подкопные, иногда — с односкатной крышей.22)
Перед повозкой на стене в здании А расположен большой, не вполне понятный рисунок (рис. 11). Возможно, что это какое-то здание, может быть, башня; посредине рисунка, скорее всего, изображена дверь.23)
Рис. 11. Изображение башни (?).
На одном из обломков штукатурки изображен сапог (рис. 12, 1). Имеется несколько рисунков в виде неправильного кружка с отходящей от него волнистой линией — возможно, изображения змей (рис. 12, 3-6). В одном случае такой рисунок пересекает изображение лошади (рис. 7, 12). Подобные «змейки», но сдвоенные, есть и в Стасовском склепе.25)
Остальные рисунки не поддаются никакому объяснению. Одни из них имеют вид «лесенок» (рис. 12, 10, 12), другие — кривых линий (рис. 12, 7, 8), некоторые представляют собой довольно крупные рисунки причудливой формы (рис. 12, 9, 13).
Наконец, на обломках штукатурки имеется ряд фрагментов различных геометрических фигур (рис. 13). [183]
Рис. 12. 1, 2 – изображения сапожков (?); 3-6 – «змейки»;
7-13 – непонятные изображения на западной стене.
Рис. 13. Непонятные изображения на обломках штукатурки.
Рис. 14. Знаки, напоминающие буквы греческого алфавита.
Большую группу граффити составляют так называемые загадочные знаки (рис. 15-17).
Рис. 15. Загадочные знаки.
1, 2, 8-10 – на обломках штукатурки; 3-7 – на сохранившейся на стене штукатурке.[185]
Знаки начертаны на штукатурке иногда группой, иногда поодиночке (рис. 1). Преобладает сложный трехчленный знак (рис. 15), нижнюю часть которого составляет фигура в виде положенной загнутыми концами вниз буквы С, среднюю — треугольник вершиной вниз, а верхнюю — две линии, отходящие вверх от треугольника и загибающиеся на концах в разные стороны в виде рогов; эти линии или расходятся из одной точки — середины перевернутого основания треугольника (рис. 15, 3), или же отходят от двух точек основания, более или менее близких к его краям (рис. 15, 4, 5, 8).
Этот знак встречен в целом виде три раза — на штукатурке, сохранившейся in situ (рис. 15, 3-5). Кроме того, нижняя часть такого или подобного фрагментированного знака зафиксирована на стене (рис. 15, 6), на обломках штукатурки обнаружены две нижние части таких знаков (рис. 15, 1, 2) и три верхние (рис. 15, 8-10). Судя по фрагментам, можно предполагать, что данный знак в весьма близких вариантах был повторен на штукатурке не менее девяти раз. Следует отметить, что перечисленные знаки значительно различаются между собой по размерам, разновидностью того же типа знаков можно считать знак, в нижней части которого концы волют смыкаются, а в верхней вместо двух линий имеется одна (рис. 15, 7); эта линия обрывается, и мы не знаем, как она кончалась.
Рис. 16. Загадочные знаки, обнаруженные на сохранившейся in situ штукатурке.[186]
Имеется один особый трехчленный знак (рис. 16, 3), нижний и верхний элементы которого совпадают с соответствующими элементами знаков двух вышеописанных типов (причем здесь «рога» выходят из двух отдаленных друг от друга точек), а средний представляет собой горизонтально поставленный прямоугольник. Средний элемент соединяется с нижним при помощи двух вертикалей, значительно отстоящих друг от друга, так что между ними, нижней стороной прямоугольника и верхней частью дуги, образуется еще один, меньший, прямоугольник, в силу чего данный знак можно рассматривать и как четырехчленный. Отметим сразу, что, в отличие от остальных, этот знак не находит себе аналогий среди загадочных знаков Северного Причерноморья.
Рис. 17. Загадочные знаки, имеющие аналогии среди памятников Северного Причерноморья.
1-9, 11 – на обломках штукатурки; 10, 12-14 – на сохранившейся in situ штукатурке.
Остальные загадочные знаки встречены по одному разу: круг с двумя отходящими вверх, загнутыми в разные стороны «рогами» (рис. 17, 4); круг и треугольник, соединенные прямой линией (рис. 17, 9); «рога» и треугольник, соединенные прямой линией (рис. 17, 10).
Простой геометрический рисунок в виде косого крестика, несколько раз встреченный среди граффити (рис. 18, 21-24; рис. 14, 1), также может быть отнесен к числу загадочных знаков, тем более что он имеет аналогии среди сарматских знаков Северного Причерноморья.
Рис. 18. Простейшие рисунки, возможно, служившие знаками.
1-7, 19, 25, 30-34 – на сохранившейся in situ штукатурке; 1, 3, 8-18, 20-24, 26-39 – на обломках штукатурки.
Наиболее сложные из загадочных знаков, начертанных на штукатурке здания А, по своей структуре являются характерными для сарматских загадочных знаков Северного Причерноморья и почти все находят себе прямые или очень близкие аналогии среди последних. Некоторые простые знаки, как отмечалось выше, также имеют аналогии. Памятники с аналогичными нашим знаками приведены в таблице.[188]
Рис. в статье | Степень аналогии | Место находки аналогичного знака | Вид памятника | № памятника по Соломоник или др. издание | № знака в общей табл. Соломоник | Датировка памятника (н. э.) |
15, 5 | Полная | Керчь | Стасовский склеп | 52 | 31 | II в. |
15, 3, 4 | Очень близкая | » | » » | 52 | 31 | » » |
15, 3-5 | Неполная | » | » » | 52 | 23 | » » |
То же | » | » | » » | 52 | 32 | » » |
» » | » | » | Плита известняковая | 50 | 24 | Первые века |
» » | » | » | Пряжки бронзовые, 9 шт. | 83-86 | 24 | То же |
» » | Очень близкая | » | Грузило глиняное | МИА 25, стр. 411, табл. 1, 7 | — | » » |
» » | Неполная | Ольвия | Лев мраморный со множеством знаков | 42 | 25 | » » |
» » | » | Кривой Рог | Плита со множеством знаков и лошадиной головой | 43 | 29 | » » |
15, 7 | » | Керчь | Плита-надгробие Сосия с греч. надписью и множеством знаков | 46 | 26 | II—III вв. (надпись) |
16, 1 | Очень близкая | Красногорское Крым. обл. | Бляха серебряная конская | 92 | 71 | Первые века |
16, 2; 17, 5, 6 | Неполная | То же | То же | 92 | 71 | То же |
16, 1, 2; 17, 5, 6 | » | Кривой Рог | Плита со множеством знаков и лошадиной головой | 43 | 70 | » » |
То же | » | Керчь | Плита со множеством знаков | 47 | 68 | » » |
» » | » | » | Бычок глиняный (игрушка) | 143 | 27 | » » |
16, 3 | — | — | — | — | — | — |
17, 1, 2 | Очень близкая | Керчь | Грузило глиняное | 148 | 77 | Первые века |
То же | То же | Ольвия | Лев мраморный со множеством знаков | 42 | — | То же |
» » | » » | » | То же | 41 | 76 | » » |
17, 1-3 | Неполная | Ольв. чекан | Монеты Иненсимея | 155 | 78 | I—II вв. |
17, 4 | Полная | Ольвия | Гривна золотая | 69 | 85 | III в. |
17, 7 | Неполная | Кривой Рог | Плита со множеством знаков и лошадиной головой | 43 | 213 | Первые века |
То же | Очень близкая | Ак-Кая, Крым. обл. | Пещера № 1 | 57 | 216 | То же |
17, 8; 18, 1 | То же | Ольвия | Плита известняковая | 59 | 214 | » » |
То же | » » | Кривой Рог | Плита со множеством знаков и лошадиной головой | 43 | 215 | » » |
17, 9 | Полная | » » | То же | 43 | 104 | » » |
17, 11-13 | » | » » | » » | 43 | 43 | » » |
То же | » | Ольвия | Лев мраморный со множеством знаков | 42 | 43 | » » [189] |
17, 11-13 | Полная | Ольвия | Плита известняковая | 61 | 43 | I в. |
То же | » | Ст. Еланская на Дону | Котел бронзовый | 137 | 43 | Первые века |
» » | » | Керчь | Стасовский склеп | 52 | 43 | II в. |
17, 14 | Возможная | » | » » | 52 | 140 | » » |
То же | » | Ак-Кая, Крым, обл. | Пещера № 1 | 57 | 129 | Первые века |
17, 10 | Очень близкая | Керчь | Плита со множеством знаков | 47 | 157 | II в. |
18, 9 | Возможная | Ольвия | Плита мраморная с двумя греч. надписями | 29 | 135 | — |
18, 13 | Полная | » | Лев мраморный со множеством знаков | 42 | 146 | Первые века |
18, 27; 18 20 (возм.) | Неполная | » | То же | 41 | 178 | То же |
То же | » | Керчь (?) | Плита известняковая | 18 | 177 | » » |
» » | » | » | То же | 49 | 178 | » » |
» » | » | Керчь | Бляха конская бронзовая, покрытая золотом | 91 | 178 | Начало III в. |
» » | » | » | То же | 91 | 179 | То же |
18, 22, 23; 4, 1 (нижний левый) | Полная | » | Плита-надгробие Макария с греч. надписью | 27 | 171 | II в. (надпись) |
То же | » | » | Плита-надгробие Теоники с греч. надписью, знаками и рисунками | 44 | 171 | После I в. (надпись) |
» » | » | Ярошевка, Киев. обл. | Котел медный capматский | 142 | 171 | Первые века |
14, 2, 3 (левый) | » | Керчь | Грузило глиняное | МИА 25, стр. 411, табл. 1, 3 | — | То же |
Загадочные знаки Северного Причерноморья принято считать скифо-сарматскими30) или сарматскими.31) В сарматском мире тамгообразные знаки в первые века нашей эры распространяются повсеместно и встречаются на характерных предметах сарматской культуры (котлы, зеркала, пряжки и т. п.). Наиболее широкое распространение и наиболее развитой вид они получили в сарматизованных городах Боспора во II—III вв. н. э.32)
Для более убедительного доказательства сарматского происхождения северопричерноморских знаков было бы, разумеется, чрезвычайно важно, при отсутствии их у ранних скифов, проследить знаки на ранних сарматских памятниках, что и попыталась сделать Э. И. Соломоник.33) Однако фактов, приведенных ею, явно недостаточно. Нет оснований датировать сарматские котлы со знаками временем ранее I в. н. э. На сосудах же из сарматских погребений Поволжья34) знаки крайне примитивны, иногда, носят орнаментальный характер, и нельзя полностью отождествлять их с тамгообразными загадочными знаками. Поэтому пока преждевременно говорить о появлении загадочных знаков у сарматов ранее I в. н. э.
Публикуемые граффити значительно пополняют количество знаков, известных у поздних крымских скифов. На территории их царства наиболее интересный памятник со знаками — Ак-Кая. Здесь, около г. Белогорска, в отвесной скале имеются две пещеры со множеством характерных загадочных знаков. П. Н. Шульц отмечает наличие в пещерах позднескифского культурного слоя.35)
Два знака высечены в типично скифском Красногорском склепе (третий знак обнаружен там же, на пряжке).36) Одни знак вырезан на антропоморфной стеле, найденной на скифском городище Красном (Кермен-Кыр), одновременном Неаполю.37)
В самом Неаполе до последнего времени знаки не были известны: знаки на сарматских зеркалах из некрополя38) не относятся к скифским памятникам; опубликованный П. Н. Шульцем рисунок из росписи склепа № 139) не является типичным знаком (поэтому, очевидно, он не вошел в корпус Э. И. Соломоник). Несомненный загадочный знак был засвидетельствован лишь на обломке дна каменного сосуда.40) Кроме того, с трудом различимый знак Υ можно усмотреть на задней стороне опубликованного нами мраморного постамента с надписью Посидея;41) [191] может быть, не случайно вторично использованный скифами для рисунков постамент оказался найденным на городище рядом с общественным зданием А, стены которого, как мы видим, были покрыты многочисленными рисунками.
Предварительный вывод о применении скифами загадочных знаков был сделан несколько лет назад П. Н. Шульцем.42) Наши материалы существенным образом подтверждают этот вывод.
Если простейшие знаки могли возникнуть на определенном этапе развития у разных народов независимо друг от друга, то наличие одинаковых сложных знаков, безусловно, говорит о заимствовании. Э. И. Соломоник справедливо отмечает, что в результате заимствования к сарматам могли попасть некоторые знаки из Сибири, Алтая и Средней Азии.43) Интересно, что один из знаков, на котором в этой связи специально останавливает свое внимание Э. И. Соломоник, встречающийся как в Северном Причерноморье, так и в Хорезме (что было отмечено С. П. Толстовым)44) и в Казахстане, оказался среди наших граффити (рис. 17, 8).
Наличие у крымских скифов ряда сложных знаков, совпадающих со знаками на памятниках сарматской или сарматизованной культуры, свидетельствует о заимствовании скифами сарматских знаков. Вместе с тем, здесь, как и в некоторых других материалах из Неаполя, находит свое отражение сарматизация культуры поздних скифов, не потерявшей, однако, своей самобытности.
Наши материалы позволяют предполагать, что знаки, заимствованные от сарматов, получают у скифов новые варианты. Таков, например, трехчленный знак с прямоугольником посредине (рис. 16, 3).
Вопрос о назначении загадочных знаков крайне труден и пока не нашел своего окончательного разрешения. Как убедительно показала в своей монографии Э. И. Соломоник, знаки в различных случаях имели разное назначение: во многих случаях они служат знаками собственности — родовыми или личными (в том числе и царскими),45) причем иногда прямо используются как тавро;46) в других случаях они имеют магическое значение. Последнее более всего относится к памятникам со множеством знаков, в частности к тем, на которых знаки сочетаются с рисунками. Такого рода памятники имеют коллективный характер, а именно — культовый.47) К этой группе памятников и принадлежат наши граффити.
Э. И. Соломоник обращает внимание на повторение на таких памятках одинаковых знаков, что, по ее мнению, не имело бы смысла при нанесении знаков собственности.48) Это явление весьма интересно и наблюдается довольно редко. Так, например, И. И. Мещанинову ни разу не удалось заметить одинаковых знаков на одном и том же памятнике, это он с достаточным основанием использовал как аргумент против понимания знаков в качестве письма.49) В этой связи отметим, что различия между некоторыми из наших знаков (рис. 15, 3-5) настолько невелики, что знаки эти можно рассматривать как одинаковые; с другой стороны, не исключен и определенный смысл этих различий. Но так или иначе, одинаковые или очень близкие знаки, нанесенные на одном и том же [192] памятнике, скорее всего надо понимать как знаки лиц, принадлежавших к одному роду.
Преобладание среди рисунков на штукатурке изображении лошадей и их голов также говорит в пользу культового значения рассматриваемых нами граффити: имеются археологические данные о существовании у скифов и сарматов культа коня, причем в культовых изображениях часто фигурируют только конские головы.50) Судя по сюжету остальных рисунков (вооруженные люди, всадник с копьем и палицей, таран), здесь мог иметь место военный культ, связанный с культом коня. Один из знаков (рис. 18, 25) по своей форме очень близок к солярным, обычно относимым к культу солнца; целый ряд таких знаков известен в Крыму начиная с эпохи бронзы.51) Может быть, связь культа солнца с культом коня отражена в том, что этот знак помещен на восточной стене здания, где других знаков нет, а имеется лишь несколько рисунков — лошадей и их голов (рис. 7, 11; рис. 8, 2-4).
Уже сама архитектура здания А (его планировка, большие размеры зала, толщина стен) не оставляла сомнении в том, что перед нами — сооружение общественного назначения.52) Реконструкция декоративной росписи стен большого зала показала красоту и богатство внутренней отделки здания, выполненной, несомненно, мастером-профессионалом, специально приглашенным из Боспорского царства или из какого-либо другого греческого центра Северного Причерноморья.53) Это также свидетельствует об особо важном значении здания А.
Наконец, многочисленные граффити, которыми были испещрены нижние части стен здания (особенно — западная стена), указывают на то, что во время происходивших здесь собраний производились какие-то культовые, магические действия.
Как мы упоминали при описании, все граффити были нанесены на стенах очень низко от пола здания. Следовательно, скифы рисовали сидя или даже лежа на полу, и в то же время рисунки были рассчитаны на осмотр их сидевшими людьми, причем сидевшими прямо на полу, без каких-либо скамеек.54)
Возникает вопрос, не следует ли видеть в этих граффити какую-то общую композицию — например, не изображают ли лошади табун, не связан ли последний непосредственно с человеческими фигурами и т. п. Однако то наблюдение, что все рисунки выполнены в разной манере, т. е. разными людьми, исключает возможность предполагать здесь единую картину. Это подтверждается и тем, что некоторые рисунки нанесены поверх других (рис. 7, 12).
Если можно все же в отношении западной стены говорить о какой-то композиции, то лишь в смысле некоторого подчинения рисунков правой и левой половин стены центру (см. рис. 1). Так. лошади, сконцентрированные на левой половине стены, обращены вправо. На правой же половине стены хищник, ближайшая к центру лошадь, люди, повозка направлены влево, однако здесь же (дальше от центра) мы видим осла и лошадь, идущих вправо; впрочем, эти животные тяготеют [193] к большой группе расположенных здесь знаков. Вероятно, не случайно то обстоятельство, что самая середина стены, на протяжении около 3 м, оставлена без граффити. Это могло быть связано с происходившими здесь церемониями: ведь в центре зала находился круглый открытый очаг-жаровня.
В связи с вопросом о толковании наших граффити как культовых заметим, что с древнейших времен магическим обрядам разных народов было свойственно нанесение на скалы и стены пещер рисунков в сочетании со знаками. Целый ряд памятников такого рода известен, начиная с эпохи неолита, в Сибири, на Кавказе, в Приазовье и в других местах.55)
Среди известных нам немногочисленных памятников Северного Причерноморья, сочетающих в себе характерные сарматские загадочные знаки с рисунками, прежде всего должен быть назван керченский Стасовский склеп 1872 г., датирующийся II в. н. э.56) Общее с нашими граффити здесь заключается и в большом количестве знаков и изображений животных, и в типе некоторых знаков (см. таблицу), и в том, что в обоих случаях рисунки нанесены на штукатурке. Стасовский склеп является погребальным памятником; следовательно, находящиеся в нем рисунки по своему содержанию должны были быть связаны с заупокойным культом. Несмотря на различный характер рассматриваемых памятников, сходство граффити Стасовского склепа с неапольскими наводит на мысль об известной общности между заупокойным культом и тем культом, который отражен в Неаполе. Эта общность и выражалась в сходных знаках. Трудно сказать, заключалось ли в этих знаках имя божества, связанного одновременно с обоими культами, или же, может быть, знаки в обоих случаях являлись тамгами людей, живых или мертвых, объединенных между собой принадлежностью к одному и тому же роду; если даже родство знаков в данном случае объясняется просто заимствованием их неапольскими скифами, все же смысловое значение сходных граффити Стасовского склепа и неапольских должно было быть близким. Эта параллель еще раз подтверждает наше предположение о культовом характере исследуемого памятника.
Сочетание изображений животных со знаками мы находим еще на одном боспорском погребальном памятнике — на уже упоминавшемся надгробии Теоники,57) где знаки нанесены при вторичном использовании плиты. Кроме сходства изображений лошадей с нашими граффити, здесь надо также отметить и совпадение некоторых знаков (см. таблицу). Морда животного (скорее всего — лошади) имеется среди множества знаков на известной плите из Кривого Рога.58) И здесь мы находим целый ряд знаков, совпадающих с нашими (см. таблицу).
Интересно, что на всех этих памятниках, где знаки сочетаются с рисунками, встречаются знаки, совпадающие с неапольскими.
Особый интерес исследуемые граффити приобретают еще и потому, что это единственный пока известный в Северном Причерноморье античной эпохи случай, когда рисунки, и в частности загадочные знаки, [194] нанесены на стенах здания. Известны граффити на оштукатуренных стенах ольвийской пекарни II—III вв. н. э., но там это — греческие надписи.59)
Здания с граффити на штукатурке можно было бы указать и отдаленных областях античного мира. Так, например, в Дура-Европос на стенах храма Адониса (II в. н. э.) по штукатурке прочерчены граффити, изображающие воинов с жезлом и копьем, а также птиц и животных. Этим рисункам, хотя и гораздо более совершенным, чем неапольские, также свойственна примитивность; здесь, в отличие от неапольскнх, все рисунки связаны между собой общим сюжетом.60)
На территории Крыма в качестве своего рода параллели нашему памятнику можно привести граффити на фресках херсонесской базилики 1935 г., относящиеся уже к более поздней эпохе.61) Сопоставление неапольских граффити на штукатурке с херсонесской базиликой для нас интересно в том отношении, что в обоих случаях фресковая роспись — с одной стороны и граффити — с другой являются отражением в одном памятнике разнородных культурных или религиозных представлений. В неапольском здании А фресковая роспись является несомненным произведением античного искусства, граффити же, нанесенные поверх росписи, без всякой орнаментальной связи с нею, сделаны скифами и выражают скифские культовые представления; в херсонесской базилике фресковая роспись имеет черты позднеантичного искусства, граффити же по своему характеру и содержанию резко контрастируют с росписью.62)
Для определения времени неапольских граффити обратимся прежде всего к археологическим данным, позволяющим датировать здание А. Нижняя дата здесь мало что даст, так как здание было основано значительно раньше, чем сделаны граффити. Здание было покрыто желобчатой черепицей, датируемой I—II вв. н. э. Верхняя дата, на основании находок и перекрывающем слое позднеримских амфор, определяется концом II — III в. н. э. Исследование стиля фресок позволило определенно датировать их первой половиной II в. н. э.63) Граффити могли быть нанесены несколько позже, но, безусловно, в пределах II в. н. э.
Приведенное выше (см. таблицу) сравнение загадочных знаков, имеющихся среди наших граффити, с аналогичными им знаками, известными на других памятниках Северного Причерноморья, наилучшим образом подтверждает эту датировку. При этом следует учитывать, что некоторые из памятников с загадочными знаками беспаспортны, многие же имеют такой характер, что точная датировка их затруднительна. Находка хорошо датированного комплекса знаков в Неаполе делает этот комплекс своего рода эталоном для датировки целого ряда загадочных знаков Северного Причерноморья.
1) А. Н. Карасев. Отчеты о работах Скифского отряда Крымской экспедиции ИИМК АН СССР и ГИМ за 1955—1957 гг. Архив ИА АН СССР, №№ 1182, 1364, 1667. Приношу глубокую благодарность А. Н. Карасеву, передавшему мне для опубликования все материалы экспедиции по граффити.
2) Основной материал хранится в ГИМ; небольшая часть — в Крымском областном краеведческом музее.
3) И. В. Яценко. Декоративная роспись общественного здания в Неаполе скифком, СА, 1960, № 4.
4) Подробное описание и размеры см. И. В. Яценко. Ук. соч., стр. 92-93, рис. 1-4.
5) См В. П. Бабенчиков. Некрополь Неаполя скифского. ИАДК, стр. 106 сл., рис. 10 и 11.
6) АДЖ, стр. 401-434, табл. XCVIII — C.
7) П. Н. Шульц. Работы Тавро-скифской экспедиции (1945—1946 гг.). Бюллетень ГМИИ «Памятники искусства», № 2, 1947, стр. 26.
8) В. П. Бабенчиков. Ук. соч., стр. 113.
9) Ср., например: История Азербайджана. Баку, 1958, рис. на стр. 21; П. П. Xороших. Наскальные рисунки на горе Манхай II. КСИИМК. вып. XXXVI, 1951. рис. 58 и 59.
10) Н. В. Макаренко. Археологические исследования 1907—1909 гг. ИАК, вып. 43, 1911, рис. 29, 30; М. И. Артамонов. Средневековые поселения на Нижнем Дону, ИГАИМК, вып. 131, 1935, рис. 42.
11) М. И. Артамонов. Ук. соч., рис. 40, 5.
12) Н. В. Пятышева. Скифы и Херсонес. ИАДК, стр. 260-261, рис. 6.
13) Экспозиция Бахчисарайского историко-археологического музея, инв. 5814/п. о. 112.
14) Э. А. Сымонович. Отчет о работах на восточном участке некрополя Неаполя скифского в 1957 г. Архив ИА АН СССР, № 1545, стр. 49 и табл. XXI, 5.
15) АДЖ, табл. XCVII.
16) Там же, табл. LXXXIII.
17) IOSPE, II, № 232; G. Kieseritzky, С. Watzinger. Griechische Grabreliefs Südrussland. Berlin, 1909, стр. 34, № 192.
18) Э. И. Соломоник. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев, 1959, стр. 99-100. № 44.
19) Это мнение было высказано И. И. Сокольским и поддержано Н. П. Шульцем.
20) Аполлодор. Полиоркетика, § 159 сл. ВДИ, 1940, № 3-4, стр. 399-400; Афиней. О машинах, § 9 сл. ВДИ, 1940, № 3-4, стр. 415-417.
21) Аноним Византийский. Инструкции по полиоркетике, § 228. ВДИ, 1940, № 3-4. стр. 435.
22) Там же, § 214 сл., стр. 430, 433-434.
23) Ср. в Неаполе скифском дверь мавзолея: П. Н. Шульц. Мавзолей Неаполя скифского. М., 1953, рис. 5 и 7; ср. также изображение двери на краснофигурной гидрии: Г. Дильс. Античная техника. М.-Л., 1934, рис. 14.
24) И. М. Лосева. Новые археологические исследования отряда ГМИИ им. А. С. Пушкина на холме Арин-Берд. СА, 1958, № 2, рис. 7, 5.
25) АДЖ, табл. LXXXIII.
26) Э. И. Соломоник. Ук. соч., стр. 109.
27) Из них четыре знака (рис. 5, 3. 4; рис. 6, 1, 3) вошли в монографию Э. И. Соломоник (см. там же, № 53).
28) Э. И. Соломоник. Ук. соч.. стр. 78-79, № 34.
29) Различие заключается в том, что у нашего знака (зафиксированного in situ) треугольник расположен внизу и линия восходит от его вершины, а у красногорского — треугольник вверху и линия опускается от его основания.
30) П. Н. Шульц. Исследования Неаполя скифского (1945—1969 гг.). ИАДК, стр. 86-87.
31) Э. И. Соломоник. Ук. соч., стр. 16-19.
32) В. Ф. Гайдукевич. Боспорское царство. М-Л., 1949, стр. 430.
33) Э. И. Соломоник. Ук. соч., стр. 17.
34) Там же, № 145 и 146.
35) П. Н. Шульц. Исследования Неаполя скифского, стр. 86-87; Э. И. Соломоник. Ук. соч., №№ 57, 58.
36) Там же, №№ 34 и 92.
37) Там же, № 22.
38) Там же, № 118.
39) П. Н. Шульц. Исследования Неаполя скифского, стр. 86, рис. 14, 6.
40) Раскопки П. Н. Шульца в 1957 г. Материал не опубликован, хранится в ОАСА ИА АН УССР в Симферополе.
41) О. Д. Дашевская. Четвертая надпись Посидея из Неаполя скифского. СА, 1960. № 1, рис. 2, 2 (см. середину правого края рисунка). Аналогичный знак см. Н. Jänichen. Die Bildzeichen der königlichen Hoheit bei den iranischen Völkern. Bonn, 1956, табл. 11. Автор ошибочно указывает, что данные знаки находятся на стене склепа в Керчи, тогда как в действительности они нанесены на известняковой плите из Керчи — см. Э. И. Соломоник. Ук. соч., № 47 К сожалению, на фотографии плиты в книге Э. И. Соломоник интересующий нас знак плохо виден и в общую таблицу знаков ею не включен; близкие по форме знаки есть в таблице: 191, 192 (см. №№ 43, 44).
42) П. Н. Шульц. Исследования Неаполя скифского, стр. 87.
43) Э. И. Соломоник. Ук. соч., стр. 19.
44) С. П. Толстов. Древний Хорезм. М., 1948, стр. 185 (вверху).
45) Э. И. Соломоник. Ук. соч., стр. 16 и 22 сл.
46) Там же, стр. 26-27; H. Jäniсhen. Ук. соч., табл. 30.
47) Э. И. Соломоник. Ук. соч., стр. 28-30; ср. И. И. Мещанинов. Загадочные знаки Причерноморья. ИГАИМК, вып. 62, 1933. стр. 84.
48) Э. И. Соломоник. Ук. соч., стр. 29.
49) И. И. Мещанинов. Ук. соч.. стр. 84.
50) В. А. Городцов. Дако-сарматские элементы в русском народном творчестве. Тр. ГИМ, вып. I, 1926, стр. 7 сл.; И. В. Синицын. К материалам по сарматской культуре на территории Нижнего Поволжья. СА, VIII, 1946, стр. 77; П. Н. Шульц. Исследования Неаполя скифского, стр. 89-93.
51) А. А. Щепинский. Солярные изображения эпохи бронзы из Крыма, СА, 1961, № 2.
52) А. Н. Карасев. Ук. соч.
53) И. В. Яценко. Ук. соч., стр. 99-100.
54) Пол здания А был тщательно обмазан известковым раствором. Вскрытие пола показало, что под ним, на скале, был специально насыпан тонкий зольный слой. Такие зольные слои применялись скифами для утепления и гидроизоляции зданий. См. А. П. Припусков. О зольных подстилках под основаниями скифских построек ИАДК, стр. 327-329.
55) См., например, В. Ф. Генинг. Наскальные изображения писаного камня на Вишере. СА, XXI, 1954; В. И. Марковин. Наскальные изображения в предгорьях Северо-Восточного Дагестана. СА, 1958, № 1; О. Н. Бадер. Древние изображения на потолках гротов в Приазовье. МИА, № 2, 1941; В. М. Даниленко. Про наскельні зображення Кам'яноï Могили. Археологія, т. IV, 1950.
56) АДЖ, стр. 298-299, табл. LXXXIII.
57) Э. И. Соломоник. Ук. соч., № 44.
58) Там же, № 43. Э. И. Соломоник усматривает рисунки еще на одном памятнике — плите из Керченского музея; однако те рисунки, которые Э. И. Соломоник считает изображениями овощей или фруктов, имеют характерные для знаков «рога» и скорее всего также являются знаками. См. там же, стр. 104-105, № 48.
59) См. Л. М. Славин. Научная конференция археологов, изучающих историю Украины в скифо-сарматскнй период. ВДИ, 1940, № 1, стр. 201.
60) M. I. Rostovtzeff, F. E. Brown, C. B. Welles. The Excavations at Dura-Europos. Preliminary Report of the Seventh and Eight Seasons of Work 1933—1934 and 1934—1935. New Haven. Yale University Press, 1939, стр. 177-180, табл. LVII.
61) О. И. Домбровский. Фрески южного нефа херсонесской базилики 1935 г. Херсонесский сборник, вып. V, 1959, стр. 225, рис. 10.
62) Там же. стр. 223-225.
63) И. В. Яценко. Ук. соч., стр. 100-101.